• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Бізнес та Інновації

Каждый рожден креативным лидером. Ваче Давтян об энергии лидерства и воспитании креативности

10 Червня, 2020
Час прочитання: 4 хв.
A A
Каждый рожден креативным лидером. Ваче Давтян об энергии лидерства и воспитании креативности
Share on FacebookShare on Twitter

Что нужно для того, чтобы стать креативным лидером в бизнесе? Какова роль креативности в процессе формирования личности-лидера? Ваче Давтян знает об этом больше, чем многие из нас. Ваче известен как основатель компании «Пан-Электро», бизнес-тренер, а также создатель Школы развития лидеров Leaderway. Поэтому его мнение одновременно и основательно, и интересно. Что он и доказал в нашем эксклюзивном интервью.

Ваче Давтян об энергии лидерства и воспитании креативности

Два условия креативности

Является ли креативность обязательной составляющей лидерства? Возможен ли лидер без креативных способностей?

У нас два ключевых отличия от животных — мы умеем говорить и фантазировать. Именно фантазии, перенесенные в реальность, и создали наш мир. Одно из изречений Эйнштейна об этом: «Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию».

Наш мозг очень энергозатратен. Занимая в среднем 2% нашего веса, он забирает 25% энергии. Чтобы снизить затраты энергии, мозг старается все автоматизировать.

Отсюда масса бессознательных ритуалов: чистка зубов, одевание, поездка на работу, ответ на вопрос «Как дела?». Большинство проводят день «на автомате», не пробуя нового. В этом есть резон — для наших предков все новое вызывало настороженность и страх. Поэтому изменение привычного хода мозг воспринимает как угрозу для жизни. И старается ввести нас в состояние комфорта — все понятно, привычно и нет угроз. А на вынужденный объезд дороги, отсутствие любимого кофе, нарушение планов — на все это мы реагируем остро. Попадая в «дни сурка» и стараясь сохранить привычное состояние.

Но мы живем в эпоху цифровой революции, которая стремительно меняет наш мир. И если активно не меняться, не учиться, не постигать новое, тебя может выкинуть на обочину жизни. К тому же, когда нам все время комфортно, становится просто скучно. Когда пять лет подряд, изо дня в день, делаешь одно и то же, понемножку начинаешь сходить с ума. Накапливается психическое напряжение, которое приводит к выгоранию или дауншифтингу.

Главная черта лидера — огромный потенциал избыточной энергии. А избыточная энергия постоянно требует выхода. Это и проявляется в поиске нового.

Креативность — физиологический процесс, за который отвечает правая височная доля мозга. Она создает отдаленные ассоциации, это и называется креативность. Например, вам говорят слово «зарядное устройство», и у вас возникает ассоциация с компьютером. Это стандартное мышление. А вот когда вы думаете, что с его помощью можете нагреть свой бутерброд, это уже креативность. Именно за такой подход в развитии креативности мне больше всего нравится книга Пола Слоана «Искусство мыслить незаурядно», которую от души рекомендую всем.

Лидеров-инноваторов немного, 3-4%. Они постоянно пробуют новое, экспериментируют, зачастую с риском для жизни. Им нравится ехать по новым дорогам, там явно есть что-то интересное или необычное. У них много избыточной энергии, которую нужно куда-то направить. Вот они и направляют ее на познание. На протяжении истории человечества такие инноваторы открывали новые миры. Колумб и Амундсен, Ньютон и Эйнштейн, Тесла и Маск. Именно такого склада люди и являются креаторами. Наличие избыточной энергии — обязательное качество инноватора.

Второе обязательное качество креатора — любознательность, детское состояние души. Умение смотреть на мир глазами ребенка, жаждать и постоянно удивляться новому.

Мне повезло: я обладаю обоими этими качествами. Избыточная энергия вообще присуще южным народам. И меня не сильно забивали в детстве, хотя папа до сих пор, когда я строю гримасы по вайберу, призывает «быть серьезней». Да, мне удалось сохранить детское восприятие жизни. И это здорово, потому что только так можно оставаться молодым в душе.

Ваче Давтян

Одно из самых масштабных исследований в части старения показало, что старость наступает тогда, когда человек перестает удивляться. Смотря на своего очень креативного папу, я понимаю, что это мне не грозит еще лет 40-50 🙂

Школа как угроза креативности

Психологи давно говорят, что каждый ребенок — по сути своей, креатор. Но как только ребенок попадает в школу, креативность детей начинает активно исчезать. Почему?

Школы убивают творчество и стараются вырастить детей со стандартным мышлением. Это настоящая катастрофа, особенно в цифровую эпоху. Поэтому нужно срочно менять систему образования. Убрать «правильные» ответы-заготовки, особенно из «неточных» наук, давая детям возможность придумывать свои.

У меня две взрослые дочки, и когда они пошли в школу, я делал многое, чтобы они выросли с незашоренным мышлением. Менял школы, а после окончания младшую отправил учиться в Англию на художника-аниматора. Это одна из самых творческих профессий.

Конечно, у нас кое-что меняется, но слишком уж медленно. А ведь творческое мышление, свобода и незашоренность — это ключевые качества, которые меняют страну. Посмотрите на Израиль, он весь построен на креативности. Поэтому они и выжили во враждебном окружении.

Но и в Украине с этим достаточно неплохо. В начале 90-х, когда разрушился СССР, а у Украины не было никакого опыта государственности, люди выживали во многом благодаря креативности. Тогда многие украинцы научились предприимчивости. В этом плане мы обставили Россию, где приветствуется послушание и где самой большой мечтой является поступить на работу в госкомпанию типа «Газпрома».

Можно ли научиться креативному мышлению? Насколько сложен процесс обучения, особенно для человека взрослого и сложившегося?

Посмотрите на самую креативную нацию — евреев. Они поголовно обучают детей игре на скрипке, пианино, шахматам, рисованию или танцам. В Армении родители ведут себя подобным же образом. Например, я тоже обучался игре на пианино, играл в театре пантомимы. Жаль, что в свое время меня не отдали в спортивную секцию, теперь я активно закрываю этот пробел — бегаю и занимаюсь силовыми упражнениями. Это тоже поднимает уровень энергии и креативности. 

Любой ребенок рождается креативным. Сохранится ли это лет через 15-20, почти полностью зависит от стиля воспитания родителей и учителей.

Нужно дать ребенку максимальную свободу действий, в разумных рамках, конечно. Моя жена позволяла дочке самой принимать решение, что покупать, в рамках небольшого бюджета.

Креативность в человеке заложена от природы на 30%, остальное зависит от детства — «забьют» ли его или дадут возможность творить и созидать.

Креаторы и реализаторы

Многие специалисты по менеджменту и HR делят людей на креаторов, создающих новое, и реализаторов — «делателей», которые эти новшества внедряют и превращают идеи в конкретный продукт. Причем многими замечено, что креаторов в мире стало как-то много, а вот реализаторов явно не хватает. Есть ли выход из этой ситуации? 

Со мной работало много творческих людей, которые часто лишь высказывали идеи. А при предложении их реализовать отходили в сторону по принципу «Сова не тактик, сова стратег».

Почему в компаниях мало таких людей? По простой причине: те, кто сочетает качества креатора и реализатора, обычно открывают собственный бизнес. И если в США 14% людей имеют собственный бизнес, а 70% хотя бы раз попробовали себя в этом, то сколько таковых в Украине? К сожалению, колониальное наследие и старание «не быть на виду, чтобы не отняли» тормозят развитие предпринимательства. Нужно активно развивать бизнес-обучение и бизнес-мышление, начиная со школы.

В Украине инноваторов слишком мало. Ведь что такое инновация? Это целый процесс: не только родить идею, а и реализовать ее, попробовать на практике. Не факт, что получится, зато опыт будет обязательно. Как изрек Эдисон «Я не ошибался 10.000 раз. Я с успехом попробовал 10.000 способов, и выяснил, что они никуда не годятся». Кстати, он же сказал, что «гений — это 1% вдохновения и 99% пота».

В Армении, откуда я родом, ситуация другая. Там слишком много творчества, все хотят пробовать что-то свое. Как говорится в шутку: бизнесмен на бизнесмене, бизнесменом погоняет. И это касается всех людей, даже нетворческих профессий. Мой папа уже 40 лет возглавляет там завод, и я помню один случай 33 года назад. Папа взял меня с собой в токарный цех, где он попросил мастера выточить деталь согласно чертежу. Когда мы вернулись через час, оказалось, что токарь выточил немного другое. На вопрос моего папы он ответил «Я улучшил». Я был в шоке, понимая, что «улучшить» — это значит испортить.

Но что поделать, армяне не могут жить и работать по инструкции. Творчество, самостоятельность, жажда нового — это все зашкаливает. Поэтому Армения превратилась в источник эмиграции предпринимателей в другие страны, включая Украину. И это хорошо, потому что немного компенсирует недостаток креативности и предпринимательства.

Я здесь достаточно быстро встал на ноги, собрав отличную команду. В меру креативных и достаточно исполнительных, чтобы можно было бы создать системный бизнес.

То есть, если увеличить число креаторов при имеющемся числе реализаторов, мы получим процветающие креативные индустрии?

Именно развитие креативности в школах и университетах даст наибольший эффект при небольших вложениях. Хотя консервативное мышление большинства педагогов изменить очень сложно. Поэтому надо очень активно использовать онлайн-обучение на английском. Благо, сейчас бесплатных курсов высокого качества очень много.

Наше будущее — компьютер в мозгах

Новые технологии для креативного лидера — инструменты или партнеры? Может ли искусственный интеллект заменить лидеров в бизнесе и других структурах?

Технологии развиваются невероятными темпами. Совсем скоро искусственный интеллект станет партнером, а еще через пару лет обойдет нас в развитии. Превзойдет человеческий разум по всем параметрам. Я не футуролог и мне сложно прогнозировать, когда это произойдет, но думаю, что лет через 25-30 это вполне реально.

Мы ведь по сути своей являемся био-машинами. Спросите нейрофизиолога или почитайте книгу по нейрофизиологии. Подавляющее большинство наших действий обусловлено командами нашего подсознания. Наше мышление легко алгоритмизируется, а значит, его можно вычислить и воссоздать. Поэтому нами легко управлять и манипулировать. Осознаем ли мы тот момент, когда весь контекст вокруг нас начнет создавать искусственный интеллект? Взяв под контроль СМИ, правительство, интернет… Над этим стоит задуматься.

Это риски для нас как для вида. Илон Маск пару лет назад уже кричал об опасности искусственного интеллекта. Так как его никто не услышал, он плюнул и открыл компанию, внедряющую искусственный интеллект внутрь нашего мозга. Этакий гибрид человека и машины.

Разве это решение не аналогично поголовному чипированию, которым всех нас сегодня пугают?

Надо найти баланс между безопасностью и свободой личности. Многое зависит от государственных институций и лидеров, стоящих у руля государств и глобальных корпораций. Когда к власти приходит авторитарный лидер, баланс будет нарушен. Как это произошло в России и Китае. И происходит сегодня в США с приходом Трампа, невзирая на демократические институты.

Технологический прогресс не остановить, поэтому нужно продумать этико-философские аспекты инноваций. Что можно создавать, а что нет. Например, этично ли клонировать человека? Пока что все решили, что нет. Но это только вопрос времени, как только соответствующие технологии станут доступнее для «подвальных» лабораторий. Всегда будут мерзавцы и психопаты, которые постараются обратить технологические достижения во зло. Это серьезная угроза, которую нельзя игнорировать.

Учиться креативности

Если человек креативно одарен от природы (проще говоря, талантлив), нужно ли ему учиться креативности? Если да, то какие обязательные знания ему нужны? Эдисона или Форда, например, никто специально не учил.

Эдисон был больше системной, чем креативной личностью. Он создал лабораторию и собрал отличную команду креативных людей. Что, конечно, не отнимает у Эдисона собственного таланта.

Каждый человек рождается талантливым, и не в одной сфере. Кто-то рождается финансистом, кто-то — музыкантом. Моя младшая дочка с двух лет начала рисовать, и она этим живет. Когда ей было пять, мы уже поняли, кем она станет. И развивали в первую очередь талант художника. Изредка попадаются люди, которые сочетают креативность и системность.

Для меня образец креативности — это, наверное, Никола Тесла, у него была масса сногсшибательных идей, которые многим казались безумными. Конечно же, еще Илон Маск, Джефф Безос, Юваль Ной Харари, Рей Курцвейл, Мито Каку.

Мне очень помогает медитация. Для творчества я использую метод ТРИЗ, разработанный нашим соотечественником Генрихом Альтшуллером. Эта система признана и используется во всем мире.

Еще один путь развития креативности — учить языки. Сейчас я углубился в изучение украинского и параллельно изучаю английский. Это вдобавок к русскому и армянскому языках. Изучение языков замедляет старение мозга и развивает «другое» мышление, ведь у каждого языка есть своя, отличная от других, логика.

А могут быть избыточные знания, которые тормозят креативность?

Избыточных знаний не бывает, бывает закостенелое мышление. Когда ты считаешь, что все познал и всего достиг. Что ты уже эксперт и развиваться не нужно. Наверняка вы встречали такого рода эксперта с высоко задранным носом, который общается как-бы нехотя, через зубы.

Иногда я и сам себя ловлю на таком самодовольстве. Но у меня есть две страховки на этот счет: мой бизнес-партнер и моя жена, которые берут в руки дубину и сшибают с меня корону. Очень важно, чтобы такие люди были рядом и не позволяли самодовольству победить. Иначе это конец всему.

Я читаю не менее 50-ти книг в год. За последние 20 лет посетил 500 форумов и тренингов, включая тренинги по развитию креативности. А сейчас и интернет открыл бездну возможностей для познания. Для меня этот поток знаний не избыточен. Но перегруженность возможна, поэтому будьте настороже и просто сделайте перерыв. Пусть все уляжется в голове по полочкам, а потом опять в путь.

Для креативности важно спать не менее 7-8 часов. Именно во время сна информация укладывается по ячейкам памяти, усваивается и накапливается. Кроме того, мозг во время сна очищается от токсинов, которые вырабатываются днем, по ходу мыслительных процессов.

Как вы расцениваете перспективы развития креативных индустрий в Украине?

У нас отличная молодежь. Независимая, подвергающая все сомнению, с замечательными ценностями. Может, именно им и суждено сделать креативный прорыв, как в Украине, так и во всем мире.

Вопросы задавал Алексей Фурман

На додаток щодо відновлення креативності – стаття Уорда Ендрюса про надихаючі афірмації.

Про креатив взагалі і сторітеллінг як одну з його підвалин на нашому порталі розмірковує колишній рекламіст, а нині відомий письменник Валерій Примост


Теги: інтерв‘юкреативкреативністьтехнології

СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ

Digital-набір піарника: від робочих додатків до джерел натхнення
Аналітика

Digital-набір піарника: від робочих додатків до джерел натхнення

30 Червня, 2025

Ефективність у PR залежить не лише від досвіду, а й від правильно підібраних інструментів. Які додатки економлять час на рутинних завданнях, а де знайти натхнення для креативних ідей?  Валерія Васильченко,...

Читати даліDetails

Поезія фінансової моди або мистецтво банків на “Мистецькому Арсеналі”

Ти не ти, коли голодний: нова рекламна кампанія Snickers з Жозе Моурінью

РЕКОМЕНДОВАНО

Відповідальність

Фонд «Підтримай Третю штурмову» та Projector запустили відкритий бриф на створення постеру для всеукраїнської кампанії

26 Червня, 2025
Інсайти

Премія Effie Awards Europe 2025 відкрила прийом заявок: нові категорії та спеціальні умови для українських учасників

5 Червня, 2025

БІЛЬШЕ МАТЕРІАЛІВ

Effie Ukraine 2025: 93 шанси на визнання ефективності
Інсайти

Effie Ukraine 2025: 93 шанси на визнання ефективності

25 Червня, 2025
Принципи понад процеси: новий посібник WFA та VoxComm щодо вибору агенції
Інсайти

Принципи понад процеси: новий посібник WFA та VoxComm щодо вибору агенції

25 Червня, 2025

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.