• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Маркетинг і Комунікації

Олимпиада по мемам и львовский «Комиссар Рекс»: фейки в украинских медиа

7 Травня, 2018
Час прочитання: 1 хв.
A A
Олимпиада по мемам и львовский «Комиссар Рекс»: фейки в украинских медиа
Share on FacebookShare on Twitter

В фейковых новостях не всегда идет речь о «зраде». Мы подобрали случаи, когда украинские СМИ и пользователи социальных сетей распространяли недостоверную информацию о позитивных событиях.

Приключения «Стэтхэма» в Киеве

В сентябре 2017 года на официальной странице НСК «Олимпийский» в Фейсбуке сообщили, что в Киев пожаловал герой фильмов «Перевозчик» и «Неудержимые» – Джейсон Стэтхэм. И не просто приехал, чтобы оценить достопримечательности украинской столицы, а для съемок в рекламе на стадионе «Олимпийский».

Украинские интернет-ресурсы тут же подхватили новость и понесли в массы.

Но потом сама пресс-служба НСК «Олимпийский» опровергла информацию о визите актера в Киев.

«Уважаемые друзья! Мы так хотели, чтобы к нам пришел в гости Джейсон Стэтхэм, что действительно поверили! К сожалению, информация, которую мы получили и разместили, оказалась недостоверной. Приносим извинения, прежде всего, представителям СМИ за предоставление неверной информации. Однако, мы всегда рады видеть на стадионе настоящих звезд мировой культуры и спорта!» – сказано в сообщении.

Вскоре выяснилось, что в съемках участвовал Антон Жуков – украинский двойник голливудского актера. К слову, он таки сыграл Стэтхэма в рекламе государственной лотереи тото «Фаворит Спорт».

Почему СМИ «повелись» на этот фейк:

Страница НСК «Олимпийский» в Фейсбуке – разве не источник, который заслуживает доверия? Возможно, но все же лучше было бы уточнить информацию в пресс-службы стадиона, а также проверить соцсети Стэтхэма.

«Комиссар Рекс» возвращается…во Львов

Наверное, многие помнят сериал «Комиссар Рекс», который крутили по украинскому телевидению в начале 2000-х. Немецкая овчарка, которая служит в полиции и любит похищать булочки с колбасой у нерасторопных полицейских, до сих пор вызывает умиление у ностальгирующих зрителей. И вот в феврале 2016 года национальные и региональные медиа сообщают о том, что съемки любимого сериала пройдут в Львове. Источник, с которого СМИ черпали информацию, – страница «Kommissar Rex in der Ukraine / Комісар Рекс в Україні» в Фейсбуке.

Вот что писали создатели страницы: «Проект – украинско-австрийский и осуществляется при поддержке европейской организации по развитию культуры Kulturpolitische Gesellschaft, что составляет 6 млн евро. Предложение о совместной работе выдвинуло Министерство информации Украины. Министр Юрий Стець отмечает, что это прекрасная возможность создавать собственный контент на замену запрещенным российским сериалам и приобщить Львов к кинопроизводству».

Команда проекта пошла дальше: назвали актера, который сыграет напарника Рекса (Анатолий Пашинин), показали самого «комиссара» и представили локации для съемок первого эпизода. В то же время пользователей Фейсбука интересовало: «На каком языке будет «разговаривать» Рекс» и «Как попасть в массовку?».

Через 6 дней с момента появления страницы создатели признались подписчикам, что съемки в Львове – фейк. Оказалось, что магистранты Школы журналистики УКУ совместно с австрийскими студентами решили провести эксперимент: насколько украинские медиа соблюдают стандарт достоверности и проверяют информацию в первоисточниках.

По словам экспериментаторов, они потратили девять долларов на рекламу в Фейсбуке, и им удалось достичь почти 15 тысяч просмотров.

Мнения комментаторов разделились. Одни похвалили студентов за то, что устроили медиа проверку на критическое мышление, другие пожаловались, мол, и так вокруг много вранья, а тут еще вы со своим розыгрышем.

Почему СМИ «повелись» на этот фейк:

  • Не проверили информацию на сайте Министерства информации Украини, который считался главным инициатором проекта;
  • И наверняка не заглянули на сайт Kulturpolitische Gesellschaft.

Олимпиадники, про которых никто не писал

Илья Кочергин, Антон Ципко, Александр Линник – эти молодые люди победили во всемирной олимпиаде, а про них не написало ни одно СМИ. Однако, благодаря поддержке неравнодушных пользователей соцсетей о парнях теперь знают многие.

Россиянина Илью Кочергина, который якобы одержал победу на Всемирной олимпиаде по физике, сначала популяризировали в «Одноклассниках» и «ВКонтакте», затем его «раскруткой» занялся украинский сегмент Фейсбука (сами украинцы не знали о национальности олимпиадника). На самом деле парень занял лишь 29-е место на олимпиаде.

Далее пользователи восхищались Антоном Ципко – школьником из Кировоградской области, который победил в Международной олимпиаде по информатике в Тегеране.

И вроде не к чему прицепиться: пост на украинском языке, а сам герой обернут в национальный флаг.

Выяснилось, что Антон Ципко действительно принимал участие в этой олимпиаде, но занял 8-е место в общем зачете (справедливости ради, это лучший личный результат наших сборников с 2006-го года).

Менеджера спецпроектов AIN.UA Александра Линника тоже заинтересовала тема фейков в соцсетях. За несколько минут он сделал картинку о победе на «олимпиаде мемов» в Горишних Плавнях (город областного значения в Полтавской области) и выставил ее на свою страницу в Фейсбук. Он ожидал, что его 300 френдов просто посмеются над постом. Но вышло все иначе: за пару дней картинку репостнули более 15 тысяч разов, а самого Линника пригласили выступить на радио. Большинство пользователей поздравляли Александра с победой: их не смутило ни количество участников, ни количество стран, ни название олимпиады. Лишь некоторые юзеры засомневались в правдоподобности информации.

В общем, кейс Линника – это наглядный пример того, что люди в социальных сетях «выключают» критическое мышление и не задумываются над тем, что они постят.

Если какой-то пост вызывает у вас слишком бурную реакцию (неважно, позитивную или негативную), обязательно проверьте его «на вшивость». Фейки ведь «не дремлют».

 

Виктория Теравская

Теги: історіїмедіафейк

РЕКОМЕНДОВАНО

Люди

Гранд журі Effie Awards Ukraine 2025: хто обиратиме Гран-прі

9 Вересня, 2025
Ідеї

PEDIGREE об’єднується із Суперменом з DC Studios, щоб відзначити героїчну силу собак

10 Вересня, 2025

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.