Как сделать так, чтобы кризис работал на стартап

Есть несколько аргументов в пользу того, что именно нынешний кризис – лучшее время для запуска собственного бизнеса или развития. Во-первых, венчурные капиталисты смещают свой фокус с российских проектов и более пристально смотрят на проекты украинских предпринимателей. Во-вторых, из-за сокращения рынка труда, появилось много высококвалифицированных специалистов, труд которых стал по карману стартаперам. В-третьих, многие инвесторы стали более внимательно относится к потенциальным вложениям средств, привлекают партнеров для соинвестирования и тщательней выбирают проекты для инвестирования. Это означает, что стартаперы, которым достанутся средства, получат больше внимания и сразу нескольких наставников вместо одного бизнес-ангела.

Конечно, ситуация далеко не радужная. Местные инвесторы значительно сократили свою активность. По крайней мере, они стали вкладывать значительно меньше средств и более внимательно подходить к выбору достойных проектов. Российские институциональные инвесторы, которые еще вчера были планом «Б» по привлечению средств для локальных IТ-предпринимателей (а для некоторых – и вовсе главным источником инвестирования), боятся связываться с украинскими проектами (которые также начали избирательно относится к российскому капиталу, поскольку это может вызвать сложности с привлечением капитала от западных инвесторов). А большинство бизнес-инкубаторов, которые последние несколько лет активно развивались, свернули свою деятельность. Но трудности не означают, что нужно забросить идею развития стартапа.

Как стать следующим стартапером, который получит деньги от инвесторов во время кризиса? — Сделать его работу системной. Для этого есть несколько простых правил:

1. Установите четкие границы рабочего дня для себя и сотрудников. Работать допоздна и быть эффективным – не одно и то же. Нужно одновременно трудиться больше конкурентов и не терять способность нестандартно мыслить из-за хронической усталости. Несмотря на то, что эксперты Международной организации труда при ООН рекомендуют ввести четырехдневную рабочую неделю, это не для стартапов. Каждая минута должна использоваться с толком.

2. Покажите свои преимущества и не бойтесь открыто говорить о неудачах и провалах на вашем пути. Ваш интересный стартап не замечали на фоне остальных? Вы, как СЕО проекта не могли выйти на потенциального клиента по причине того, что его внимание было «рассеяно» на сервисы конкурентов, качество которых заставляло ждать лучшего? Кризис дает каждому из тех, в ком спрятан истинный потенциал, проявить себя и найти свое место под солнцем. Находите, укрепляйте и демонстрируйте свои сильные стороны! Ведь конкурентов резко убавилось. Не бойтесь говорить о неудачах, с которыми вы сталкивались в ходе реализации проекта. Открытость в общении с инвестором и умение делать выводы из ошибок – важная черта, которую ценят инвесторы. Кстати, почти каждый предприниматель в США охотно делится информацией о своих ошибках и выводами, сделанными на основании этих ошибок. При этом услышать самокритику или признание своих ошибок от наших стартаперов – большая редкость.

3. Сосредотачивайтесь на деталях и умейте преподнести «фишки» своего проекта. Когда конкуренция за внимание инвестора и клиента на рынке обостряется, а на финишной прямой часто оказываются очень похожие проекты (идеи), победу в борьбе принесет деталь, которая будет выгодно отличать вас от остальных — юзабилити сайта, скорость доставки товаров, современный интерфейс продукта, качество работы с клиентом.

4. Ищите альтернативные пути привлечения инвестиций. Самое время вспомнить о таких инструментах инвестирования, как 3F («family, friends, fools» — семья, друзья, дураки) и краудфаундинговые платформы. Воспринимайте это не как проблему, а благо для своего проекта – если вы сможете убедить ряд людей в необходимости незначительного инвестирования в вашу услугу или продукт, значит, вам есть ради чего работать.

5. Моделируйте потенциальные ниши и потребности людей. Кризис – время перезапуска многих рынков, период, когда появляются новые ниши и направления (необходимость экономить – дала начало купонным сервисам, желание быстрее найти работу – породило массу онлайн-сервисов для соискателей и работодателей, а также платных приложений по составлению идеальных резюме). Говорите с людьми об их проблемах и старайтесь понять, какие новые потребности принес кризис в массы, и как именно вы можете их решить.

Пять этих правил помогут по-другому взглянуть на происходящее в стране и возможности, которые появляются в кризис. 

Автор: Степан Черновецкий, Президент инвестиционной компании Chernovetskyi Investment Group.

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

15 квітня відбудеться Конференція з ІТ-права #ubaITconf

Якщо ви хочете зрозуміти, як працює український ринок юридичних послуг для ІТ-бізнесу, якщо прагнете знайти ділових партнерів, професійних співробітників чи ...

Зручна форма для великого міста. «Моршинська» презентує новий формат улюбленої слабогазованої води

1 квітня «Моршинська» презентувала новий зручний формат слабогазованої води в банці ємністю 0,33 л. Зручний формат для життя у великому ...

Мінцифра запустила YouTube-проєкт для популяризації українських стартапів

Міністерство цифрової трансформації України запустило YouTube-проєкт для популяризації українських стартапів. Startup Club — це 140 секунд пітчу від українських стартапів, ...

Meetup

На EASE&Wtech Spring Meetup директорки топ-компаній розповіли про важливість гендерної рівності у бізнесі

18 березня в INVERIA event space пройшов EASE&Wtech Spring Meetup, присвячений темі гендерної рівності у бізнесі. Спікерками EASE&Wtech Spring Meetup ...

Бренд Corona Extra запустив у виробництво екологічну упаковку з ячменю

До Всесвітнього дня переробки бренд Corona Extra запустив нову екологічну упаковку. Надлишки соломи, що залишилися після переробки ячменю, компанія Anheuser-Busch ...

Gucci випустив віртуальні кросівки, які коштують $12

Італійський будинок лакшері-моди Gucci офіційно оголосив про випуск дебютних віртуальних кросівок, які можна придбати за $11,99. Gucci співпрацює з білоруською ...