Никита Шаленный и Демьян Ом о счастье и правде

Никита Шаленный — не просто художник, который работает в жанрах живописи, видео, фотографии, инсталляции. Всю свою энергию он направляет на изучение человека, на изображение его в фокусе своих произведений. Казалось бы, человек как житель планеты Земля давным-давно изучен. Но на протяжении всей истории человечества это изучение все равно не прекращается.

Что так привлекает внимание в феномене «человек», вдохновляя вновь и вновь возвращаться к его изучению, есть ли место философии в мире бизнеса, обсудили Демьян Ом и Никита Шаленный в рамках проекта «Философский Сад». Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.

 

Эволюция людей

Люди — своеобразная масса, в которой огромное количество преобладает над качеством. Человек постоянно исследует себя: когда читает книги, смотрит кино или же наблюдает течение жизни.

Что мы видим? Эволюция состоит из двух полярных точек зрения. С одной стороны, да, человек безусловно развивается. С другой же — в нас сохраняется много константного, каким оно было, скажем, в средние века. Другими словами, некоторые взгляды и привычки поменяли форму, но сохранили средневековое содержание. 

Существует мнение, что люди — те же животные. Мы более развиты, социально адаптированы, технологичны, но по-прежнему остаемся представителями животного мира.

Таким образом человек — существо, которое выбралось из плена животного начала, и смогло перейти в мир под названием «гуманность и гуманизм». Сильная личность — это человек, который перестал относиться к общей массе, и вышел на уровень качества. 

Мнение массы зачастую ложно. Толпа руководствуется усредненными понятиями и взглядами, в которых довольно много глупости. Она проявляется, скажем, отсутствием эмпатии и внимания к окружающим, игнорированием интересов других. Представителю толпы всегда проще присоединиться к большинству и не защищать одиночек. Такой человек не станет отстаивать правду.

Говоря о правде, стоит отметить, что многие философы искали ответ на вопрос: что это такое, по каким признакам можно ее определить? Стоит ли вообще это делать?

О счастье

Счастье — понятие из той же области, что и правда. О нем также много размышляют и пытаются понять: что это такое? 

Бытует мнение, что чем счастливее человек сейчас, тем несчастнее он будет потом. Глубокое проживание этого состояния создает слишком заметный контраст с обыденностью. Это запускает эффект маятника.

Бывает иначе: сделал свою работу очень хорошо, реализовался, а потом еще какое-то время переживаешь послевкусие. Тоже разновидность счастья.

поняття щастя

О бизнесе

Существует интересное наблюдение. Если спросить бизнесмена, счастлив ли он, зачастую можно услышать в ответ: «Не очень». А вот люди искусства чаще отвечают утвердительно. 

Это может быть связано с тем, что последние осознают, какова цель их деятельности, могут обозначить свое место и миссию в жизни. Что касается людей бизнеса, то им в основном чужда саморефлексия. Поэтому и в своих чувствах они разбираются заметно хуже. 

Любой человек, который имеет занятие по душе, уже в определенном смысле реализован. Он просто не может быть несчастным. 

Однако, чтобы распознать состояние удовлетворенности, нужно уметь заглядывает внутрь себя и изучать увиденное. Нужно созерцать. А это уже — удел философии.

О философии

Возможно, если философию начнут преподавать в школах бизнеса, развитие умения созерцать себя и мир сдвинется с мертвой точки.

Повлияет это и на уровень этики в довольно беспринципном украинском бизнесе. Сегодня он работает под лозунгом: «бизнес есть бизнес», что буквально означает: «мне можно все». 

В Украине существует проблема отсутствия этики ведения дел и беспринципного поведения в предпринимательстве. Так сложилось, что большинство представителей бизнес-комьюнити находятся в «игре» уже более десяти-двадцати лет и, заметно влияя на общество, деморализуют его. 

Это заведомо тупиковый путь. Ведь задача каждого бизнесмена — научиться работать на длительную перспективу.  

Навык отсрочить результат, а вместе с этим и удовольствие от него, отличает человека созидающего от человека потребляющего. Так мы возвращаемся к вопросу: кто это — человек, и насколько он эволюционировал со времен средневековья?

Людина-споглядач

[с]

Больше смыслов и открытых вопросов к читателю о философии бизнеса и просто философии, развитии человека — в часовом подкасте по этой ссылке.

Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.

Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.


*Партнерский материал

**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».

***Познакомиться с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.

«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.

Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Андрей Мельник и Демьян Ом о том, как практика мышления влияет на финансовый поток

Жизнь человека — длинный путь со множеством поворотов и перекрестков, подъемов и спусков. Преодолевая его, мы ставим цели, которые помогают ...

Анастасия Белоус и Демьян Ом о том, как поймать культурный код за хвост

Зачем продуктовым компаниям разбираться в культурных кодах? Как это понимание выстраивается на этапе ведения бизнеса? Чего нам не хватает и ...

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Все прогрессивные сообщества и научные институции сейчас концентрируются на лидерстве. Разные поколения обучаются, как вести за собой, как быть лидерами. ...

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

В английском языке существуют две интересные идиомы: sharing is carrying (делиться — значит, заботиться) и cooperation instead of competition (сотрудничество ...

Юрий Филюк и Демьян Ом о месте философии в бизнесе

Юрий Филюк и Демьян Ом о месте философии в бизнесе

В истории урбанистики и благоустройства города существует такой термин, как «эффект Бильбао». В его основе лежит история о появлении музея ...

Влад Троицкий и Демьян Ом об эффекте кобры и человеке на сцене

Влад Троицкий и Демьян Ом об эффекте кобры и человеке на сцене

Что такое «эффект кобры»? Речь про идиому: человек проявляет инициативу ради преодоления проблемы, но эта инициатива только усугубляет ситуацию. Один ...