• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Розвиток і Ефективність

10 капканов нашего мышления

10 Березня, 2016
Час прочитання: 1 хв.
A A
10 капканов нашего мышления
Share on FacebookShare on Twitter

Иллюзия контроля

Была открыта Элленом Лангером в 1975 во время экспериментов с лотерейными билетами. Участники разделились на две группы : первая группа сама выбирала себе билеты, второй же их вручили без права выбора. Спустя два дня всем участникам предложили поменять их билеты на более выгодные из лотереи с большими шансами на выигрыш. Предложение выгодное, не так ли? Но те, кто сами выбрали билет не хотели меняться, воображая, что собственный выбор билет может повлиять на выигрыш.

Вывод: Люди склонны переоценивать свое влияние на события, в благополучном исходе которых они заинтересованы.

Нулевой риск

Сделайте выбор: уменьшить маленький риск до нуля или уменьшить огромный риск значительно, но не к нулю. Например, свести к полному нулю авиакатастрофы или резко снизить число автомобильных аварий. Выбрали?

Верным будет второй вариант. Так как он спасет намного больше жизней: в автокатастрофах погибает намного больше пассажиров, чем в авиа. Но! Данные исследований показывают, что большинство выбирают вариант №1: нулевой риск хоть в какой-то сфере выглядит более успокаивающим, даже если ваши шансы стать жертвой авиакатастрофы ничтожно малы.

Селективное восприятие

Допустим, вы против ГМО. Вы, скорее всего, интересуетесь и читаете новости об этом. Читая, вы убеждаетесь, что правы: опасность налицо. В чем загвоздка? В том, что вы скорее всегоуделяете гораздо больше внимания новостям, подтверждающим вашу точку зрения, чем аргументам в защиту ГМО. Так вы теряете объективность. Склонность отдавать предпочтение такой информации, которая оправдывает ожидания, и пропускать мимо ушей все остальное и есть селективное восприятие.

Иллюзия прозрачности

Бывают моменты, когда просто необходимо солгать. Но это, оказывается очень сложно, кажется, что вы открытая книга и вас видят насквозь, любой неправильный жест может выдать вашу нечестность. Бывало такое? Название этому «иллюзия прозрачности» — склонность людей переоценивать способность окружающих понимать их истинные мотивы и переживания.

1998 год, Корнелльский университет. Психологи проверили эксперимент на студентах. Некоторые студенты читали вопросы с карточек и отвечали на них, говоря правду или ложь, как сказано в карточке. Аудитории предлагалось установить, когда выступающие лгут, а выступающих попросили оценить свои шансы солгать и «не спалиться». 50 процентов обманщиков предположила, что их раскусят — но слушатели смогли разоблачить лишь четверть.

Это означает, что те, кто врал, сильно переоценили проницательность своих слушателей. Так случается потому, что мы хорошо знаем себя и думаем, что наши знания очевидны для другого наблюдателя. Иллюзия прозрачности работает и в противоположном направлении: мы переоцениваем и свои способности распознавать ложь других.

Эффект Барнума

Этот эффект назвали в честь американского шоумена и ловкого манипулятора 20 века Финнеаса Барнума. Суть его в том, что человек склонен воспринимать размытые и общие описания как точные характеристики  своей личности. Например, вы не верите в лженауки, но натыкаясь на гороскоп, интереса ради читаете его, и описание точно совпадает с вашим представлением о самом себе. Такие ситуации бывают даже со скептиками, этим эффектом и пользуются астрологи и гадалки.

Эффект негативности

Негативные новости всегда привлекают больше внимания, нежели позитивные. Это вовсе не означает, что мы пессимисты. Дело в эволюции, так как в ее процессе реакция на плохие новости была правильнее, чем активная реакция на хорошие. Предложение «эта ягода вкусная» можно было пропустить мимо ушей. А вот на слова «эта ягода ядовитая» среагировал бы любой. Отсюда избирательность нашего восприятия новой информации. Негативную информацию мы считаем более достоверной.

Сейчас число войн и уровень преступности на планете ниже, чем когда-либо в истории. Но практически все согласятся, что ситуация на планете ухудшается с каждым днем.

Эффект самоисполняющегося пророчества

Суть этого когнитивного искажения, работающего на руку прорицателям, в том, что лживое пророчество(если оно звучит убедительно) может подтолкнуть людей неосознанно делать шаги к его исполнению. В результате, пророчество, которое имело мало шансов, вдруг становится верным.

Классический вариант такого пророчества описан в повести Александра Грина «Алые паруса». Выдумщик Эгль предсказывает маленькой Ассоль, что, когда она вырастет, за ней приедет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль горячо верит в предсказание и о нем становится известно всему городу. А потом влюбившийся в девушку капитан Грей узнает о пророчестве и решает воплотить мечту Ассоль. И в итоге Эгль оказывается прав, хотя хэппи-энд в истории обеспечили далеко не сказочные механизмы.

Фундаментальная ошибка атрибуции

Мы оправдываем свои промахи объективными обстоятельствами, поведение других — их личностными качествами. Для примера, ваш коллега опаздывает из-за не пунктуальности, а вы — из-за пробок или сломанного будильника. Причем это касается не только внешней, официальной ситуации, но и о внутренних резонах — такая тактика по жизни не дает брать нам ответственность за свои проступки.

Эффект морального доверия

Священник взял взятку или был замечен в стриптиз-баре. В такой из ряда вон выходящей ситуации есть закономерность. Ее название — «эффект морального доверия». Когда у некой персоны сложилась репутация праведника, у него однажды может возникнуть иллюзия, что он безгрешен и один раз ничего не изменит в этой иллюзии.

Каскад доступной информации

Этому когнитивному искажению обязаны многие идеологи планеты Земля: коллективная вера в идею становится намного более убедительной, если эту идею постоянно повторять. С таким явлением мы сталкиваемся в разговорах со стариками: то, что написано в газете или показано на телевидении — правда! У нового поколения похожая ситуация с интернетом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Теги: розвиток

СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ

Думай як клієнт: від тригерів до просування
Бізнес та Інновації

Думай як клієнт: від тригерів до просування

7 Березня, 2024

Група компаній infocus та коворкінг GNRTR організовують бізнес-івент для маркетологів та підприємців. Тема: «Думай як клієнт: від тригерів до просування».Де та коли?🗓️ 16.03 о 13:00📍 коворкінг GNRTR: вулиця Михайла Грушевського,...

Читати даліDetails

Шість нью-йоркських артистів оновлять термінал Delta в LaGuardia

Виставка Burn розглядає лісові пожежі через величезні палаючі картини

РЕКОМЕНДОВАНО

Ідеї

Шопінг у стилі “Гри в кальмара”: відкриття нового супермаркету TA-DA! у Києві

30 Червня, 2025
Відповідальність

ВРК створює нову категорію в комунікаціях – Військова реклама (Military advertising)

20 Червня, 2025

БІЛЬШЕ МАТЕРІАЛІВ

“AVANGАRDEN”: МИСТЕЦТВО, БІЗНЕС І ЖИТТЯ ПОПРИ ВИКЛИКИ ВІЙНИ
Бізнес та Інновації

“AVANGАRDEN”: МИСТЕЦТВО, БІЗНЕС І ЖИТТЯ ПОПРИ ВИКЛИКИ ВІЙНИ

3 Липня, 2025
Digital-набір піарника: від робочих додатків до джерел натхнення
Аналітика

Digital-набір піарника: від робочих додатків до джерел натхнення

30 Червня, 2025

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.