«Образование — это мощнейшее оружие, которое вы можете использовать, чтобы изменить мир» — когда-то сказал политик и правозащитник, президент Южно-Африканской республики Нельсон Мандела.
Многие люди, которые уже давно работают в одной сфере деятельности в определенный момент своей жизни начинают испытывать жгучее желание поделиться своими знаниями с другими людьми. Одной из форм передачи своих знаний является менторство.
Понятие “mentor” восходит своими корнями еще к древнегреческой мифологии — так звали воспитателя сына Одиссея. Ментор был мудрым, ему все доверяли, приходили с вопросами, за советами и помощью. Он был доверенным советником Одиссея.
В современном мире менторство — это наставничество, при этом не в чистом виде, а в сочетании с консультированием, коучингом и даже психологической помощью. Это процесс, во время которого более опытный человек делится своими знаниями, умениями и навыками с неопытным новичком на протяжении определенного времени.
Возможно вы уже задавались себе такими вопросами:
- могу ли я стать ментором?
- достаточно ли у меня навыков и знаний, чтобы быть ментором?
- какой из меня ментор получится?
Во-первых минимального владения информацией не достаточно. Ваш опыт в этой сфере должен превышать знания, которые дают в в общедоступных источниках – иначе это будет пустой тратой времени для обучающихся у вас, ведь почитать первоисточник можно и самостоятельно.
Ментор постоянно самосовершенствуется, увеличивает багаж своих знаний и навыков, которыми потом делиться с другими.
Во-вторых ментор должен обладать основами коммуникации — любое общение с людьми требует понимания их мировоззрения, поведения, переживаний. Здесь очень важно развитие так называемых soft skills — устные и письменные коммуникативные навыки, способность сочувствовать и сопереживать другим; способность сотрудничать и вести переговоры; готовность решать проблемы и навыки урегулировать конфликты.
В-третьих ментор должен уметь помогать найти обучающемуся верные мотивации — стимул достигать цели и ломать барьеры. Ментор должен вдохновлять не просто что-то делать, а выходить за рамки основ, показать мир, о котором не пишут в книгах. Как правило, такие кейсы очень интересные, и соответственно интерес к восприятию информации растет.
Конечно же, мотивация должна быть не только у обучающегося, но и у ментора. Вы не знаете, кем станет находящийся в обучении. Однако вы можете приложить максимум усилий, чтобы он стал лучшим в своем деле. Спросите себя: чего я хочу достигнуть в процессе менторства?
Ставьте свои собственные цели и достигайте их. Если вы просто кого-то обучаете без понимания, чего вы хотите этим достичь, вы не будете задействованы в наставничестве на все 100%. Соответственно, это негативно повлияет на передачу знаний.
Главная задача ментора — это провести обучающегося через несколько этапов развития:
Неосознанная некомпетентность — человек не знает, что он не знает.
Осознанная некомпетентность — человек знает, что он не знает и хочет узнать.
Осознанная компетентность — человек знает, что он знает, но применение этого знания постоянно контролируется и осознается.
Неосознанная компетентность — человек знает и применяет свое знание автоматически, на уровне навыков.
В результате ментор должен перевести обучающегося из состояния неосознанной некомпетентности в состояние неосознанной компетентности.
Если вы хотите быть хорошим ментором, мотивируйте себя им быть. Делайте все, чтобы вы были примером для людей, которым вы передаете свои знания.
Об авторе:
Алексей Бальде, руководитель Школы менторов SVC
Заглавная иллюстрация: https://ua.depositphotos.com