10 капканов нашего мышления

Иллюзия контроля

Была открыта Элленом Лангером в 1975 во время экспериментов с лотерейными билетами. Участники разделились на две группы : первая группа сама выбирала себе билеты, второй же их вручили без права выбора. Спустя два дня всем участникам предложили поменять их билеты на более выгодные из лотереи с большими шансами на выигрыш. Предложение выгодное, не так ли? Но те, кто сами выбрали билет не хотели меняться, воображая, что собственный выбор билет может повлиять на выигрыш.

Вывод: Люди склонны переоценивать свое влияние на события, в благополучном исходе которых они заинтересованы.

Нулевой риск

Сделайте выбор: уменьшить маленький риск до нуля или уменьшить огромный риск значительно, но не к нулю. Например, свести к полному нулю авиакатастрофы или резко снизить число автомобильных аварий. Выбрали?

Верным будет второй вариант. Так как он спасет намного больше жизней: в автокатастрофах погибает намного больше пассажиров, чем в авиа. Но! Данные исследований показывают, что большинство выбирают вариант №1: нулевой риск хоть в какой-то сфере выглядит более успокаивающим, даже если ваши шансы стать жертвой авиакатастрофы ничтожно малы.

Селективное восприятие

Допустим, вы против ГМО. Вы, скорее всего, интересуетесь и читаете новости об этом. Читая, вы убеждаетесь, что правы: опасность налицо. В чем загвоздка? В том, что вы скорее всегоуделяете гораздо больше внимания новостям, подтверждающим вашу точку зрения, чем аргументам в защиту ГМО. Так вы теряете объективность. Склонность отдавать предпочтение такой информации, которая оправдывает ожидания, и пропускать мимо ушей все остальное и есть селективное восприятие.

Иллюзия прозрачности

Бывают моменты, когда просто необходимо солгать. Но это, оказывается очень сложно, кажется, что вы открытая книга и вас видят насквозь, любой неправильный жест может выдать вашу нечестность. Бывало такое? Название этому «иллюзия прозрачности» — склонность людей переоценивать способность окружающих понимать их истинные мотивы и переживания.

1998 год, Корнелльский университет. Психологи проверили эксперимент на студентах. Некоторые студенты читали вопросы с карточек и отвечали на них, говоря правду или ложь, как сказано в карточке. Аудитории предлагалось установить, когда выступающие лгут, а выступающих попросили оценить свои шансы солгать и «не спалиться». 50 процентов обманщиков предположила, что их раскусят — но слушатели смогли разоблачить лишь четверть.

Это означает, что те, кто врал, сильно переоценили проницательность своих слушателей. Так случается потому, что мы хорошо знаем себя и думаем, что наши знания очевидны для другого наблюдателя. Иллюзия прозрачности работает и в противоположном направлении: мы переоцениваем и свои способности распознавать ложь других.

Эффект Барнума

Этот эффект назвали в честь американского шоумена и ловкого манипулятора 20 века Финнеаса Барнума. Суть его в том, что человек склонен воспринимать размытые и общие описания как точные характеристики  своей личности. Например, вы не верите в лженауки, но натыкаясь на гороскоп, интереса ради читаете его, и описание точно совпадает с вашим представлением о самом себе. Такие ситуации бывают даже со скептиками, этим эффектом и пользуются астрологи и гадалки.

Эффект негативности

Негативные новости всегда привлекают больше внимания, нежели позитивные. Это вовсе не означает, что мы пессимисты. Дело в эволюции, так как в ее процессе реакция на плохие новости была правильнее, чем активная реакция на хорошие. Предложение «эта ягода вкусная» можно было пропустить мимо ушей. А вот на слова «эта ягода ядовитая» среагировал бы любой. Отсюда избирательность нашего восприятия новой информации. Негативную информацию мы считаем более достоверной.

Сейчас число войн и уровень преступности на планете ниже, чем когда-либо в истории. Но практически все согласятся, что ситуация на планете ухудшается с каждым днем.

Эффект самоисполняющегося пророчества

Суть этого когнитивного искажения, работающего на руку прорицателям, в том, что лживое пророчество(если оно звучит убедительно) может подтолкнуть людей неосознанно делать шаги к его исполнению. В результате, пророчество, которое имело мало шансов, вдруг становится верным.

Классический вариант такого пророчества описан в повести Александра Грина «Алые паруса». Выдумщик Эгль предсказывает маленькой Ассоль, что, когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль горячо верит в предсказание и о нем становится известно всему городу. А потом влюбившийся в девушку капитан Грей узнает о пророчестве и решает воплотить мечту Ассоль. И в итоге Эгль оказывается прав, хотя хэппи-энд в истории обеспечили далеко не сказочные механизмы.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Мы оправдываем свои промахи объективными обстоятельствами, поведение других — их личностными качествами. Для примера, ваш коллега опаздывает из-за не пунктуальности, а вы — из-за пробок или сломанного будильника. Причем это касается не только внешней, официальной ситуации, но и о внутренних резонах — такая тактика по жизни не дает брать нам ответственность за свои проступки.

Эффект морального доверия

Священник взял взятку или был замечен в стриптиз-баре. В такой из ряда вон выходящей ситуации есть закономерность. Ее название — «эффект морального доверия». Когда у некой персоны сложилась репутация праведника, у него однажды может возникнуть иллюзия, что он безгрешен и один раз ничего не изменит в этой иллюзии.

Каскад доступной информации

Этому когнитивному искажению обязаны многие идеологи планеты Земля: коллективная вера в идею становится намного более убедительной, если эту идею постоянно повторять. С таким явлением мы сталкиваемся в разговорах со стариками: то, что написано в газете или показано на телевидении — правда! У нового поколения похожая ситуация с интернетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Creative Digest CIAU. Випуск #027Creative Digest CIAU. Випуск #027

Creative Digest CIAU. Випуск #027

Нова порція знань та натхнення від LIONS Live. Добірка актуальних можливостей професійного росту. Онлайн-довідник національних фільмів. Та тренди в графічному ...

Nebo на культурній орбіті: новини про соцмережі, трохи про музику і діамант у лобі

Привіт, земляни! Поки ви відкопували машини зі снігу, знімали TikTok’и і шукали інвайти в ClubHouse, ми зібрали для вас добірку ...

Оголошено півфіналістів та експертів докторинг-майстерні PITCH UA 3

Третій сезон конкурсу соціально вагомого контенту про єдину та різноманітну Україну PITCH UA стрімко набирає обертів. Цього року до PITCH ...

«Креативна Європа» організовує відкритий воркшоп «Міжнародна мобільність для митців»

Національне бюро програми ЄС «Креативна Європа» в Україні, яка фінансує дану програму мобільності, 25 лютого проведе безкоштовний онлайн-воркшоп «Міжнародна мобільність ...

Google запустив новий проєкт «Навчайтеся разом з Google Arts & Culture» для школярів, вчителів та батьків

Google запускає новий проєкт «Навчайтеся разом з Google Arts & Culture». Мета проєкту — допомогти вчителям, учням та їхнім батькам ...

Останній випуск Twój Weekend: «Каннські Леви» представили чи не найдивнішу платформу для соціальної кампанії

Агенція YMLY&R Poland у своїй кампанії на підтримку гендерної рівності звернулися до всієї країни з, мабуть, найнезвичнішої платформи для такої комунікації.