Известный писатель Валерий Примост выпускает в свет новую дилогию «Сторителлинг и Цивилизация». Названия книг дилогии говорят сами за себя. Первая часть дилогии называется «Хозяева мира», вторая часть — «Хозяева Вселенной». Эти книги взаимосвязаны по смыслу и представляют собой части одного целого. «Хозяева мира» охватывают период с 70 тыс. лет до н.э. по 1914 год (начало Первой мировой войны). «Хозяева Вселенной» — с 1914 по 2050 год. Первая часть дилогии — «Хозяева мира» — уже вышла из типографии и ждет встречи с читателем. Выход второй книги планируется в сентябре.
Как характеризует свою дилогию сам Валерий Примост: «”Хозяева мира” и “Хозяева Вселенной” — две книги, которые рассказывают о том, как работает глобальный сторителлинг, превращая одни нации в великие и успешные, а другие оставляя на обочине истории».
О том, как и почему возникла идея о всесильном сторителлинге, чем и как обосновывается утверждение, что «сториз делают историю», а также как настоящий полноценный сторителлинг способен изменить мир, Валерий Примост рассказал в эксклюзивном интервью creativity.ua.
Первый вопрос на поверхности: почему сторителлинг? Что подвигло вас к написанию книги именно о сторителлинге?
Человека отличают от животного всего две вещи:
- В отличие от животного, человек не является частью природы, а, напротив, безжалостно трансформирует ее под свои потребности. В отличие от животного, человек — антиприрода.
- В отличие от животного, человек умеет создавать силой воображения иллюзорные сущности, которые затем живут только в его сознании, но при этом способны менять окружающую реальность. Это и есть сторителлинг.
Таким образом, сторителлинг — один из двух «китов», на которых покоится «человеческое». При этом именно сторителлинг является обоснованием трансформации человеком окружающего мира. Потому что настоящий сторителлинг — всегда об изменении мира к лучшему.
Мы не осознаем, что основная часть мира, который нас окружает, — это иллюзия, сторителлинг. Государства, религии, нации, деньги, бренды, наши представления о справедливости, порядочности, Добре и Зле — все это существует только в наших головах.
Мало того, человеческий мозг так устроен, что при правильном подходе туда можно вложить все, что угодно. И героическая, хорошо вооруженная армия мгновенно теряет боевой дух и способность к сопротивлению, а отсталый народ за считанные годы превращается в мирового лидера.
Именно настоящий полноценный сторителлинг с равным успехом способен сделать из человека как благородного бога, так и «кадавра, неудовлетворенного желудочно».
При этом, существует достаточно книг о сторителлинге, применительно к литературе, сценарному искусству и т.д., но мне никогда не встречалось ничего о глобальном сторителлинге, о влиянии сториз на человеческую цивилизацию, на успех или неуспех тех или иных народов и культур. Вот я и решил сам систематизировать эту захватывающую тему 🙂
Можно ли сказать, что настоящий сторителлинг — промежуточная станция от факта к мифу? Вообще, как вы относитесь к цепочке «факт (событие) — история — миф»? Считаете ли вы, что история — наука о мифотворчестве?
Я бы, скорее, сказал, что миф — это первый этап сторителлинга.
Успеха в цивилизационной гонке достигают те народы, которые обретают стори о своей исключительности, о своем качественном превосходстве над соседями.
Миф — самый древний инструмент, который дает им эту исключительность. Сказание о происхождении от некоего божества. С фактами сториз вообще не связаны. Перефразируя Жванецкого, «сториз покрывают факты как бык овцу». Для того, чтобы сторителлинг сработал, необходимо принести новую стори об исключительности аудитории, которая максимально в этом нуждается (рабам, нищим кочевникам, людям, потерпевшим поражение и тд). Когда такая стори озвучена — эти люди безумно хотят в нее поверить. И если в этот момент происходит «чудо» (случайное или хорошо подготовленное), то аудитория обретает веру в свою исключительность и начинает менять реальность (в которой эта аудитория — отстой), создавая новую реальность (в которой она — особенная).
Роль заказчика в создании истории — насколько она велика? Всегда ли тот, кто платит, получает то, что заказывает?
Заказчика может и не быть. Какой заказчик был у евреев, вышедших из Египта? Или у аравийских бедуинов, принявших ислам? Или у монголов Чингисхана? Есть изнывающий от собственной неполноценности народ, появляется харизматичный лидер-сторителлер — и понеслась 🙂
Факт — рассказ о факте — история о факте — миф о факте. Есть ли, говоря словами Шекспира, «своя система в этом сумасшествии»?
Как я уже сказал, все работает немного не так. Это как в маркетинге (который является составной частью глобального сторителлинга): есть аудитория с запросом — ей предлагается решение, которое работает, потому что аудитория этого очень хочет. Фактически, аудитория потом сама все делает: она творит чудеса, окрыленная новой стори… Главное — эту стори обрести.
От теории к практике. Как бы вы определили цель, с которой вы писали эту книгу, и сверхзадачу, которую вы себе ставили?
Любую самую отсталую страну можно сделать успешной, если правильно использовать настоящий полноценный сторителлинг (и примеров этого в мировой истории и современности — полным-полно). Любую. И Украину тоже. У Украины есть четыре главных проблемы, которые уже чуть ли не 800 лет держат ее в тупике: экономический формат, политический формат, религия, отсутствие Великой стори о собственной исключительности. Все эти четыре формата основываются на сторителлинге.
Моя цель очевидна: я хочу, чтобы Украина стала первой страной Европы (для начала).
Почему я должен прочесть вашу книгу? А если не я, то кто? Проще говоря — какого читателя вашей книги вы себе представляли, когда ее писали?
Если вас интересует, как все в мире работает, — эта книга для вас.
Если вас интересует Украина, почему она в перманентной жопе беде и как оттуда выбраться — эта книга для вас.
Если вы с удовольствием читаете «Хомо Сапиенс» и «Хомо Деус» Юваля Ноя Харари, «Ружья, микробы и сталь» Джареда Даймонда, «Как богатые страны стали богатыми и почему бедные страны остаются бедными» Эрика Райнерта — эта книга для вас.
Она для умных, любознательных, образованных людей, открытых новому. Для людей, которые привыкли думать своей головой. Для самостоятельных и самодостаточных. Именно такие люди, имеющие мотивацию, которая выходит за рамки нижних уровней пирамиды Маслоу, и меняют мир к лучшему.
Пару слов о специфике сторителлинга в бизнесе. Задумывается ли Илон Маск о том, что он творит историю, или просто делает то, что ему нравится?
Конечно, задумывался и задумывается. Книги и статьи о нем просто пестрят мессианскими посылами. Например, известный эпизод с первыми запусками первого «Фалькона» с Кваджалейна. Маск очень четко дал понять своим людям, что все их мучения, все испытания, которые им приходится преодолевать, имеют высокий смысл: будущее спасение человечества от глобальных катастроф благодаря космической экспансии (первый этап — земная база на Марсе).
Вообще, любой великий бизнес создается в рамках миссии по изменению мира к лучшему. Генри Форд выпускал «Форд-Т», чтобы КАЖДЫЙ из его рабочих мог позволить себе автомобиль. Билл Гейтс хотел, чтобы компьютер появился на столе КАЖДОГО школьника. Брин создал «Гугл», чтобы КАЖДЫЙ человек на Земле мог легко и бесплатно найти любую информацию. Безос желает, чтобы КАЖДЫЙ человек мог купить все, что угодно, онлайн. И так далее. Великие люди, компании и нации стремятся изменить ВЕСЬ МИР к лучшему (как они себе это представляют). И именно они мир, в итоге, и меняют. И, кстати говоря, такое мессианство вовсе не отменяет и чисто меркантильных мотивов. Вот и рыцарь, победивший дракона, должен был получить полцарства и руку принцессы. Но главным его мотивом было все же спасение людей от чудовища (т.е. изменение мира к лучшему).
Великие люди, компании и нации стремятся изменить ВЕСЬ МИР к лучшему (как они себе это представляют). И именно они мир, в итоге, и меняют.
Можно ли научиться сторителлингу на уровне изменения мира или для этого нужна, мягко говоря, гениальность?
Научиться сторителлингу несложно. Он работает по очень простым законам, которые на инстинктивном уровне знакомы всем нам: человечество уже 70 тыс. лет (с момента «когнитивной революции» среднего палеолита) проходит естественный отбор по способности воспринимать настоящий сторителлинг 🙂 А вот открыть и сформулировать эти законы было не так просто. И найти в себе силы для применения этих законов в собственной жизни — тоже не самый легкий путь. Две проблемы, которые этому мешают: отсутствие воображения и трусость.
Вопрос о вашем примере с ягуарами и крысами, который я прочел во введении к книге. Вы настолько уверены в силе номинатива («как вы яхту назовете»)? Почему? Насколько велика роль имени (названия) в построении имиджа?
Эта роль является решающей. Условно говоря, пока вы не назвали что-то (человек, вещь, явление) — этого вроде как не существует. Это как бренд. Название тянет за собой целый сонм ассоциаций и является квинтэссенцией набора ценностей и целей. Либо оно дает вам (бренду, компании, народу) ощущение собственной избранности, либо нет.
Другая ваша цитата: «Человечество прошло за последние 10 тысяч лет огромный путь — от пещер до космоса и интернета — только благодаря сторителлингу». Единственная стори, которой можно было бы проиллюстрировать этот ваш постулат, наверное, Библия. Есть ли другие? И как это работает в наше время, время буйства технологий?
Это не совсем так. До Библии существовали другие сториз о собственной исключительности. Тотемизм. Анимизм. Классическое язычество (шумерское, египетское, античное и тд). Затем появилась монотеистическая концепция (благодаря сперва фараону Эхнатону с его культом Атона, а затем евреям с их Торой). Китайское конфуцианство. Японский культ Аматэрасу. Иранский зороастризм. После Библии появился Коран, например. Монгольское гегемонистическое тенгрианство (при Чингисхане).
А затем — все более эффективные сториз. Капиталистический протестантизм, например. Выросший из христианства социализм. Современная концепция «просвещенной диктатуры», основанная на экономическом формате «корпоративного государства». И тд, и тп. Вы обращали внимание, что в мире нет ни одной неуспешной протестантской страны? И ни одной успешной православной? Обращали внимание, что вудуисты всегда живут хуже конфуцианцев?
Наличие ресурсов, многочисленность народа, дружественное окружение значат для процветания страны гораздо меньше, чем правильная стори.
Вопрос к человеку, который явно верит в силу историй. Какая стори нужна Украине, чтобы наша жизнь кардинально изменилась к лучшему? Кто, по-вашему, способен ее создать и поведать? Нужна Личность или это задача всего общества?
Украине необходимо разрушить до основания старые, архаичные, неэффективные сториз, в которых она прозябает уже несколько сотен лет. Разрушить — как это сделали Япония, Ирландия, Китай, Турция, Израиль и тд, и тп. И построить новые сториз, современные, максимально эффективные. Единственное решение для нас — такое же, какое перенесло из третьего мира в первый Китай, «азиатских тигров», Израиль, Ирландию и целый ряд других стран.
Ключевые моменты этого решения — Великая стори о собственной исключительности, основанная на «просвещенной диктатуре» и хайтек-экономике.
Роль Личности в глобальном сторителлинге (как и в любом произведении – романе, сериале) — решающая. Именно Личность создает новую стори и проповедует ее аудитории. Общество всегда отчаянно сопротивляется переменам. Но если Личности удается создать вокруг себя группу преданных и готовых на все приверженцев — в конце концов, новая стори побеждает. И уже следующее поколение общества воспринимает ее (новую стори) как данность.
Хочу напомнить, например, что когда-то христианство навязали русинам силой. Но сейчас православие — одна из важнейших «скреп» украинского национального менталитета.
Китай только в течение 20 века побывал отсталой средневековой империей, анархией генералов-милитаристов, коррупционной гоминдановской республикой, кровавым маоистским концлагерем и эффективным «корпоративным государством» Дэн Сяопина. Если бы не Лидеры, которые каждый раз приносили китайцам новые сториз (и, добавлю, внедряли их огнем и мечом), Китай до сих пор остался бы отсталой средневековой империей.
Вообще, тема «Сторителлинг и Цивилизация» чрезвычайно обширна. Для глубокого погружения в нее нужны десятки интервью. Или цикл фильмов. Или, например, хорошая книга. А лучше две 🙂
Вопросы задавал Алексей Фурман
Читайте также интервью с Валерием Примостом о писательстве как одной из креативных индустрий, о месте и судьбе литературы в Украине и Украины — в мире. И немножко о личном.
Директор по инновациям в Unity Technologies и первопроходец в области VR и AR Тони Паризи убежден: иммерсивные технологии — вот что приведет настоящий сторителлинг к возрождению.