Печально, но факт: карантин значительно ограничил и бизнес-активность, и окно творческих возможностей. Ограничил, но не закрыл. Преимущество креатива в том, что он меньше привязан к жестким реалиям, творческая мысль кордонов не знает. А значит, в креативных индустриях все продолжается. О том, как создавать креативный продукт в новых условиях, рассказывает Наталия Чижова, co-owner ивент-агентства Plombir.
Расскажите, что происходило с вашей сферой этой весной?
Если вы когда нибудь были под общим наркозом, то это было очень похожее ощущение. Тебе говорят, что сейчас начнется карантин и просят досчитать до десяти, вводя анестезию. Ты говоришь «раз, два, три, че…..». И, не успев досчитать, все, в какой-то период время идет, карантин происходит, а тебя нет, ты в отключке.
Так случилось 11 марта, когда все массовые мероприятия попали под запрет. «Массовые» в нашем государстве — это от двух человек. И после ввода ограничений тебе требуется какое-то время, чтобы прийти в себя, осознать, что мир не рухнул, просто тебе временно выключили сознание и ты обездвижен.
Но ваша компания сейчас продолжает деятельность, и мы даже видели ваши проекты в момент карантина. Как быстро вы сориентировались?
Всегда есть выбор: закрыть деятельность сразу, или переждать (если есть достаточно ресурсов), или долго и упорно ползти в направлении выживания. Мы — ребята настойчивые, стартовали когда-то в 2013 году и пережили кризис 2014-2015 годов, поэтому решили бороться до победного.
Нам казалось, что мы сориентировались быстро, так как практически в первые дни запустили проект VR-event. Но в действительности, нашим клиентам также потребовалось время, чтобы сориентироваться и понять, как двигаться дальше. Поэтому первые кейсы мы реализовали только в мае. До этого момента мы разрабатывали идеи, а также выполняли смежные с ивентом задачи для наших постоянных клиентов — дизайн, подарочные наборы, съемки видео и т.д.
Клиенты сами приходили к вам с запросами или вы проявляли инициативу?
В первый месяц карантина у нас было сумасшедшее количество запросов. В два раза больше, чем в феврале. Рынок двигался по инерции — часть проектов уже была в проработке, и клиенты еще не понимали, коснется ли карантин их летних мероприятий. Поэтому в марте к нам активно заходили запросы на июнь и июль в офлайн-формате. С продлением сроков карантина все осознали, что планы на лето также под вопросом, и активность снизилась. В этот момент мы приняли решение делать «незапланированный» креатив. В голове стали появляться идеи, которые мы предлагаем конкретным брендам просто так. То есть проявляем инициативу и говорим: «Мы придумали идею и хотим реализовать ее именно с вашей компанией. Давайте?»
Кинопоказ на балконе от «Киевстар» и «Планета Кино» появился именно так?
Да, это очень показательный кейс. Вечером в четверг нам пришла идея, за полдня наши креативщики ее упаковали, и уже в пятницу мы одновременно обратились к «Киевстар» и «Планета Кино» с предложением создать такую коллаборацию, проект в поддержку сознательного досуга во время карантина.
Конечно, ключевым моментом стало то, что идея релевантна бизнесу и продуктам клиента. Полное название кинопоказа «Залишайтеся на домашньому. Дивіться кіно на балконі». И это такая игра слов — у «Киевстар» есть продукт «Домашний интернет», соответственно, проект говорил не просто про карантин, а в первую очередь про продукт «Киевстар». От момента появления идеи до реализации прошло две недели. И это очень короткий срок, учитывая согласование внутри двух компаний клиентов, а также получение всех необходимых разрешений.
Как вам удается генерировать идеи в такое турбулентное время?
Креатив — это творческий процесс. И не секрет, что лучшие работы у деятелей искусства случаются именно в моменты максимально полярных настроений — абсолютного счастья или глубокой депрессии. В обоих случаях — это ресурсные состояния. Вот, когда у тебя все ровно, в такие моменты придумывать идеи тяжелее всего, ничего не зажигает внутри.
Было очень неожиданно в апреле получить от клиента запрос на новогодний корпоратив. Просто клиент подумал, что ивенторам все равно на карантине нечем заняться 🙂 И вот генерация идей про новогодний праздник, когда за окном весна, коронавирус и кризис — это было немного сюрреалистично. Но мы смогли абстрагироваться.
Как создавать креативный продукт в сегодняшней ситуации?
Креатив — это командная работа. Важно чувствовать друг друга, подхватывать на лету чужие мысли и малейшие идеи. У нас в Plombir очень многие идеи «без запроса» приходят в голову моему партнеру, Евгению Шестакову. А креативный отдел круто разворачивает их в готовый проект и продукт. Так было с кинопоказом. В то же время наш креативный директор, Юля Каминская, мастерски создает идеи под задачи клиентов.
Юля делилась со мной недавно своими мыслями. Свободное творчество — это когда ты можешь ждать музу, сколько угодно. А креатив для бизнеса — это целостный продукт в конкретные сроки и бюджеты. Поэтому без планирования дня, соблюдения дедлайнов — никуда. Но в то же время нужно уметь выстраивать отношения с самим собой. Проветривать мозги. Читать, бегать, заниматься йогой, играть в настолки. У всех по-разному. Например, я люблю читать или мыть посуду, слушая подкасты. Меня это успокаивает 🙂 Юля любит готовить и проводить время с сыном. А Женя мочит зомби в плейстейшн. Иногда, чтобы переключиться, нужны очень простые вещи. А в карантин только они нам, по сути, и доступны.
Как вы видите восстановление ивент-индустрии и выход из карантина? Какие тренды можете спрогнозировать?
Очень сложно ванговать о том, что будет дальше, особенно учитывая высокую вероятность новой волны коронавируса. Я могу судить, основываясь на том, какие фидбеки мы получаем от клиентов и в какую сторону смотрит наше агентство.
Во-первых, гибридные форматы, которые совмещают офлайн и онлайн, останутся с нами после карантина. Хотя бы потому, что онлайн позволяет расширить аудиторию количественно и географически.
Во-вторых, ивент-агентства уже сейчас расширяют свой портфель услуг, делая акцент на коммуникациях, стратегии, креативе. Это было и раньше, но сегодня на трансформации своих услуг агентства делают особый акцент.
В-третьих, большую пользу приносят собственные продукты. Это наш главный инсайт карантина. Мы не ждем запроса от клиента. Мы придумываем собственные продукты, которые предлагаем всем нашим корпоративным клиентам или же разрабатываем идею под бренд.
И последнее. Что касается команды, мы собрали фидбек и осознали, что нет ни единой причины, по которой мы должны отказаться от удаленной работы. Ребята показали свою ответственность, продуктивность, самодисциплину. Поэтому мы решили сохранить свободу выбора для каждого — ехать сегодня в офис или работать из дома.
Все о чем я говорю, в большей части касается корпоративного сегмента. Мы очень точечно делаем частные ивенты и никогда не считали это своим основным направлением. Но сегодня, очевидно, что этот сегмент рынка будет восстанавливаться гораздо быстрее, чем корпоративный.
В тему:
«Мероприятие, к которому готовились, испортить сложно»: чек-лист идеального ивента.
О том, как перенести массовый ивент в онлайн и создавать креативный продукт в условиях карантина, рассказывают операционный директор Куража Настя Лепихова и SMM-ракета Куража Маша Маркина.