На помощь приходит тайм-менеджмент! Но ко всем ли приходит?
Владислав Вавилов, бизнес-тренер, политический и общественный деятель, автор книг «Реклама красоты. Практика» и «Fitness менеджмент», спикер «Высшей школы коммуникаций», является живым примером эффективного тайм-менеджмента.
Подробно секреты успешного тайм-менеджмента Владислав раскроет на своем выступлении в
Высшей школе коммуникаций. А в этом интервью он рассказал о том, что нужно, чтоб стать более организованным, когда тренинги по тайм-менеджменту эффективны и какая связь между пунктуальностью и галстуками.
Сегодня существует множество ресурсов для изучения тайм-менеджемента: каналы на youtube, тренинги офф-лайн, книги. Что из них наиболее эффективно?
– Я бы не выделял что-то как более или менее эффективное. Потому что эффективность зависит не от убедительности тренера или красоты слога книги. Единственный, от кого все зависит – сам человек.
Почему же тогда у одних сразу жизнь меняется коренным образом, а другие тратят деньги и время, но в итоге – никаких перемен?
– Изменить что-то в своей жизни означает вытянуть себя из зоны комфорта. А это уже сильный стресс, к которому не все готовы. Особенно когда говоришь, что нужно будет прилагать усилия не несколько недель или месяцев, а сделать это постоянным образом жизни. Многие отказываются, даже не пытаясь, потому что понимают, что не смогут.
Но у некоторых же все-таки получается взять себя в руки, побороть прокрастинацию, перестать опаздывать, заняться спортом и т.д.. Почему так, ведь у них тоже, зона комфорта и т.д.?
– Очень часто радикальным изменениям предшествуют серьёзные потрясения. Они сами по себе являются сильнейшим стрессом и полностью выбивают из зоны комфорта. Тогда страх самостоятельно вытянуть себя из этого комфортного кокона просто отсутствует. Иногда это какие-то приятные изменения в жизни, например, рождение ребенка. Но чаще это жизненные испытания, утраты, кризисные ситуации.
Примеры: за опоздания сняли премию, на которую очень рассчитывал. Компания не выиграла решающий тендер из-за срыва сроков, поэтому уволили с работы. Попал в аварию из-за превышения скорости, потому что не рассчитал время и опаздывал. Вот в такие моменты приходит не только понимание, что так больше нельзя, но и стимул срочно менять что-то.
А как начать меняться, не дожидаясь жизненных потрясений?
– Чтобы не ждать пинка от жизни, поставьте сами себя в некомфортное положение. Поспорьте с кем-то, что вы побреетесь налысо/сбреете бороду, если не достигнете поставленной цели, например, если не выучите английский. Причем поспорьте с большим количеством людей.
Другой вариант спора: поставьте на кон крупную сумму денег, и поспорьте, что вы поборете себя в чем-то, что вам тяжело дается. Отдайте на депозит или на хранение эти деньги и определите конечную дату спора. Если вы побеждаете, деньги вам возвращаются, если проигрываете спор, деньги отдаются на благотворительность.
Также эффективный способ – давать обещания. Например, некоторым людям для занятия спортом необходим тренер. Причем он им нужен не для более качественных тренировок, а чтобы было кому пообещать прийти на занятие. Если не сдержишь обещание, стыдно ведь будет. Особенно эффективно обещать человеку, которым дорожишь: родителям, мужу/жене. Тяжелая артиллерия, самый серьёзный вариант. – обещать что-то ребенку. Дети очень искренние. Если их обманывают, они плачут. Это бьет по совести больнее, чем невыполненное обещание, которое дал сам себе. Но я нив коем случае не призываю расшатать детям психику, растить их во лжи и невыполненных обещаниях.
Еще одним мотивом может послужить совместное решение что-то менять. Например, решение обоих супругов бросить курить и/или начать заниматься спортом. Первые три недели будет очень тяжело. Когда стимул недостаточно силен, если коллеги и знакомые в тебя не верят и подтрунивают, велика вероятность отказа от всей затеи. Но если рядом будет близкий человек, который поймет и поддержит, это придаст сил и решительности. Кстати, часто люди после достижения значимых результатов и больших изменений меняют и свое окружение. К примеру, те, кто бросил курить и начал заниматься спортом, постепенно все больше общаются со спортсменами и все меньше с курящими. Так что пытайтесь сразу общаться и заручится поддержкой тех людей, к которым вы в дальнейшем себя хотели причислить.
Какие еще есть способы перехитрить свою лень?
– Иногда слабости, как ни странно, могут способствовать мотивации. Например, комплекс неполноценности и острая необходимость в признания могут подвигнуть человека на серьёзные достижения.
Перспектива иметь высокую должность, соответствующие должности атрибуты типа визитки, IPhone последней модели, дорогую машину – все это вполне может быть стимулом.
Интересно, что самоорганизация тесно связана с внешним видом. Деловой внешний вид имеет три стадии. Сначала человек хочет произвести определенное впечатление и одевает неудобный классический костюм. Потом он осознает, что для ежедневной носки нужен удобный костюм. А потом он вырастает профессионально и в карьере, и необходимость производить впечатление практически отпадает. И человек начинает носить то, в чем ему комфортно.
Так же и с самоорганизацией. Сначала нужно загнать себя в максимально строгие рамки. И только когда вы ощущаете, что в этих рамках вы действуете на автомате, что они являются для вас нормой, вы можете их убирать просто потому, что они вам не нужны.
Многие обычно собираются начать новую жизнь с понедельника, с нового года и т.д. но так и не начинают. Как поймать тот момент, когда стоит начинать?
Период внутренней мотивации очень короткий. Пока вы подогреты, заряжены идеей, нужно сразу бежать и делать. Чем быстрее вы это сделаете, тем больше вероятность того, что вы это сделаете вообще.
Каковы основные принципы, правила, рекомендации тайм-менеджемента?
Первое – ставить себе достижимые цели. Когда реальная ситуация и конечная цель находятся слишком далеко, велика вероятность того, что человек побоится и вообще откажется от цели, или попробует и, не получив сразу результата, разуверится в себе.
Если все же ваша цель очень велика, разбивайте ее на выполнимые этапы, определяйте для каждого из них время выполнения.
Второй важный момент: нужно найти тот инструмент, который конкретно вам будет помогать планировать и контролировать время.
Например, для меня самый удобный способ напоминать о чем-то и планировать день – это смартфон. Особенно полезно звуковое напоминание. Потому что в блокноте можно записать и забыть потом вовремя просмотреть записи. Сегодняшний мир – это мультизадачность. И когда что-то не выполняешь просто потому, что забываешь, тебе как минимум стыдно, а часто это ведет к очень нежелательным последствиям.
Следующее: определяйте приоритеты по срочности и важности, и соответственно вносите их в свой план и выполняйте. Рутинные, несложные и несрочные виды работы по возможности делегируйте.
Также попытайтесь проанализировать, на какие дела вы тратите больше времени, чем стоило бы. Определите своих личных «пожирателей времени» и подумайте, как свести их до минимума.
Ну и еще один важный момент: вы должны наслаждаться своим распланированным и эффективным способом жизни. Но при этом ваш комфорт ни в коем случае не должен негативно сказываться на комфорте окружающих.
Какие враги тайм-менеджмента существуют?
– Первый враг – самооправдания. Когда люди себя оправдывают – это плохой сигнал. Конечно, я не хочу ни у кого воспитывать комплекс и чувство вины. Но когда человек постоянно находит оправдание перед самим собой, это знак того, что никаких изменений в его поведении не будет никогда.
Также на эффективность использования своего времени влияет окружение, вернее, стадное чувство. Если все вокруг ведут себя определенным образом, ты перенимаешь эту модель поведения. Если все сотрудники компании опаздывают, то даже обычно пунктуальный в жизни человек, попав в такую компанию, также начинает опаздывать на работу.
В контексте общения с коллегами отмечу, что бывают люди «результативные» и «процессуальные». Первые ориентируются на достижение результата. Вторым больше важны атрибуты: им нравятся должности, красные дорожки, работа в офисе, строгие костюмы, деловые встречи, переговоры… Сведите до минимума общение в «процессуальными» людьми и сразу отметите колоссальную экономию времени.
Еще сильно расхолаживает отсутствие какого-то стимула. Бывает, смотришь: пришел новый человек в спортзал. Обмундировался по полной: кепки, майки, кроссовки, браслет на руку. Думаешь, придет три раза. Так и получается. Хотя собирался 2 недели.
Также врагом самоорганизации и тайм-менеджмента является возможность отступить. Сделайте так, чтобы ваш шаг в новую жизнь был – как прыжок с моста, когда ты летишь в одном направлении и никак не можешь вернуться назад.
Сегодня пожиратель времени №1 – это социальные сети. Как оставаться эффективным пользователем соцсетей, но не тратить слишком много времени на них?
Лично я со своего смартфона удалил все социальные сети. Второй шаг – удалить с планшета. Соцсети должны оставаться только на компьютере. Нужно максимально усложнить себе доступ к соцсетям и направить свою лень против своей зависимости от соцсетей.. Если соцсети только на компьютере, то подключение к ним занимает значительно больше времени: пока включится компьютер, пока загрузится роутер. Нужно ждать. То есть вы сами ставите преграду против своего пожирателя времени, свою лень вы запускаете против него.
Развлекательный, но бессмысленный контент типа котиков никуда не денется. И от бесед по телефону тоже никуда не деться. Но если вы чувствуете, что время на это можно сократить, поставьте себе звуковые таймеры, которые будут периодически пищать и напоминать о времени.
Многие могут возразить, что Facebook упрощает коммуникацию. Это иллюзия. Я не единожды наблюдал, как люди на встречах постоянно обновляют на телефоне разные соцсети, отвлекаясь при этом от действительно важных вещей. Нужно взять за правило общаться с деловыми партнерами посредством электронной почты. Тогда и постоянные заглядывания в соцсети не будут иметь повода и оправдания.
Какие типичные ошибки при выполнении этих рекомендаций совершают люди?
Главная ошибка – ждать от каких-то книг, уроков, тренингов реальных изменений. Люди думают, что «вот завтра я посещу 6-часовой тренинг, а послезавтра встану и начну жить по-другому». Но пока человек не начнет действовать, ему не поможет никакая книга, лекция или видеоурок.
Только неукоснительное выполнение чего-то на протяжении 21 дня даст результат. За это время организм привыкнет к чему-то новому и сформируется привычка как автоматичное действие.
Любые тренинги по самоорганизации, тайм-менеджменту, как и образование вообще – это «каша из топора»: пока вы не начнете работать, ничего не изменится.