Наталия Синепупова: В постиндустриальном мире  слова «креативность» и «эффективность» уже стали синонимами

На смену традиционной экономике постепенно приходит креативная, а представители творческих профессий все чаще сталкиваются с новыми вызовами. Культуру и экономику больше нельзя воспринимать как параллельные прямые, которые никогда не пересекутся. Объединяя ценности этих сфер, можно разрабатывать креативные продукты, которые позитивно повлияют на жизнь страны.

Во время Форума Креативных Индустрий о создании таких продуктов рассказала график-дизайнер, основатель и преподаватель School of Visual Communication Наталия Синепупова. Также она входит в состав экспертного совета по дизайну Украинского Культурного Фонда и участвует в организации множества мероприятий в сфере дизайна и визуальной культуры.

Мы задали Наталии несколько вопросов по этой теме.

Наталия, во время своего выступления Вы сказали, что для развития креативных индустрий важно объединять разных специалистов: предпринимателей, дизайнеров, маркетологов, менеджеров, деятелей культурной дипломатии… Как проделать такую работу в Украине и кто должен за это отвечать?

Инициаторами могут выступить сами креативные специалисты, либо компании, которые они представляют. Инициативы, которые идут снизу, – живые, они, как правило, быстро реализуются. Люди, заинтересованные в объединении и взаимопомощи, найдут возможность воплотить это в жизнь либо за счет своих ресурсов, либо смогут привлечь дополнительную помощь, программы, площадки.

Широкое поле для новых комбинаций и понимание взаимной выгоды, как в процессе, так и в результате взаимодействия – вот ключевые условия для объединения усилий.

Креатив – это создание нового. В нашем постиндустриальном мире слова «креативность» и «эффективность» уже стали синонимами. Для предпринимателей, как и для дизайнеров, свойственно создавать новое, а также решать определённые проблемы. Разница между ними не так уж и велика. Они быстро договорятся между собой, как только смогут сформулировать общие цели и примирить между собой, на первый взгляд, различные ценности.

Если говорить о роли государства и его помощи в развитии креативных и культурных индустрий, я вижу ее таким образом: она будет быстрой, развёрнутой и действенной, если госструктуры, министерства и ведомства оперативно обеспечат себя правильной международной экспертизой и внутренней экспертной помощью креативных специалистов. И те, и другие полезны как в разработке новых стратегий и практических рекомендаций для дальнейшей работы, так и в осуществлении, воплощении их в жизнь.

Международные эксперты позволят выиграть время и не изобретать велосипед там, где он уже изобретён, останется отладить механизмы под украинские реалии и синхронизировать законодательство. Креативные специалисты хорошо знают и любят дело, которым занимаются, смогут быстро указать пути для ликвидации болевых точек, определят локальные векторы развития, с удвоенной силой начнут реализовывать то, что и так до этого делали.

Государство должно, скорее, не мешать естественному процессу и духу творческого предпринимательства, оно может улучшать обусловленность: в виде работы фондов, грантовых программ. Поддерживать различными способами культурные институции, частные инициативы. Стимулировать появление креативных хабов, помогать развитию профессионального образования, особенно форматов креативного и культурного менеджмента, т.е. то, что позволит быстро сформировать класс креативных специалистов и получить им возможность работать на себя и приносить прибыль государству.

В украинских креативно-культурных сферах УЖЕ наметилась смена энергии: заработал Украинский Культурный Фонд, проведен ряд стратегических сессий и встреч с представителями министерств, идёт процесс кристаллизации проекта Design for Ukraine, украинский дизайн представлен сразу на нескольких международных выставках, специализированные школы усилили свои направления и программы…

Ключом к кардинальным изменениям в государственной политике в сфере культуры стало определение понятий «креативные индустрии», закрепленных на законодательном уровне этим летом. Вслед за этим важным шагом, надеюсь, появятся и другие.

School of Visual Communication (SVC) активно участвует в международных студенческих обменах. Отличаются ли иностранные студенты от наших? Если да, то чем?

Мы провели десять студенческих обменов в течение последних нескольких лет и видим разницу и в организации работы, и в исследовательской части, и в форматах презентации своих проектов. Студенты из Франции и Грузии охотно работают в реальности, легко ведут диалоги, умеют слышать, договариваться. Для них важно мнение их оппонента, они заинтересованы в разновекторности, развитии темы. Они поддерживают живое общение со всеми участниками группы. Ребята из Польши одинаково хорошо работают и в крафтовых техниках, и традиционных графических техниках, например, таких как шелкография, гравюра. Умеют интересно совмещать это с фотографией, шрифтом, инсталляционными формами, любыми современными визуальными медиумами, гаджетами. Украинцы хорошо работают с креативом, с легкостью воспроизводят идеи, быстро могут настроиться на работу в цифровой среде, дистанционно. Но качество таких проектов в большей степени обеспечивается правильным кураторством и менеджментом.

Студенческие обмены – это очень полезный формат: проекты в форме творческих междисциплинарных, межкультурных практик позволяют участникам этих групп увидеть, на что ориентированы и как работают другие участники, какие темы их волнуют и насколько глубоко они проработаны. Получается сделать быструю профессиональную перезагрузку.

Для европейского дизайна и искусства исторически характерна тесная связь с процессами, происходящими в обществе, – политикой, экономикой, бизнесом, техническими инновациями, культурными парадигмами, социальными теориями циркулирующими как внутри страны, так и между странами, в глобальном мире. Ребята, выбирая темы с локальным контекстом, встраивают их в общую систему координат. Тщательно продумывают актуальность проекта, его интерес зрителю, коллегам. Прорабатывают индивидуальные сентенции, интерпретации, рефлексии.

И конечно, ценность таких проектов – в культурном обмене. Когда человек говорит с человеком. Во взаимном действии. В практически проводимой сверке часов украинских культурных процессов с общеевропейскими.

Как развивать креативность?

Творчество – это наша природная составляющая. Не существует некреативных людей. Мы бы просто не выжили в этом сложном, постоянно меняющемся мире. В детстве мы все любим создавать: придумывать истории, рисовать, лепить, конструировать. Я часто спрашиваю студентов, помнят ли они ощущения радости, когда что-то создавали в детстве. Обычно они говорят: «Да, это было самое прекрасное время, я мог делать что-то по-настоящему интересное». Почему это исчезает? Дело в образовании, которое постепенно заменяет возможность встречи с интересным, «своим»: маленьких личных открытий, личной причастности, личных сомнений – на отчужденность. Методы и формы обучения в наших школах и других учебных заведениях, в своем большинстве, не сфокусированы ни на развитии индивидуального потенциала человека, ни на компетенциях, которые должны помочь ему самореализоваться в жизни. И так, год за годом, внутренняя потребность в созидании и открытиях постепенно затухает… И дети, перестающие пытливо познавать мир, дети, не задающие себе и другим вопросы, превращаются в ленивых, занудных, неинтересных взрослых.

Мы провоцируем своих студентов на практические «воспоминания» того, что им нравилось делать в детстве, много работаем с крафтовыми техниками, материаловедением, с экспериментальными практиками. Мы скетчим  в арт-буках, делаем коллажи – постепенно взрослые-дети разрешают себе это делать больше и больше… А дальше самостоятельно решают, что будут заниматься этим регулярно, переносят это в рабочую практику агентств и студий. И там счастливо креативят, и получают за это деньги.

Искренний внутренний интерес, подкрепленный такой же искренней поддержкой, быстро восстанавливает потенциал, качественно преобразовывает его и позволяет выйти на другой уровень – осознанной поддержки креативности в себе.

Развивать креативность очень просто – не относиться к жизни слишком серьезно. Нас с детства приучают к мысли, что нужно много и тяжело работать. Много – да, но работать можно с внутренним весельем и удовольствием.

А насколько важно такое мероприятия как Форум креативных индустрий для развития отечественных креативных и культурных индустрий?

На таких площадках транслируются мнения профессионалов из разных сфер, культурной и бизнесовой, с разным опытом и различными взглядами. Экспертная оценка и главные месседжи среды дают возможность чётче затачивать стратегии собственных проектов. Для меня всегда было важным понимать уровень представленных компетенций и приоритетов у участников рынка. Единый язык, помогающий приходить к взаимопониманию, не складывается в один день, а вырабатывается путём взаимодействия и взаимовлияния. Взаимопонятные действия сегодня ведут к взаимопонятному видению будущего.

Для общего успеха нам предстоит научиться договариваться друг с другом и устранять проблемы и противоречия, которые возникают по ходу движения. Украине нужны прежде всего правильные стратегии и хорошие менеджеры. В креативных сферах и в бизнесе это есть. От объединенных усилий в выигрыше будут все.

Вопросы задавала Виктория Теравская

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Український дизайн упаковки переміг на A’Design Award & Competition 2020

Проєкт української дизайнерки Ольги Тахтарової визнали кращим на міжнародному конкурсі A’Design Award у категорії «дизайн упаковки». Дизайнерка створила упаковку для ...

Селфі на захід сонця: художник створює фантастичні сцени за допомогою картонних силуетів

У вечірніх сутінках художник Джон Маршалл може стати ким завгодно, адже саме тоді він створює свої фантастичні сцени за допомогою картонних силуетів.

Подорож квартирою у стилі стоп-моушн: як створювали мультфільм «Муніме»

Подорож квартирою у стилі стоп-моушн: як створювали мультфільм «Муніме»

Анімаційна студія Happy Hippie Lab спільно з компанією Because Production знімають мультфільм «Муніме». Це 4-хвилинна історія пригод маленького хлопчика, який зранку прокидається ...

Які ідеї перемогли в конкурсі на кращий дизайн дезінфектанту для рук

Метою конкурсу на кращий дизайн дезінфектанту для рук був пошук рішень, які дозволять людям безпечно повернутися до суспільного життя після карантину.

Yellow Clutch Advertising розробило візуальну стилістику для освітньої платформи Naukroom

Yellow Clutch Advertising спеціалізується на просуванні освітніх, наукових та культурних проектів. Нещодавно портфоліо агентства поповнилося створенням візуального стилю для проекту ...

Продакшн студія Canada нагадує про креативний потенціал нудьги

Креативна команда продакшен студії Canada зробила відео про креативний потенціал нудьги, зібравши його зі свого чималого архіву минулих робіт.