Запуск в разгар бури: как Windfor’s Kyiv превратил кризис в катализатор возможностей

В Киеве открыли офис грузинского креативного агентства Windfor’s. В копилке агентства, основанного в Тбилиси в 2004 году, сотни кампаний и десятки наград, включая Cannes Lions, Eurobest и Epica Awards. Киевский офис Windfor’s возглавил экс-арт-директор агентства Banda Илья Ануфриенко.

Чем запуск агентства в спокойные времена отличается от запуска в кризис? Как управлять работой команды на удаленке? Всегда ли деньги — залог успешного лонча и какие выводы из этого запуска можно трансформировать в опыт? В интервью главреду creativity.ua Марине Корчаке рассказывают сооснователи Windfor’s Kyiv Вато Кавтарадзе и Илья Ануфриенко.

Почему решили запускаться в разгар кризиса? Почему не переждали бурю?

Вато: Запускаться решили, на самом деле, задолго до кризиса, однако в процессе он нас настиг, и останавливаться уже не было смысла. Во-первых, из-за того, что в этом кризисе никак не угадаешь, когда и как он закончится. Поэтому, может, придется ждать месяц, может, год, а может, и больше. И какой в этом смысл, возможно, тогда ты так и не откроешься. А во вторых, может, эта буря, наоборот, возможность побыстрее оказаться там, куда мы метим, — в гущу событий, с прицелом на самые высшие достижения. 

К тому же мы ведь Windfor’s — знаем, как обуздать силу ветра и направить его в правильное, конструктивное направление. Мы сейчас на волне и знаем, куда двигаемся.

Илья: Мы же всегда про челленжи, айсбакет уже прошел, а вот открыться в кризис – показалось в самый раз 🙂

Илья Ануфриенко, основатель и управляющий креативный директор Windfor’s Kyiv
Илья Ануфриенко, Windfor’s Kyiv

А чем запуск компании в спокойные времена отличается от запуска в кризис? По сути, запуск нового проекта — это уже своего рода кризис.

Вато: Самое важное, что надо понимать при использовании этого слова, кризис — это катализатор возможностей, новый шаффл, в котором может повезти больше, либо меньше, но наверняка при нем и градус, и темп, и турбулентность — все на порядок выше. Для предпринимательского духа это более органичная среда, со своей насыщенной динамикой и драматургией, особенно на старте, нежели штиль с выстроенным планом действия на долгосрочной перспективе. Честно говоря, может, это прозвучит как-то странно, но сейчас даже не представляю себе, как все было бы без кризиса. Ведь каждый день, кроме новых разветвлений сюжета, дает невероятный жизненный и профессиональный опыт.  

Илья: Это примерно так же, как если бы при запуске новой ракеты тебе сказали, что координаты, куда нужно лететь, изменились, и теперь их никто не знает. Вроде бы приборы на месте, летать ты умеешь, топливо тоже на месте — но без координат ты теперь не понимаешь, хватит ли тебе его, чтобы долететь, и куда вообще лететь? Все нужно на ходу, «без приборов», глядя в иллюминатор, быстро прикинуть и набросать новый план в момент, когда уже турбины запущены. Это непросто, но интересно.

Windfor’s Kyiv запускался с клиентами?

Вато: Если поверите на слово, то таких гарантированных клиентов — ни при принятий генерального решения запускаться на украинском рынке, ни при фактическом запуске — не было. Кстати так было и 16 лет назад, когда Windfor’s запускался на грузинском рынке.

Вера в то, что мир открыт к такого рода начинаниям, что есть какой-то толк в законе притяжения, есть какие-то конкретные контакты и безупречная репутация — как бренда, так и личностей, стоящих за ним, — все это компоненты механизма запуска процесса. Остальное идет по ходу.

По факту, конечно, большинство клиентов, которые в данный момент светят на нашем небосклоне, это украинские бренды, оперирующие на здешнем рынке. Но есть и такие, которые идут за нами на основе наших бывших пересечений на грузинском рынке.

Сооснователь и креативный директор Windfor’s Вато Кавтарадзе
Вато Кавтарадзе

Илья: Большинство международных клиентов подвязаны контрактами с сетевыми агентствами. Windfor’s в Тбилиси, так же, как и украинские локальные агентства работали с местными клиентами. Поэтому изначального пула клиентов у нас не было. Но еще до официального лонча агентства мы общались с разными клиентами. Из тех, кого уже можно назвать, это «Сильпо». Мы успели выпустить для них первый проект и готовим следующие. Кроме этого, в работе еще несколько проектов для других клиентов и еще больше в холде.

Ваш личный самый ужасный / трудный момент в этом процессе

Вато: Таких откровенных ужасов пока не наблюдается, но трудностей, конечно, хватает в ежедневном порядке — начиная с технических моментов и заканчивая морально-волевыми. Есть вещи, которые все-таки должны решаться в физической интеракции друг с другом (несмотря на то, что этот новый/старый формат виртуальных отношений очень удобен и сулит огромные перспективы развития), особенно на этапе формирования фундамента. 

Мы с нетерпением ждем отмены всех этих ограничений, чтобы была возможность свободного передвижения, освоения нового офиса, установления основополагающих нитей компаний. Ведь все-таки невозможно все это в полной мере охватить в этой виртуальной реальности, и особенно в таком сжатом временном отрезке.

Илья: Не мог разобраться, как установить видеофон в zoom, но потом оказалось, что у меня не обновленная версия и все наладилось.

А как с креативом в это время? Страдает ли процесс из-за работы команды на удаленке, психологического напряга? Как менеджерите процессы?

Вато: Объективно, этот режим многое меняет, в том числе и подход к менеджменту креативного процесса. Это, конечно, особенно остро чувствуется на месте, при так называемых полевых действиях и, можно сказать, Илья с этим прекрасно справляется. Для меня же это пока новый этап ведения процесса, через разные окошки разных медиаплатформ на разных окружающих меня экранах. В какие-то моменты это начинает походить на сюжет фантастического фильма про будущее, где, однако, все основано на реальных событиях и роли тоже исполняют реальные герои. Я иногда так себя развлекаю, смотря на текущие события, чтобы чуточку сбавить градус объективно присутствующего психологического напряга.

Илья: Страдания — это же часть креативного процесса 🙂 Но технически почти ничего не изменилось: каждое утро в 10:00 у нас созвон на 10-15 минут, чтобы обсудить задачи, расставить приоритеты, это помогает быть в тонусе. Дальше у всех свои коллы/ревью/штормы. Круто, что все стало происходить быстрее, но не круто, что стерлась грань между домом и работой. Для таких штук мы стараемся каждую пятницу, когда нет срочной работы, просто собираться вместе с бокальчиком вина или кружкой чая, кому что ближе, и обсуждать, у кого как прошла неделя, что было круто, а что не очень.

Как мотивируете и вдохновляете команду в это время?

Вато: В первую очередь, надо отметить, что сама команда подобралась суперклассная. Я благодарен судьбе, что на этом этапе, при таких обстоятельствах наши пути пересеклись именно с этими людьми. У нас эта химия, образовавшаяся при первых же встречах, сейчас переросла в какое-то фронтовое братство. Мы чувствуем себя, как на войне, на линии фронта, где каждый отвечает как за себя, так и друг за друга. В такой атмосфере, при такой отдаче и с таким профессиональным уровнем, нам не то, что не страшно, но в какой-то степени даже радостно находиться в этом состоянии. Получается, сама эта атмосфера и мотивирует всех своих вкладчиков и контрибуторов. 

Илья: Мне кажется, что мотивировать надо того, кто не хочет чем-то заниматься, — его нужно как-то уговаривать, устраивать танцы с бубном. Большинству талантливых ребят нужно просто создать условия, они и так кайфуют от того, что делают. Поэтому мы стараемся распределять работу так, чтобы тот, кто любит 3D, делал побольше 3D, чтобы все занимались любимым делом. Просто не нужно нагружать их нелюбимой работой, которая будет демотивировать.

Windfor’s Kyiv команда
Команда Windfor’s Kyiv

Как вы думаете, кризис — это по умолчанию плохо?

Вато: Я бы сказал, что кризис — это по умолчанию хорошо.

Илья: Сейчас все пишут, что кризис — это новые возможности. Оно, конечно, немного попсово звучит, но, очевидно, что это так. Кризис — это крутой период.

А как превратить его в период возможностей и креатива? От чего это зависит: стечение обстоятельств / психологический настрой / опыт / команда / деньги? Или все вместе?

Вато: От всего вместе и по отдельности. Это такой инфинитив алгоритма успеха, где в каждом отдельном случае определяющую роль играют пропорции и синхронизация составляющих компонентов, когда они, исходя из обстоятельств, действуют по-разному, ведя процесс либо к успеху, либо к неудаче. Нам пока рано оценивать наш путь, ведь он только начался, и многие направления пока даже не успели нормально активироваться. Но я очень надеюсь и в какой-то степени уверен в удачном развитий событий.

Илья: Большинство крутых вещей случаются вопреки. Вот, вроде бы ничего не предвещало такое развитие событий, но оно взяло и случилось. Мне кажется, большинство нормальных людей просто не любят неожиданностей и стараются от них закрываться — психологически очень сложно принимать изменения, всегда хочется переждать. На мой взгляд, если не пытаться избегать проблем — они превращаются в возможности.

А если у проекта проблемы с финансами, стоит ли запускаться в кризис, полагаясь на удачу и субъективную оценку собственной креативности? Или все же лучше переждать?

Вато: Я вообще не большой сторонник ожиданий, пауз и переносов, если чувствую и верю во что-то. Конечно, есть объективные обстоятельства, преграды, загвоздки и иногда даже непреодолимые препятствия на пути к поставленным целям. Но на обратной стороне есть вера в собственные силы, в будущее, в успешность задумки, такая всеобъемлющая созидательная энергия, перед которой невозможно долго устоять ни одному негативному фактору. С моей точки зрения, самый эффективный и верный подход ко всякому процессу и особенно к такому важному, о котором идет речь, — это оптимистический взгляд на жизнь и боевой задор в действиях.

Илья: Полагаться на субъективную оценку собственной креативности — это плохое решение не только в кризис. Полина Забродская (креативный директор AMV BBDO London — Ред.) на эту тему в одной из своих лекций хорошо написала: «Любой, кто скажет вам, что награды не имеют значения, — либо выиграл всё, что только мог, и теперь так затейливо понтуется, либо этот человек никогда ничего стоящего не выигрывал и просто таким наивным способом пытается защитить своё хрупкое эго».

А всегда ли деньги — залог успешного запуска? Не только в кризис

Вато: Деньги — больше залог залога, нежели успеха. Хотя они играют ключевую роль в развитии всего человечества, включая нашу отрасль и всю ее экосистему, они не определяют главные ценности, которыми руководствуются, по крайней мере, в нашей компании. Потому что можно иметь все деньги мира и не иметь ту искру, от чего возгорается пламя и потом выстраивается вся логика событий. Так вот, иметь в наличии вот эту искру и есть основополагающий фундамент дальнейшего успеха, что гораздо и несравненно важнее денег. Если бы было не так, то жить на земле было бы очень скучно и прогнозируемо.

Илья: Любая креативная индустрия (IT / реклама / кино) в первую очередь строится на талантах, которые невозможно просто купить. Помимо комфортных условий (в том числе и финансовых) важно, чтобы талантливым людям было интересно с тобой работать.  

Windfor’s

5 выводов после запуска Windfor’s Kyiv: как не бояться кризиса?

Вато: Мы едва начали свой путь в Украине и делать какие-либо выводы пока очень рано. Как говорится, поживем — увидим. Но если все-таки вывести главное, это: 

  • Вера в собственные силы
  • Вера в задумку
  • Целеустремленность 
  • Рассмотрение трудностей через призму возможностей
  • Оптимистический и конструктивный склад мышления

Илья: Не знаю — я его до сих пор боюсь. Мне кажется, вообще бояться полезно. Когда ничего не боишься, легко расслабиться, чувства притупляются, заплываешь жирком.

Как этот опыт будете использовать в работе над проектами?

Вато: Каждый новый проект — это своего рода новое начинание при кризисных обстоятельствах. Вся выше высказанная логика и отношение к делу целиком и полностью распространяются на подход к этим проектам, только с наличием более специфических и детальных компонентов и обстоятельств. 

Ничего по большому счету не меняется, так как мы точно так же относимся к делам наших клиентов, как и к собственному. Это (а не деньги) и есть залог успеха. В нынешней эпохе самая главная черта креативщика — это предпринимательский подход к решениям бизнес-проблем клиентов. 

Мы, можно сказать, профессиональные проблем-солверы, как задач наших партнеров, так и собственных. И в постоянно меняющемся мире вокруг это чуть ли не единственное самое главное свойство человека, представляющего нашу индустрию.

Илья: Этот опыт показал, что можно работать быстрее обычного. К примеру, проект для «Сильпо» мы вместе с ребятами из RIBS сделали за 14 дней, от идеи до разработки, вместе с дизайном и кодингом — это практически нереальный срок. Круто будет после кризиса это сохранить, суметь найти баланс между скоростью и кайфом от работы, чтобы не чувствовать себя загнанным, но и не раскачиваться слишком долго.

В тему:

  • Советы «молодым львам» об участии в конкурсе от Ильи и Катерины Ануфриенко. Напомним, Илья и Катя стали серебряными призерами в категории Print на Young Lions Competitions 2019 в Каннах.
  • «Специальность, которой не существует»: Senior Creator Havas Digital Kyiv Юлия Боргуленко рассказала о закулисье, преимущества и недостатки профессии креатора.

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

TWIGA Ukraine поєднала Pepsi та Львів у новому лімітованому дизайні

TWIGA Ukraine поєднала Pepsi та Львів у новому лімітованому дизайні

Бренд Pepsi випустив нову лімітовану банку, присвячену одному з найгарніших міст України — Львову. Колекція була створена ексклюзивно для цього ...

2Crack від Roshen

Saatchi & Saatchi Ukraine перекусила «запару» у новому ролику

На перший погляд, це історія про новий ролик Saatchi & Saatchi Ukraine (входить до складу Publicis Groupe Ukraine) для бренду ...

Регіональна кампанія Uklon від IAMIDEA

Дозвіл на хуліганство. Регіональна кампанія Uklon від IAMIDEA

Нещодавно Uklon та IAMIDEA розказали всім про нову стратегію і ключове повідомлення: «Твій рух — твої правила». За результатами першої ...

Unicef і Platfor.ma запустили іронічно-автомобільний проєкт про вакцинацію

Техогляд дитини: Unicef і Platfor.ma запустили іронічно-автомобільний проєкт про вакцинацію

Інтернет-журнал Platfor.ma разом з ЮНІСЕФ Україна та USAID вирішили креативно нагадати про важливість та необхідність вакцинації. Разом вони розробили проєкт ...

crello

Створювати контент просто: Crello запускає глобальну бренд-кампанію

Crello, онлайн-редактор графіки для створення статичних та анімованих дизайнів, разом з маркетинговим агентством Fedoriv створили бренд-кампанію Design it your way. ...

Паперові мотоцикли та пластилінові зайці: шість кампаній, що вражають майстерністю анімації

Серед кампаній, що відзначилися майстерністю анімації, можна побачити теплі різдвяні історії, метаморфози мотоциклу та різнокольорових пластилінових зайців.