Издание Codesign проанализировало поведение типичной американской девушки Эммы в интернете: она редко ищет что-нибудь в сети и не устанавливает новые приложения. Вместо этого она проводит время в приложениях социальных сетей, где обменивается сообщениями. Эмма говорит: «У меня всегда есть непрочитанные сообщения, которые нужно проверить». И хотя она делает это каждые 15 минут, друзья жалуются на её медлительность.
Последние исследования показали, что американцы используют свои телефоны для обмена сообщениями чаще, чем для других целей. Компании стремятся завоевать внимание онлайн-пользователей. Они создают чат-боты, чтобы встроиться в мессенджеры.
Программы, имитирующие живое общение, существовали и раньше. Это ассистенты с голосовым управлением, такие как Siri или Cortana, или всплывающие окна с «живыми» консультантами на сайтах интернет-магазинов. Существенное отличие чат-бота — человек общается с ним так же, как и с живыми пользователями. Важно помнить, что боты — не люди. Это бренды, которые дают рекомендации и предлагают решения вопросов в зависимости от ключевых слов, которые присылает пользователь.
Примерно половина американцев не установила ни одного приложения в течение месяца
— comScore
Codesign пишет, что в Китае важна не операционная система телефона, а мессенджеры, которые на нём установлены. В стране приложением WeChat пользуются 700 миллионов человек в месяц. Они не только общаются с друзьями, но и покупают билеты, резервируют столы в ресторанах, проверяют счёт и вызывают такси. Часто в Китае новые компании начинают бизнес не с создания собственного сайта, а разработки бота для WeChat.
Одна из причин популярности чатов в Китае — подрастающее поколение не использует настольные компьютеры. Его представители не привыкли взаимодействовать в интернет-среде с помощью браузеров и всплывающих меню.
«Американцы привыкли использовать телефон для небольшого количества задач, что стало барьером для перехода в чаты», — рассказал вице-президент поискового отдела Microsoft Дэррик Коннел. Его бот для поисковиков Xiaoice на китайском языке привлёк более 20 миллионов пользователей из полутора десятков социальных сетей и мессенджеров.
Мобильные устройства доминируют в жизни поколения Z, к которому принадлежит Эмма. Это может объяснить, почему владелец WeChat — Tencent — инвестировал $50 миллионов в мессенджер Kik в 2015 году. Сейчас приложение позиционирует себя как проводник для подростков в мир «взрослых» сервисов — банковского обслуживания и покупок.
По данным компании, приложением для чатов Kik пользуются примерно 300 миллионов пользователей по всему миру, в том числе 40% американских подростков. Изначально Тэд Ливингстон создал приложение для того, чтобы пользователи BlackBerry могли общаться с теми, кто использует смартфоны на платформах iOS и Android. Одна из функций Kik — возможность вызывать бота прямо в беседе с другим пользователем и делиться ссылкой на него. Таким образом боты могут распространяться естественным путём.
В 2014 году Facebook приобрела WhatsApp за $14 миллиардов, что не помешало ей запустить собственный мессенджер. В 2016 году компания открыла разработчикам доступ для создания собственных чат-ботов на платформе Messenger. Например, робот компании Everlane позволяет отслеживать заказ в интернет-магазине. В WhatsApp бизнес-ботов всё ещё нет.
Также Facebook представил кнопку для внешних интернет-страниц, которая позволяет перейти к боту компании в Messenger. «Мы хотим ввести это повсеместно. Хотим, чтобы такая кнопка стала новым “лайком”», — прокомментировал дизайнер продукта Facebook Дэвид Маркус. По мнению обозревателя Codesign, чаты могут повлиять на развитие Facebook, сделав из соцсети что-то вроде электронного кошелька.
Потенциал ботов вдохновил компании Apple, Facebook и Google на то, чтобы посмотреть на обмен сообщениями как на новый способ коммуникации с потребителями.
Apple начала с того, что сделала сообщения iMessenger доступными для сторонних приложений — OpenTable, Airbnb и других. Также компания привлекла пользователей, включив функцию обмена нарисованными заметками и собственными стикерами.
Google представила своё приложение для чатов — Allo со встроенным ассистентом с искусственным интеллектом. Например, Allo может автоматически резервировать столики в ресторане, если пользователь говорит в переписке о встрече в кафе.
Microsoft представила сервис, с помощью которого даёт доступ к алгоритмам машинного обучения компании. Им могут воспользоваться разработчикам, которые хотят создать ботов для Facebook, Google и Kik. Codesign пишет, что с помощью такого подхода Microsoft позиционирует себя как «проводник» в мир чат-ботов.
Проблема продвижения с помощью ботов заключается в их ограниченных возможностях. Разработчики всё ещё пытаются понять, какие виды ботов вызывают наибольшую вовлечённость пользователей. Сейчас боты напоминают игры, в которых путь героя зависит от его выбора. Ливингстон предсказывает, что в будущем чат-боты не будут перегружены и не будут вести себя как люди. Вместе этого каждый бот начнет решать более целенаправленные задачи и за счёт этого станет более лёгким и быстрым