Львиную долю рабочего времени фрилансера занимает поиск клиентов. Сначала их становится все больше, а потом появляется определенный пул работодателей, с которым удается наладить сотрудничество. Однако для того, чтобы эти отношения не пали жертвой недоразумения или неграмотной коммуникации, приводим пять советов, которые помогут выстроить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество.

1. Найдите правильных клиентов

Каким бы очевидным это не казалось, но в основе всего стоят именно клиенты. И их правильный выбор определит ваши дальнейшие взаимоотношения с ними.

«Вам нужно понимать, как клиенты строят бизнес и будут ли они продолжать делать у вас заказы. Если это, допустим, одно мобильное приложение под конкретный кейс – понятно, что долгосрочных отношений не получится. Но если вы видите, что ваши услуги будут востребованы регулярно — имеет смысл выстраивать сотрудничество», — говорит Андрей Просеков, фрилансер с большим опытом работы, top rated на бирже Upwork.

Помимо того, что бизнес клиента должен постоянно нуждаться в услугах фрилансера, нужно и здраво оценивать процесс коммуникации с заказчиком. Если «не заладилось» с самого начала, скорее всего, не имеет смысла продлевать сотрудничество в будущем, иначе проблема непонимания будет лишь усугубляться.

2. Договаривайтесь на берегу

Обо всех деталях лучше говорить до начала работы над заказом. Это убережет фрилансера от необоснованных претензий, а клиента – от плохо выполненной работы.

Чем опытнее фрилансер, тем лучше он знает свои слабые и сильные стороны, навыки, а также трудности, которые могут настигнуть его в процессе выполнения заказа. О них стоит рассказать клиенту сразу, в противном случае объяснения пост-фактум будут выглядеть как невнятные оправдания и объяснения о плохо выполненной работе.

То же самое касается и клиента. «Если клиент говорит: «Я сам могу это в фотошопе дорисовать, почему я вам буду за это платить?» — значит вы не до конца оговорили сферу своей и его компетенции. Если же случился такой прецедент, несмотря на договор, возможно, вам с этим клиентом не по пути», — говорит Андрей.

3. Не повышайте рейт по проекту без весомых на то причин

Очевидно, что в процессе долгосрочного сотрудничества фрилансеру захочется поднять свой рейт. Однако без весомых причин этого делать нельзя. Повышение рейта по проекту должно подкрепляться понятной и осязаемой причиной. Одно лишь долгосрочное сотрудничество не является достаточным оправданием вашего решения изменить расценки за ваши услуги. Здесь нужно помнить о лояльности к клиенту и проявлять ее на том же уровне, как мы ожидаем по отношению к себе. А вот если у вас уже очень богатое портфолио, и вы овладели новыми навыками — это более предметное основание для повышения рейта.

«Если клиент заказывает у вас более сложный проект, чем предыдущий, то вы можете поднять цену, но объяснить, почему происходит именно так. Если же суть одинаковая, а вы называете новую стоимость, клиент решит, что вы просто решили на нем «покататься»», — комментирует Просеков.

Таким образом, для повышения цены может быть лишь несколько поводов: более сложная работа, общее изменение расценок на рынке, обретение уникальной экспертизы.

4. Избегайте сюрпризов

Клиенту нужна качественно выполненная работа. Если заказы повторяются, то клиент ожидает, что и результат будет повторяться. Поэтому неприятные ситуации со стороны фрилансера могут сильно подорвать доверие к нему клиента. Если фрилансер ощущает, что что-то может пойти не так, лучше предупредить клиента заблаговременно, чтобы это не стало для него неприятной неожиданностью.

Если фрилансер постоянно демонстрирует один и тот же уровень качества выполненной работы, то работа в рамках ТЗ, но более низкого качества, может расстроить заказчика. То же самое касается оплаты. Не нужно пытаться скрывать какие-то траты, рассчитывая их собрать с клиента уже по ходу, необходимо оговорить все возможные экстрарасходы заранее, а дополнительные расходы внести в ваш договор. Даже если вы делаете это без злого умысла, клиента дополнительные расходы уж точно не порадуют.

При сдаче готового проекта попросите клиента дать оценку проделанной работе и спросите, соответствует ли работа его ожиданиям. Будьте готовы внести изменения, если нужно, а также к критике — необходимо дать клиенту возможность высказаться и принять его замечания. Если вы не согласны с чем-то, объясните это, но не забывайте о правилах бизнес-коммуникации.

5. Смотрите по сторонам

Какие бы чудесные отношения фрилансер не выстроил с клиентом, всегда нужно помнить, что они могут закончиться.

«Сотрудничество может закончится по любой причине. Никогда нельзя предугадать всего. Но если вы выбрали хорошего клиента и качественно выполняете свою работу, вероятность потери заказчика снижается», — резюмирует Андрей.

Фрилансеру никогда не следует забывать, что он с такими навыками не один, и другие фрилансеры точно так же работают над схожими проектами. Очень легко попасть в зону комфорта, построив долгосрочные и прибыльные взаимоотношения с клиентами. Однако первое, что может послужить причиной разрыва сотрудничества — падение профессионального уровня фрилансера или же несоответствие его навыков тому, что предлагается на рынке.

Поэтому фрилансеру следует смотреть по сторонам, учиться у коллег и не забывать о том, что даже самые благоприятные взаимоотношения с заказчиками не освобождают его от необходимости постоянно развиваться.


Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Що читати на карантині: поради для коммунікаційників

Що читати на карантині: поради для коммунікаційників

Коммунікаційна агенція prcom підібрала 9 книг, які стануть у нагоді всім маркетологам, піарникам і коммунікаційникам, та допоможуть провести карантин із ...

Союзники в дії

ГО «Точка опори ЮА» запускає проєкт для союзників ЛГБТ

«Союзники в дії» — це сайт та серія активностей для тих та про тих, хто розуміє, що всі люди рівні ...

Кураж тепер online: розклад активностей на тиждень

Улюблена київська барахолка Кураж на період карантину повністю перейшла в онлайн-формат. Майже все, що можна було робити на Куражі, — ...

сергій махно колонка

7 речей, які можуть з’явитися у домівках після пандемії

Онлайн-журнал Dezeen, найкраще медіа про архітектуру за версією The Independent, опублікував роздуми українського архітектора Сергія Махно про те, як можуть ...

UNIT.City запустив серію безкоштовних освітніх проєктів

Чотири нові проєкти покликані об’єднувати людей, які залишаються вдома, роблячи важливі знання доступними та відкриваючи світ нових можливостей віртуальної взаємодії. ...

[М] #stayhome HD

MEGOGO запустив інтерактивний канал, який закликає бути вдома

На медіасервісі MEGOGO розпочав мовлення інтерактивний канал [М] #stayhome HD, який зібрав найдобріші фільми про дружбу та любов. Канал мовитиме ...