Как быть, когда одна из самых популярных площадок для контакта с потребителем — Facebook — может перестать быть интересной самому потребителю? Могут ли украинские пользователи массово покинуть «Фейсбук» из-за скандалов с потерей данных? Разбирался журналист Роман Дяченко.
Люди могут уйти (?)
Это мое предположение. Его основа — скандал Cambridge Analytica, когда Facebook якобы повлиял на результаты выборов в США.
Масла в огонь добавил эксперт по компьютерной безопасности Брайан Кребс. Сославшись на сотрудника Facebook, он заявил, что пароли миллионов пользователей хранятся на серверах компании в открытом виде. И соцсеть, кстати, признала эту ошибку.
Вишенка на торте — июньский скандал с постом Дональда Трампа, из-за которого несколько крупных рекламодателей уже объявили бойкот «сетевому» гиганту. Сам инцидент начался после того, как президент США процитировал слова руководителя полиции Майами: «Когда начинается мародерство, начинается стрельба». Пост естественно потом удалили, но «Мавр», как говорится, сделал свое дело.
Чем не повод активным массам обеспокоиться и массово покинуть социальную сеть?
Наиболее свежим к уху можно назвать акцию «Stop Hate for Profit». В ее рамках Coca-Cola, Unilever, Upwork и другие крупные компании приостановили платную рекламу в «Фейсбуке» на разный срок. Против политики Цукерберга восстали даже некоторые его подчиненные. Все они считают, что руководство социальной сети недостаточно уделяет внимания публикациям, разжигающим вражду и неравенство.
Однако это далеко не значит, что украинские бизнесмены поддержат акцию. Все дело в поведении украинских пользователей. «Наш человек» до сих пор живет стереотипом «да кому я нужен» и не боится потери данных, а на язык ненависти ему по большому счету наплевать — такого в любом магазине полно.
«На поведение украинской аудитории мало влияют скандалы с “Фейсбуком”. Наши пользователи пока не понимают рисков и опасности кражи их личной информации. У нас не действуют западные стандарты, законы о защите и охране персональных данных (GDPR и CCPA), а базы номеров мобильных телефонов свободно продаются для рассылки сообщений, даже доступ в банковские и государственные реестры доступен любому желающему за умеренную плату. Но массово людей это не беспокоит — сейчас в украинском “Фейсбуке” порядка 10 млн ежемесячной аудитории», — говорит Даниэль Лурье, директор агентства Wideworks.
Да и на Западе протест вряд ли будет особо длинным. В интервью BBC Цукерберг уже заявил, что «рекламодатели скоро вернутся» и соцсеть не станет менять свою политику. А если крупные западные корпорации приостанавливают свою деятельность в Facebook лишь на время, то перед украинскими бизнесменами такой вопрос не стоит вовсе.
«Потенциально может что-то предпринять только крупный глобальный бизнес: местные офисы могут получить указание остановить все медиа активности. А крупный локальный e-commerce — вряд ли. Им максимально не выгодно останавливать рекламу в Facebook, так как это один из основных источников продаж», — добавляет Станислав Стояцкий, креативный директор NGN agency.
Слова креативного директора NGN подтверждают и сами предприниматели.
«Бойкотируют рекламу в Facebook сейчас на Западе, и в основном только крупные компании, — говорит Максим Сундалов, сооснователь и СЕО онлайн-школы английского языка EnglishDom. — Пока что для Facebook это ничем не грозит, ведь основную прибыль компании генерируют миллионы мелких и средних бизнесов. Отказаться от этой рекламы они не могут, так как для многих это если не основной, то один из основных источников прибыли. Наши бизнесы явно не откажутся от рекламы, потому что в условиях карантина/пост карантина и так много “недозаработали“. К тому же проблема, по которой бойкотируют Facebook на Западе у нас не стоит».
Более того, Максим считает реакцию социальной сети вполне естественной и нормальной:
«Правозащитные организации, с посыла которых и начался этот бойкот, хотят чтобы в социальной сети была цензура, но в демократическом обществе каждый имеет право выражать своё мнение, и неправильно показывать посты с одной точкой зрения, скрывая посты с другим мнением жесткой модерацией».
«А вдруг война?»
Поверить в массовый уход пользователей из «Фейсбука» довольно сложно. Издание Marketer со ссылкой на statista.com утверждает, что на март 2019 года 62% активных украинцев выбирали в качестве основных площадок именно Facebook и Instagram.
Для малого и среднего бизнеса эти площадки как были актуальными, так и остаются сейчас. Несмотря на активный рост того же TikTok (по данным Hubspot, музыкальную социалку будут посещать 750 млн активных пользователей в месяц!), освоение новых инструментов украинским бизнесменам, видимо, не сильно интересно.
Хотя некоторым из них вполне уместно вести Телеграм-каналы, например, или делать чат-ботов в мессенджерах. По мнению Лурье, так происходит из-за «стабильности» самого украинского юзера.
«В парадигме существования “нашего” пользователя интернета ничего не изменилось за последние полгода-год. — говорит Даниэль Лурье. — Гуглишь информацию, вместо ТВ смотришь YouTube, досуг выкладываешь в Stories, покупаешь вещи через Instagram крупного ритейла и общаешься с друзьями в мессенджерах. А для родителей и соседей предназначен WhatsApp или Viber. И под это “стереотип использования” бизнес подстраивается».
Фото экспертов: предоставлены экспертами
Фото в тексте: unsplash.com
Читайте также: Бизнес-журналист, специалист по развитию бизнеса Евгений Загладько собрал 5 историй о 5-ти независимых маркетинговых агентствах Украины с уникальным подходом в работе.