Например, радио Rocks говорит о том, что крутит только рок, соответственно женская аудитория и люди, которые не любят рок, его не слушают. Это их решение и выбор, они смело об этом говорят и соответствуют избранной нише. У таких радиостанций появляется очень лояльное ядро слушателей, которые также любят подобную музыку и разделяют жизненную позицию, на которую ориентируется их любимое радио. И это лояльное ядро значительно больше, чем у широкоформатных станций, у которых нет узкой целевой, и которые работают на всех (например, «Хит радио», «Русское радио», «Авторадио», «Наше радио» и т.д.).
При этом очень интересно наблюдать за тем, как ведет себя аудитория форматных радиостанций. Слушатели того же Rocks обклеивают свои авто наклейками с логотипом станции, ходят на концерты Сергея Кузина и Сони Сотник, очень редко переключаются. В этом году Rocks организовал мероприятие «День козака», куда пришло 10 тысяч людей. Это при том, что вход на фестиваль был платным. Также очень успешным был тур концертов по Украине Кузина и Сони Сотник. Это говорит о лояльности аудитории к станции и тому, что она делает.
Подобная ситуация и с радиостанцией Kiss FM, которая периодически устраивает свои Дни рождения. К ним тоже приходит много гостей. Это люди, которые слушают станцию и готовы разделить ее праздники и участвовать в ивентах. Заслуживает уважение и «Шансон», который имеет огромное количество лояльных слушателей. Радиостанцию десятилетиями гнобят, клюют и косо на нее смотрят, но она все равно не перестает быть «Шансоном».
Также достаточно большая доля лояльных слушателей у «Вестей» из-за talk радио, интересных ведущих и интересного формата подачи информации. Другим радиостанциям следует развивать и совершенствовать свои ниши, но и на этом не нужно останавливаться.
Ведь Rocks, Kiss FM – это проекты, которые выросли из своего формата и могут выходить на следующий уровень. Они могут собирать друзей, делать выездные пикники, встречи, создавать соцгруппы. И люди будут их поддерживать, потому что станция их объединяет, разделяет их интересы, жизненные взгляды.
Следующий шаг для таких станций – выходить на уровень фестивалей, не бояться организовывать масштабные мероприятия. Это и будет продолжением развития, потому что у слушателей есть такая потребность. Они хотят воспринимать станцию как друга. Приобретение наклеек, футболок свидетельствует о том, что человек хочет всем показать – я слушаю такое радио, значит я человек определенных взглядов.
Например, Kiss FM может делать концерты электронной музыки, раскручивать звезд или даже искать таланты через фестиваль диджеев, запустить школу диджеев. Думаю, что аудитория воспримет это благоприятно и количество слушателей только увеличится. И тогда, даже если бы радио как носитель перестало быть интересным (как пресса), то у станций все равно останется большой круг лояльных людей, которые не только их слушают, а и дружат с ними.
Rocks может проводить байкерские фестивали. Также и радио «Вести» может инициировать обсуждение определенных тем, делать круглые столы. Нужно только прислушаться к потребностям слушателей и понять, чего они ждут: фестиваль, фан– магазин или же открытие паба, где каждый вечер будут выступать любимые диджеи.
Я уже не говорю о том, какой большой потенциал у радиостанций в социальной сфере. Думаю, что они могут быть площадкой для положительных преобразований в обществе. Но все зависит от станции и ее смелости. Если Rocks публично скажет о готовности что-то делать и попросит поддержки у радиослушателей, тогда думаю, что любое направление, какое они выберут, будет успешным. Это может быть и поддержка армии и беженцев, и помощь бездомным кошкам, и любая другая проблема. Это тоже шаг для развития радио. Можно отвечать не только за свой проект, а брать на себя смелость и быть ответственным за общество, менять страну.
Нужно ли большим широкоформатным станциям постепенно уходить в нишу? При нахождении формата востребованного аудиторией – это будет иметь успех. Но это большие риски. Если, например «Русское радио Украина» резко поменяет формат, то оно может не удержаться на первых позициях в топе. Я думаю, что радиостанциям важно не упустить тот момент и донести слушателю то, что ты можешь быть его радио, с которым он не захочет расставаться.
Нужно всегда быть интересным аудитории. А у нас не все медиаканалы помнят о том, что они зависимы от потребителей. Но как только медиа перестает давать тот продукт, который хочет аудитория, она начинает уходить. Сейчас массово люди перестают смотреть ТВ, читать газеты и уходят в интернет. Возможно, именно нишевизация позволит зацепиться за слушателя независимо от технологий. Об этом говорит и опыт европейских медиа.