Не секрет, что бизнес 21 века – это мир идей. Никого не удивишь средством передвижения по воде, земле или небу. Моментальная передача информации практически в любом виде – обыденная вещь. И при этом вряд ли найдется тот, кто обменяет последнюю модель ай-фона на стационарный телефон 70-их гг. Утилитарность – ничто, имидж, идея, мечта – если не все, то многое.
У кого мечты ярче, идеи оригинальнее, стиль мышления неординарный – тот имеет шанс из воздуха сделать деньги. Сегодня вопрос креативности – это тема не только художников, писателей или музыкантов, но и обычных людей. Все больше систематическим приходом музы интересуются стартаперы, бизнесмены, цель которых – вполне прагматична. Как «нетворческому» человеку тренировать творческое мышление?
Качаем творческие мышцы
С выходом книги Фредерика Бегбедера «99 франков» в начале нулевых понятие «обдолбанной креативности» не просто вошло, а ворвалось в офисы локальных рекламных агентств. В какой-то момент могло даже сложиться впечатление, что качество идей напрямую зависит от количества выпитого накануне алкоголя, от выкуренного косяка или наркотического трипа. Да и сегодня в результативности подобных поисков убеждены некоторые креативные команды.
Но параллельно с Бегбедеровским подходом и поисками музы на дне бокала существовал научный подход к вопросу творчества. Научные изыскания в области креативности регулярно проводили разные исследовательские институты. Один из них – израильский институт системного инновационного мышления «SIT». Предлагая одну креативную технику за другой (вычитание, умножение, объединение задач, сверхусилия и пр), ученые этого института предоставили индустрии не просто легкие методы по «штамповке» идей, а высокоэффективные инструменты, с помощью которых мировые монстры в отдельных случаях даже выходили из финансовых кризисов.
В 2013 году была опубликована наиболее полная работа в области создания идей авторства Дрю Бойда и Джейкоба Голденберга «Творчество в рамках», которая окончательно развеяла миф о креативности как об особенном творческом таланте, которым могут обладать единицы. Не хочу разочаровывать тех, кто считает креативность даром свыше, но творчески мыслить может научиться практически любой даже человек – в том числе и тот, кто себя креативным вовсе не считает. Творчество – это своего рода мышца, которая требует регулярных упражнений по развитию.
Результат упорного творчества
Не стоит питать иллюзии по поводу абсолютной новизны и уникальности своих идей. Мы лишь способны посмотреть на существующий процесс, предмет или объект под другим углом и доработать его. Творчество в прогрессивном понимании – это способность, структурировав основные компоненты конкретного объекта или процесса, правильно применить к ним одну из креативных техник и извлечь пользу из полученного результата. Причем независимо от того, знакомы вы с «техниками» или нет, чем больше вы видите, слышите, детализируете, тем больше шансы на крутой креатив. Отсюда вывод: не бойтесь браться за конкретные задачи и набрасывать самые разные решения. Результат обязательно будет!
Творческий калейдоскоп
Музыкальные рифы и гармонии, которые возникают в голове музыканта во время занятий, порой ошибочно можно принять за плагиат, но это далеко не так. Ведь, по сути, стоит несколько часов к ряду поиграть произведения разного уровня сложности, условно говоря «насыпать» себе красочных музыкальных фрагментов, как в голове начинают звучать новые мелодии или партии. Это немного похоже на калейдоскоп, когда из, казалось бы, одних и тех же фрагментов создаются совсем разные картинки. Схожим принципом, кстати, пользовался композитор Дмитрий Шостакович. Он садился за рояль и просто создавал звуковую какофонию. В какой-то момент из всего это беспорядочного потока звуков и музыкального сознания он вычленял основной лейтмотив своей новой пьесы, который чистил и дорабатывал. Изучая фестивальные кейсы и вдохновляясь лучшими примерами, специалисты рекламной отрасли часто наблюдают результат использования метода калейдоскопа.
Умение замечать незаметное и удивляться
Креативность тесно связана с внимательностью и наблюдательностью. Информационный шум нашего мира – колоссальный. У нас формируется так называемое «фиксированное мышление», что, по сути, является главным врагом креативности. Как бороться с этим явлением? Да очень просто. Я, например, когда каждый день иду на работу одной и той же дорогой, пытаюсь зацепиться взглядом за что-то, чего раньше не замечал, дорисовать к этому предмету другую картинку. Я требую от себя смотреть каждый день на одну и ту же вещь под разными углами, видеть что-то новое, удивляться. Внимательность помогает «отлавливать» инсайты.
Творчество – это смелость
Важно не боятся озвучивать, на первый взгляд, странные идеи. Потому что часто именно они дорабатываются и становятся самыми оригинальными и действенными. Важно каждую идею рассматривать не в формате «круто – отстой», а с точки зрения «как доработать ее, чтобы было круто». Нужно быть смелым, чтобы перешагнуть через свой страх показаться нелепым.
Мир глазами ребенка
В креативности очень важно смотреть на мира глазами ребенка. Вспомните, в детстве возьмешь деревянную корячку – и у тебя уже есть винтовка, она же лопата, она же меч. Дети не боятся видеть форму, цвет, текстуру предметов по-отдельности, а не в комплексе как определенную утилитарную вещь, и использовать предмет, исходя из этих разных характеристик.
Для творчества важно общение и отдых
Периодически, когда долго «варишься в своем котелке» – в своих мыслях и идеях, очень важен взгляд со стороны. Необходимо общение – как с коллегами по цеху, так и с близкими людьми, которые вообще не в теме. Нужно задействовать внешний мир исследуемого предмета.
Понятно, что коллеги могут дать профессиональную оценку твоим идеям. А близкие люди часто задают очень важные простые вопросы, которые наталкивают на крутые идеи. Либо сразу понимаешь, что перемудрил и двигаешься не в том направлении.
С этой же целью – важно смотреть на свои идеи свежим взглядом. Иметь время отложить готовую презентацию или нотную партитуру в ящик хотя бы на денек, и посмотреть на нее потом так, как будто ты видишь ее впервые. Но на этом этапе также важно помнить, что лучшее в большинстве случаев– действительно враг хорошего.
Творчество – это «плюшкинизм» в квадрате
Записывать все без исключения идеи – это нужно! Я, например, бережно храню, периодически перечитываю свои записи. И нередко нахожу решения актуальных творческих задач. Собирать стоит не только свои идеи, но и впечатления. Для этого важно как можно больше путешествовать и детально изучать новые места.
Креатив в рекламе – это не случайное фонтанирование идеями, а серьезное погружение в суть продукта. На этапе поиска очень важно упорство и количество, которое в итоге обязательно перерастет в качество. Потому все фонтаны идей процеживаются сквозь сита логики, целесообразности, эффективности, бюджета и возможности воплотить полученный результат в жизнь.
Итог: сочетая работу над собой, общение с представителями творческих профессий и посещение специализированных апдейтов от лучших креаторов индустрии, можно нарастить «творческие мышцы».
Автор: Алексей Плаксюк, креативный директор рекламного агентства «Маркетинг Бар», соучредитель образовательного проекта «Высшая школа коммуникации».