Влад Троицкий и Демьян Ом об эффекте кобры и человеке на сцене

Что такое «эффект кобры»? Речь про идиому: человек проявляет инициативу ради преодоления проблемы, но эта инициатива только усугубляет ситуацию.

Один из влиятельных деятелей культуры и драматургов Украины, основатель и режиссер первого в Украине независимого театра «Дах», основатель и президент ГОГОЛЬФЕСТа Влад Троицкий отмечает: проблема нашей страны в том, что внутри нее нет единства. Украинцам нужно научиться себя идентифицировать. Попытки же властей объединять людей приводят, наоборот, ко всеобщему разъединению. Наблюдается тот самый эффект кобры.

О расколе в обществе, культуре бизнеса, «эффект кобры» и не только размышляли Влад Троицкий и автор проекта «Философский Сад» Демьян Ом. Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.

Люди и маски

Мощное информационное давление привело к тому, что у человечества почти не остается времени на самоосознание. Что уже говорить о возможности увидеть другого человека, его природу, сущность?

Если спросить случайного прохожего: «Когда ты последний раз разговаривал/а с человеком вживую?», ему, скорее всего, придется здорово напрячься, чтобы вспомнить. Интересно то, что о самых близких людях мы обычно знаем меньше всего. Наше подсознание слишком зашорено и не замечает изменений, которые происходят с теми, кто ближе всего. Получается, что близкие — муж, жена, дети, родители — это наиболее клишированные, маскированные для нас персоны.

В больших компаниях люди довольно часто надевают ментальные маски, превращаясь в персонажей с нетипичными для них характерами и манерами поведения.

Возможно, искусство — одно из немногих пространств, где человек, нося маску, на самом деле не носит ее.

Театр — место, где человека можно увидеть таким, каким он есть.

Влад Троицкий
 

Чтобы разглядеть не человека в мире, а мир, целую вселенную в нем, нужно расслабиться, достичь практически медитативного состояния. К сожалению, из-за бурного потока информации это очень трудно. Невозможно достичь такого эффекта и с помощью кино: вместо живого человека перед зрителем движется всего лишь картинка. Экранное представление, увы, не способно подарить зрителю чувство сопричастности.

Очень полезно научиться видеть перед собой людей без оценок и осуждений. Видеть их природу. Это помогает в творческом процессе. Неважно, идет ли речь о бизнесе или об искусстве. Когда человек творит, он окунается в историю. Это всегда безумное и волшебное путешествие. Переживания от него можно описать только одним словом — счастье.

Бизнес как созидание

Чем театр отличается от предпринимательства? В театре за один месяц можно создать новый мир. За такой же отрезок времени бизнес построить почти нереально. Попытки, однако, тоже открывают новые горизонты возможностей.

Чтобы чувствовать себя на своем месте, бизнес лучше воспринимать как созидание. Ведь вопрос не в том, сколько человек зарабатывает, а в том, насколько гармонично он чувствует себя в мире.

Долгоживущий бизнес приносит пользу даже после смерти основателя. Как и настоящее искусство.

Демьян Ом

Мир условно разделен на две цивилизации: потребления и созидания. 

Потребление имеет всего один критерий успеха — стоимость: сколько стоит твой бизнес и ты сам. В этой сфере люди сталкиваются с тем, что после достижения определенных вершин им становится скучно. Можно посетить сто ресторанов, самые лучшие отели и резорты, купить очередную дорогую машину. Но это все плацебо, которое не заменит чувства и эмоции.

плацебо

К тому же у человека, имеющего все, со временем появляется еще одна задача: научить своих детей ценить простые вещи. Больше того — мотивировать их создавать что-то самостоятельно. Однако в большинстве случаев родительские деньги отодвигают мотивацию на второй план.

Функцию храмов в стране выполняют торговые центры.

Влад Троицкий 

Так, дети, учась в одной и той же школе, имеют очень разную успеваемость. Ум и задатки у всех одинаковы, а вот ценности — нет. Это и определяет, как далеко человек пойдет по пути развития.

Раскол в обществе

Украинские города не сотрудничают между собой на уровне культуры. Люди из одной сферы деятельности, живущие в разных городах, почти не пересекаются. Между населенными пунктами практически нет коммуникации. И это в 21-м веке!

Само понятие культуры в Украине малопонятно большинству населения. Начнем с того, что практически некому рассказать о важности искусства в жизни страны. В сознании украинца, который как-то связанный с культурой, существует Львов (потому что Медиафорум и джазовый фестиваль), Харьков и Одесса (потому что кинофестиваль) и Киев (по очевидным причинам).

Когда человек не имеет мотивации к развитию, в нем поселяются бесы.

Влад Троицкий

эффект кобры

Из-за отсутствия каналов коммуникации в стране нет некоего общедоступного интерфейса, рынка информации, а значит — нет потребителя, который хотел бы эту информацию получить. За годы независимости Украины не было создано ни одного физического пространства, посвященного будущему (роддомы не рассматриваем). Это могли бы быть своеобразные мультидисциплинарные культурные центры, которые собирают и обучают людей ради создания нового уникального продукта.

Только сейчас в украинских умах и душах появляется стремление что-то делать. Удастся ли Украине воплотить в реальность все свои художественные амбиции и стать культурной жемчужиной Европы, зависит только от нас с вами.

[c]

Больше смыслов и открытых вопросов о культуре бизнеса и просто культуре — в часовом подкасте «Философского Сада».

Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.

Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.


*Партнерский материал

**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».

***Знакомьтесь с людьми, которые работают над проектом, здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.

«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.

Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Андрей Мельник и Демьян Ом о том, как практика мышления влияет на финансовый поток

Жизнь человека — длинный путь со множеством поворотов и перекрестков, подъемов и спусков. Преодолевая его, мы ставим цели, которые помогают ...

Анастасия Белоус и Демьян Ом о том, как поймать культурный код за хвост

Зачем продуктовым компаниям разбираться в культурных кодах? Как это понимание выстраивается на этапе ведения бизнеса? Чего нам не хватает и ...

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Все прогрессивные сообщества и научные институции сейчас концентрируются на лидерстве. Разные поколения обучаются, как вести за собой, как быть лидерами. ...

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

В английском языке существуют две интересные идиомы: sharing is carrying (делиться — значит, заботиться) и cooperation instead of competition (сотрудничество ...

Юрий Филюк и Демьян Ом о месте философии в бизнесе

Юрий Филюк и Демьян Ом о месте философии в бизнесе

В истории урбанистики и благоустройства города существует такой термин, как «эффект Бильбао». В его основе лежит история о появлении музея ...

Вероника Склярова и Демьян Ом о воспитательной роли театральных фестивалей

Вероника Склярова и Демьян Ом о воспитательной роли театральных фестивалей

Ежегодно Европейская комиссия выделяет сотни миллиардов евро на программы мобильности. Эти средства направлены на то, чтобы люди путешествовали в разные ...