Будущее без приложений

«There's an App for That». Этот слоган в 2008 году определил дальнейшее развитие мобильных технологий. Тут и там открывались курсы, на которых обещали обучить разработке приложений за считаные недели; бизнес пересматривал привычные подходы и рекламировал новые приложения для своих услуг; чёрт, даже у маленьких ресторанчиков появились приложения с меню.

С появлением в 2008 году App Store компания Apple первой понесла в массы концепцию симпатично оформленных скачиваемых программ для телефонов. Однако идея централизованного распространения софта не так уж нова. Многие портативные и настольные устройства имели доступ к тому или иному «магазину приложений» за годы до появления App Store.

Причина, по которой Apple в этом деле преуспела, — это сочетание технологий и удачного выбора времени. К 2008 году iOS (тогда она называлась iPhone OS) располагала доступом к развивающимся сетям 3G, хорошо документированной средой разработки, великолепной для портативных устройств графикой и, что самое важное, поддержкой технологического гиганта. Использование мобильных приложений стало лучшим способом получать свежий контент и услуги.

Людям всё равно, как это работает — они хотят просто пулять птицами по свиньям и выкладывать селфи с тэгом #nofilter. Возможность скачивать и использовать крутые приложения некоторое время была уникальным преимуществом iPhone. Вскоре подтянулся и Android. Смартфоны стали дешевле, передача данных — быстрее; вычислительная мощность мобильных устройств выросла вчетверо, мобильные приложения проникли всюду.

Что-то не так? Ничего. Но всё может быть ещё лучше. «Лучше,чем вот это приложение, которое позволяет мне кормить котиков и играть с ними?» Да.

Видите ли, общий успех мобильных приложений обусловлен удачным сочетанием быстрых сетей и вычислительной мощности портативных устройств. За это время технологии продвинулись далеко вперед, а мир приложений разросся за пределы разумного. Среди всех проблем, свойственных сегодняшнему мобильному рынку, две самых насущных — это доставка и доступность контента.

Доставка и доступность

Каждый, у кого есть смартфон, хоть раз сталкивался с таким явлением: «У-у-у, в этом ресторане дают скидку в 20%, но только для пользователей приложения». Или: «Стоп, мне что, надо скачивать приложение? Я же просто хочу посмотреть, что написал мой друг». Возможно, вы видели у знакомого или в рекламе какое-то клёвое приложение, которое перевернёт всю жизнь, но замешкались с его установкой или, что хуже, с оплатой.

Проблема двояка. Начнём с первого — с доставки. Для среднего цифрового лодыря сейчас характерны невысокая концентрация внимания и нетерпеливость. Когда-то оплата и установка приложения была волшебным и быстрым действием, а теперь для многих это акт взятия на себя обязательств. Вы не поверите, насколько большому количеству пользователей требуются веские и убедительные причины для того, чтобы попробовать новое приложение.

Просто вспомните знакомого, который до сих пор не желает устанавливать Facebook Messenger. Компании хотят поставлять пользователям контент и услуги настолько быстро и легко, насколько это возможно, но барьер, связанный с нежеланием людей устанавливать приложения, выступает препятствием к решению этой задачи.

Вторая проблема — доступность. Это вещь немного более тонкая, но она хорошо описана профильной прессой. Многие популярные приложения, например, Instagram, начинались как сервисы только для мобильных устройств, и предлагали отличный контент в рамках закрытой платформы: надо было скачать приложение и зарегистрироваться, чтобы смотреть фотографии друзей.

Уверен, что и сейчас есть много незнакомых мне приложений с хорошим контентом, который нельзя искать и просматривать через браузер. Фрагментированный интернет, в котором творческий и оригинальный контент доступен только в рамках проприетарных платформ, — это не тот интернет, который мы знаем и любим.

Теперь, когда мы обозначили проблемы, посмотрим на имеющиеся решения. Понятие «app linking» может быть вам не знакомо, но всякий раз, когда вы открываете ссылку на YouTube, и запускается приложение YouTube, — это оно и есть. Google, Apple и Facebook реализовали все возможные формы этой технологии. Она позволяет использовать приложение, которое лучше всего подходит для того или иного контента. Великолепно. Другая половина решения заключается в индексации приложений. Google и Apple позволяют отображение в поисковой выдаче in-app-контента от сторонних производителей. Идеально.

Кажется, с проблемой доставки и доступности мы разобрались. Пользователь ищет что-то, видит ссылку на in-app-контент, проходит по ней и попадает в соответствующее приложение. Возможно, вы заметили здесь подвох. Что если приложение не поддерживает app linking и индексацию внутреннего контента? Например, чтобы контент из приложения индексировался Google, разработчикам до недавнего времени приходилось делать веб-зеркало — представьте, сколько мороки. То же на стороне потребителя: что, если у меня не установлено нужное приложение? Или я не хочу устанавливать приложение просто, чтобы прочесть статью? Список можно продолжать.

Вспомните, как вы хотели что-то посмотреть, нажимали на ссылку, а вместо этого открывался App Store. Это раздражает. Я не хочу выращивать целый огород приложений — я хочу потреблять и создавать контент.

***

Попробуем избавиться от «приложений». Посмотрим, как это можно сделать. Google решает проблему доставки и открытости при помощи app linking и индексации. Если разработчик озадачится, то пользователи смогут видеть его мобильный контент прямо в результатах поисковой выдачи Google. Четыре месяца назад Google представила впечатляющую технологию, о которой все сразу позабыли — потоковую трансляцию приложений (App Streaming). Её суть соответствует названию: вместо установки приложения можно нажать на ссылку, и Google обеспечит доставку необходимых составляющих приложения. Если совместить эту технологию с индексацией приложений, оба барьера, затрудняющих доступ к информации из мобильных приложений, будут устранены.

В схожем направлении двигаются и разработчики Apple. В iOS 9 появилась поддержка технологии On-Demand Resources, которая сейчас используется в основном в играх: пользователь скачивает небольшое по размеру приложение, а затем — дополнения к нему (графику и так далее), если в них есть необходимость. iOS подгружает новые уровни по мере прохождения игры и удаляет ставшие не нужными данные, чтобы освободить место.

Если ODR станет распространённой, а обслуживающая инфраструктура — гибкой, можно предположить, что Apple расширит сферу её применения. Так или иначе, в арсенале у компании есть инструмент, который потенциально может вырасти до формата приложений, не требующих установки.

Раз уж мы говорим об Apple, хочу обратиться к тому, как Стив Джобс видел первый iPhone. Возможно, вы припоминаете, что это была закрытая платформа — без среды разработки и сторонних приложений. Что предлагал Джобс? Веб-приложения. Их не нужно устанавливать, они по умолчанию поддаются индексации. Не к этому ли мы стремимся сегодня? Может быть.

Приложений не будет. И это прекрасно!

В идее потоковой загрузки многое пересекается с другими технологиями (React Native и тому подобными), которые быстро сокращают разрыв между нативными приложениями и вебом. Но есть один решающий фактор — ощущение недостатка производительности веб-приложений в сравнении с нативными. И идеального решения этой проблемы пока нет. Наконец, что нам действительно нужно — это не зависящее от платформ решение задачи стриминга приложений, которое разрешит проблему доставки и доступности. Нужно что-то вроде java-апплетов в браузерах, но для мобильных устройств.

Представьте себе: вне зависимости от операционной системы и бренда вашего карманного суперкомпьютера вы сможете запускать приложения без каких-либо трудозатрат и при этом пользоваться ими как нативными — с теми же ощущениями и производительностью. Разработчики смогут создать одну версию приложения и «транслировать» его на любые устройства. Возможно, новые разработки Google и Apple уже приблизили нас к тому будущему, в котором установка приложений — избыточна, а граница между интернет-сайтами и приложениями размыта. Это — будущее без приложений. И оно прекрасно.

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

New Brew. Група Компаній «Нові Продукти» виходить на масовий ринок пива

Група Компаній «Нові Продукти» повідомляє про запуск нового напряму діяльності — виробництва пива. З цієї нагоди в місті Жашкові Черкаської ...

Українці стали на 83% частіше шукати віддалену роботу

Українці стали на 83% частіше шукати віддалену роботу

У період карантинних обмежень у топ найпопулярніших пропозицій з віддаленої зайнятості на OLX Робота увійшли Instagram-фахівці, офіс-менеджери, оператори, менеджери з ...

Укрпошта та USAID розвиватимуть експортний потенціал українського малого бізнесу

Укрпошта та USAID розвиватимуть експортний потенціал українського малого бізнесу

Укрпошта та Програма USAID «Конкурентоспроможна економіка України» запустили ініціативу «E-Export — твій ключ до успіху та розширення власної справи!». Ініціатива ...

Криза як найкращий час для відновлення. Медіа «Заборона» про свій перезапуск

Криза як найкращий час для відновлення. Медіа «Заборона» про свій перезапуск

Тезу про кризу і можливості повторюють всі і всюди. Але знайти реальні приклади того, як криза відкрила можливості для креативу ...

Українські срібні ворота в боротьбі з коронавірусом

Українські срібні ворота в боротьбі з коронавірусом

У зв’язку з пандемією COVID-19 відчутно збільшився попит на захисні та знезаражувальні засоби. Однак простої дезінфекції рук недостатньо. Вірус може ...

онлайн-ресторан Черноморка

В Україні розпочав свою роботу перший онлайн-ресторан

Українська мережа «Черноморка»™ запустила перший в країні онлайн-ресторан. У віртуальному закладі гості можуть поспілкуватися з офіціантами, зробити замовлення у реальному ...