Гаджеты влияют на психику подростков меньше, чем мы думаем

Психологи из Оксфордского университета использовали большой (более 355 тысяч участников) датасет с информацией о жизни и здоровье подростков, чтобы проверить, как время, проведенное за использованием гаджетов, связано с психическим состоянием молодежи. Использовав статистический метод анализа кривой спецификаций, они выяснили, что технологии объясняют лишь 0,4 процента различий в показателях психического здоровья подростков — примерно столько же, сколько потребление картофеля и молока. Статья с результатами работы опубликована в Nature Human Behaviour.

Достаточно часто в проблемах с психическим состоянием подростков принято обвинять гаджеты: использование социальных сетей и различных сайтов, а также видеоигры. Научные данные по этому вопросу разнятся: некоторые работы обвиняют видеоигры в повышении риска суицида у американских студентов и связывают злоупотребление соцсетями с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), в то время как другие утверждают, что нет связи между увлечение жестокими играми и повышенной агрессией у подростков.

Подобные исследования требуют репрезентативной выборки: только с ее использованием можно сделать выводы, которые бы имели достаточную статистическую значимость и при этом могли бы быть перенесены на другую популяцию, то есть обладали бы высокой внешней валидностью. Большие датасеты в социологических и психологических исследованиях также важны еще и потому, что позволяют учесть все возможные побочные переменные, которые могут повлиять на результат: к примеру, если ученому необходимо проследить корреляцию между использованием гаджетов подростком и его психическим состоянием, в качестве очень важной побочной переменной он должен будет использовать социоэкономическое положение его родителей, историю наличия у них самих психических расстройств и их отношения с ребенком. Другими словами, использовать одни лишь только данные о пребывании в социальных сетях, просмотре телевизора и увлечении видеоиграми, с одной стороны, и о психическом здоровье, с другой, нельзя. Кроме того, при использовании больших датасетов нельзя учитывать только уровень значимости: из-за большого количества данных различие между сравниваемыми группами может быть значимым статистически, но в реальных цифрах иметь совершенно небольшое и непрактичное значение.

Эми Орбен (Amy Orben) и Эндрю Пшибыльски (Andrew K. Przybylski) решили использовать статистический метод, который позволяет эмпирически протестировать гипотезу и оценить все факторы, которые могут повлиять на зависимую переменную — анализ кривой спецификаций (specification-curve anaysis). Такой метод является разновидностью регрессионной модели и позволяет проверить все возможные валидные гипотезы на количественных данных, а не только те, которые поставлены исследователем. Другими словами, вместо того, чтобы проверить зависимость между использованием гаджетов и психическим состоянием, исследователи смогли проверить зависимость психического состояния от всех факторов, для которых было доступно достаточно информации.

Для этого ученые использовали несколько крупных датасетов, содержащих данные о подростках, родившихся в начале 2000-х годов в США и Великобритании: всего в анализе использовались данные о 355358 подростках. В качестве показателя психического здоровья, в зависимости от датасета, были использованы данные о психическом самочувствии подростков (включая ответы на вопросы вроде «Считаете ли вы свою жизнь бессмысленной?»), попытках суицида и уровне одиночества.

В результате ученые действительно обнаружили статистически значимую негативную корреляцию между использованием гаджетов и психическим состоянием, но она была очень мала. Авторы рассчитали, что этот фактор может объяснить только около 0,4 процента различий в психическом состоянии подростков из выборки: примерно такое же влияние на этот показатель у потребления молока и картофеля, а также ношения очков. Переменными, которые в действительности негативно ассоциируются с психическим самочувствием подростков, оказались курение сигарет и марихуаны, драки и буллинг, а среди позитивных факторов ученые отметили достаточное количество сна, регулярный завтрак и потребление овощей и фруктов.

Авторы работы отмечают важность учета всех факторов, которые могут значимыми для самочувствия и психического здоровья подростков, и указывают на то, что использование гаджетов может быть не таким опасным, как временами утверждается. Тем не менее, авторы подчеркивают, что их анализ выявил только корреляцию, и из полученных данных нельзя с уверенностью выделить информацию о каких-либо причинно-следственных связях: для этого, как минимум, необходимо проводить долгосрочные исследования.

Источник

Заглавная иллюстрация: https://ua.depositphotos.com

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

TWIGA Ukraine поєднала Pepsi та Львів у новому лімітованому дизайні

TWIGA Ukraine поєднала Pepsi та Львів у новому лімітованому дизайні

Бренд Pepsi випустив нову лімітовану банку, присвячену одному з найгарніших міст України — Львову. Колекція була створена ексклюзивно для цього ...

2Crack від Roshen

Saatchi & Saatchi Ukraine перекусила «запару» у новому ролику

На перший погляд, це історія про новий ролик Saatchi & Saatchi Ukraine (входить до складу Publicis Groupe Ukraine) для бренду ...

Регіональна кампанія Uklon від IAMIDEA

Дозвіл на хуліганство. Регіональна кампанія Uklon від IAMIDEA

Нещодавно Uklon та IAMIDEA розказали всім про нову стратегію і ключове повідомлення: «Твій рух — твої правила». За результатами першої ...

Unicef і Platfor.ma запустили іронічно-автомобільний проєкт про вакцинацію

Техогляд дитини: Unicef і Platfor.ma запустили іронічно-автомобільний проєкт про вакцинацію

Інтернет-журнал Platfor.ma разом з ЮНІСЕФ Україна та USAID вирішили креативно нагадати про важливість та необхідність вакцинації. Разом вони розробили проєкт ...

crello

Створювати контент просто: Crello запускає глобальну бренд-кампанію

Crello, онлайн-редактор графіки для створення статичних та анімованих дизайнів, разом з маркетинговим агентством Fedoriv створили бренд-кампанію Design it your way. ...

Паперові мотоцикли та пластилінові зайці: шість кампаній, що вражають майстерністю анімації

Серед кампаній, що відзначилися майстерністю анімації, можна побачити теплі різдвяні історії, метаморфози мотоциклу та різнокольорових пластилінових зайців.