Антон Фридлянд:  «Вдохновение – это как эрекция»

Мастер-класс проведет известный киевский писатель, журналист и сценарист Антон Фридлянд. Антон – автор пяти книг: “Запах шахмат” (премия “Дебют”), “День банана”, “Дорогое удовольствие”, “Похитители мифов” и “Конспирология” (выйдет в 2015 году), сценариев трех телевизионных фильмов, десятков коммерческих названий и сотен продающих текстов. Кроме этого является шеф-редактором журнала о путешествиях “Unique”. 

Специально для reklamaster.com Антон Фридлянд ответил на несколько вопросов:

Можно ли научить вдохновению? Творческое вдохновение – это озарение свыше или «дело техники»?

– Вдохновению научить, конечно, нельзя, но можно направить творческого человека, поддержать его, дать несколько дельных советов. Именно советы опытных друзей не раз помогали мне выбраться из идейного тупика. А вдохновение – оно как эрекция: появляется только когда тебя заводит то, что ты делаешь.

Тема вашего мастер-класса «Литература, публицистика, копирайтинг». Как в Вашем понимании сочетается творчество, служение муз и работа со словом с целью зарабатывания денег? Нет ли здесь противоречия?

– Важно правильно расставлять приоритеты, и, если в ваших мыслях присутствует гармония, то никакого противоречия не будет. Работа над художественным текстом, журнальной статьей или коммерческим заказом – для меня это три различных режима. Бывает, конечно, что одно отвлекает от другого или сложно перестроиться с одного режима на другой, но что поделаешь. А в том, чтобы зарабатывать деньги с помощью своих идей, нет, на мой взгляд, ничего зазорного – скорее наоборот.

Дэвид Огилви когда-то утверждал, что из писателя хорошего копирайтера не получится.  Вы – известный писатель, занимающийся копирайтингом «для зарабатывания денег». Если бы Вам пришлось спорить с Огилви «вживую», как бы Вы ему ответили?

– Я не стал бы спорить с мистером Огилви. Хочется верить, что я все-таки писатель, а не копирайтер.

Вы – едины в трех лицах: писатель, журналист, копирайтер. Насколько важен в таком ритме жизни тайм-менеджмент? Проще говоря, как Вы распределяете свое время, чтобы преуспевать во всех трех ипостасях?

– Тайм-менеджмент – не для меня. Мой «секрет» в том, чтобы не перегружать себя. Собственно работа за компьютером обычно занимает у меня не больше трех часов в день. Правда, мысли постоянно чем-то заняты, так что сложно отследить, сколько времени работаешь над тем или иным текстом. Еще один важный фактор – избирательность. Раньше я брался почти за все проекты, которые мне предлагали, теперь делаю только то, что мне интересно – поэтому остается куча свободного времени.

Инструмент и писателя, и копирайтера, и журналиста – это Слово.  Слово «для вечности» и слово «для денег» – одинаковы ли их достоинство и ценность?

– Слово вмещает в себя все аспекты человеческой жизни. Есть слово проповеди, есть матерное слово и так далее. Это очень разные слова, но это слова. Нельзя рассматривать язык только как сакральный инструмент – это еще и инструмент утилитарный. Например, художник написал прекрасную картину, а потом этой же рукой рисует логотип для леденцов – и рука у него из-за этого не отсохнет. Это я про Сальвадора Дали, если что.

Как Вы подпитываете свое вдохновение? Напитки, еда, общение, уединение – что вас стимулирует к творчеству более всего?

– Я предпочитаю путешествия. Или просто прогулки по городу. Самые удачные мысли приходят мне в голову, когда я иду куда-то.

Насколько работа в рекламе влияет на ваше творчество, каким образом?  Не возникает  ли временами желания написать новые «99 франков»?

– Мне кажется, «рекламную тему» талантливо закрыли Бегбедер и Пелевин. Даже если вы не работаете в рекламе, все равно вы живете в мире, где этой самой рекламы – выше крыши. И абстрагироваться от рекламности окружающей действительности невозможно – вопрос лишь в том, как глубоко ты впускаешь рекламу в себя. То же касается и медиа вообще.

Как вы расцениваете развитие соцсетей, в которых каждый пишет все, что захочет? Не снижает ли это достоинство литературы и цену слова вообще?

– Литература – это история, которую автор рассказывает читателю. Когда-то авторы излагали свои истории на глиняных табличках, теперь они транслируют их в социальных сетях. Меняется формат, но суть остается прежней. Я открыл для себя нескольких очень талантливых авторов именно в Фейсбуке. А что касается цены слова, то текста теперь так много, что он воспринимается просто как информационный фон, как включенный радиоприемник за стеной у соседей. И на этом фоне яркие смыслы заметны особо отчетливо. 

Вопросы задавал Алексей Фурман

Подробнее о мастер-классе Антона Фридлянда смотрите здесь

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

39083-Ahn_Sang-soo-books

Корейська типографіка, або Що сучасний дизайнер може почерпнути з азійського креативу

Часто ми орієнтуємося на західні бенчмарки у дизайні (і не тільки), забуваючи про багатий досвід у цій сфері Сходу, відомого ...

Ідеологія щасливої людини: чому так важливо мати власну ідеологію і як її створити

На так давно минули часи, завдяки яким поняття «ідеологія» набуло негативного іміджу та підмоченої репутації. Між тим ідеологія — це ...

Директор з маркетингу Burger King ділиться уроками, винесеними з 12-ти місяців кризи

Фернандо Мачадо, який і гадки не мав, наскільки непрості завдання постануть перед ним, коли його у січні 2020 року підвищили на посаді.

Якісні втрати і нова гра на виживання: підсумки-2020 та прогнози-2021 від музичної індустрії

Важко сказати, яка з креативних індустрій постраждала від пандемії коронавірусу найбільше. Проте з упевненістю можна сказати одне: так швидко і ...

Guides: як використовувати новий тип контенту в Instagram

У травні 2020 року Instagram анонсував запуск нового формату контенту — Guides. Формат був запущений для НГО, які розповідають про ...

Маркетолог і менеджери з продажу повинні працювати заодно: приклади і результати взаємодії

Відділ продажів і відділ маркетингу дуже часто змагаються між собою, що призводить до збитків і скорочення кадрів. Усе відбувається тому, ...