Олимпиада по мемам и львовский «Комиссар Рекс»: фейки в украинских медиа

В фейковых новостях не всегда идет речь о «зраде». Мы подобрали случаи, когда украинские СМИ и пользователи социальных сетей распространяли недостоверную информацию о позитивных событиях.

Приключения «Стэтхэма» в Киеве

В сентябре 2017 года на официальной странице НСК «Олимпийский» в Фейсбуке сообщили, что в Киев пожаловал герой фильмов «Перевозчик» и «Неудержимые» – Джейсон Стэтхэм. И не просто приехал, чтобы оценить достопримечательности украинской столицы, а для съемок в рекламе на стадионе «Олимпийский».

Украинские интернет-ресурсы тут же подхватили новость и понесли в массы.

Но потом сама пресс-служба НСК «Олимпийский» опровергла информацию о визите актера в Киев.

«Уважаемые друзья! Мы так хотели, чтобы к нам пришел в гости Джейсон Стэтхэм, что действительно поверили! К сожалению, информация, которую мы получили и разместили, оказалась недостоверной. Приносим извинения, прежде всего, представителям СМИ за предоставление неверной информации. Однако, мы всегда рады видеть на стадионе настоящих звезд мировой культуры и спорта!» – сказано в сообщении.

Вскоре выяснилось, что в съемках участвовал Антон Жуков – украинский двойник голливудского актера. К слову, он таки сыграл Стэтхэма в рекламе государственной лотереи тото «Фаворит Спорт».

Почему СМИ «повелись» на этот фейк:

Страница НСК «Олимпийский» в Фейсбуке – разве не источник, который заслуживает доверия? Возможно, но все же лучше было бы уточнить информацию в пресс-службы стадиона, а также проверить соцсети Стэтхэма.

«Комиссар Рекс» возвращается…во Львов

Наверное, многие помнят сериал «Комиссар Рекс», который крутили по украинскому телевидению в начале 2000-х. Немецкая овчарка, которая служит в полиции и любит похищать булочки с колбасой у нерасторопных полицейских, до сих пор вызывает умиление у ностальгирующих зрителей. И вот в феврале 2016 года национальные и региональные медиа сообщают о том, что съемки любимого сериала пройдут в Львове. Источник, с которого СМИ черпали информацию, – страница «Kommissar Rex in der Ukraine / Комісар Рекс в Україні» в Фейсбуке.

Вот что писали создатели страницы: «Проект – украинско-австрийский и осуществляется при поддержке европейской организации по развитию культуры Kulturpolitische Gesellschaft, что составляет 6 млн евро. Предложение о совместной работе выдвинуло Министерство информации Украины. Министр Юрий Стець отмечает, что это прекрасная возможность создавать собственный контент на замену запрещенным российским сериалам и приобщить Львов к кинопроизводству».

Команда проекта пошла дальше: назвали актера, который сыграет напарника Рекса (Анатолий Пашинин), показали самого «комиссара» и представили локации для съемок первого эпизода. В то же время пользователей Фейсбука интересовало: «На каком языке будет «разговаривать» Рекс» и «Как попасть в массовку?».

Через 6 дней с момента появления страницы создатели признались подписчикам, что съемки в Львове – фейк. Оказалось, что магистранты Школы журналистики УКУ совместно с австрийскими студентами решили провести эксперимент: насколько украинские медиа соблюдают стандарт достоверности и проверяют информацию в первоисточниках.

По словам экспериментаторов, они потратили девять долларов на рекламу в Фейсбуке, и им удалось достичь почти 15 тысяч просмотров.

Мнения комментаторов разделились. Одни похвалили студентов за то, что устроили медиа проверку на критическое мышление, другие пожаловались, мол, и так вокруг много вранья, а тут еще вы со своим розыгрышем.

Почему СМИ «повелись» на этот фейк:

  • Не проверили информацию на сайте Министерства информации Украини, который считался главным инициатором проекта;
  • И наверняка не заглянули на сайт Kulturpolitische Gesellschaft.

Олимпиадники, про которых никто не писал

Илья Кочергин, Антон Ципко, Александр Линник – эти молодые люди победили во всемирной олимпиаде, а про них не написало ни одно СМИ. Однако, благодаря поддержке неравнодушных пользователей соцсетей о парнях теперь знают многие.

Россиянина Илью Кочергина, который якобы одержал победу на Всемирной олимпиаде по физике, сначала популяризировали в «Одноклассниках» и «ВКонтакте», затем его «раскруткой» занялся украинский сегмент Фейсбука (сами украинцы не знали о национальности олимпиадника). На самом деле парень занял лишь 29-е место на олимпиаде.

Далее пользователи восхищались Антоном Ципко – школьником из Кировоградской области, который победил в Международной олимпиаде по информатике в Тегеране.

И вроде не к чему прицепиться: пост на украинском языке, а сам герой обернут в национальный флаг.

Выяснилось, что Антон Ципко действительно принимал участие в этой олимпиаде, но занял 8-е место в общем зачете (справедливости ради, это лучший личный результат наших сборников с 2006-го года).

Менеджера спецпроектов AIN.UA Александра Линника тоже заинтересовала тема фейков в соцсетях. За несколько минут он сделал картинку о победе на «олимпиаде мемов» в Горишних Плавнях (город областного значения в Полтавской области) и выставил ее на свою страницу в Фейсбук. Он ожидал, что его 300 френдов просто посмеются над постом. Но вышло все иначе: за пару дней картинку репостнули более 15 тысяч разов, а самого Линника пригласили выступить на радио. Большинство пользователей поздравляли Александра с победой: их не смутило ни количество участников, ни количество стран, ни название олимпиады. Лишь некоторые юзеры засомневались в правдоподобности информации.

В общем, кейс Линника – это наглядный пример того, что люди в социальных сетях «выключают» критическое мышление и не задумываются над тем, что они постят.

Если какой-то пост вызывает у вас слишком бурную реакцию (неважно, позитивную или негативную), обязательно проверьте его «на вшивость». Фейки ведь «не дремлют».

 

Виктория Теравская

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

X-RAY Marketing Awards: стартувало голосування за номінантів

X-RAY Marketing Awards: стартувало голосування за номінантів

Розпочалось голосування за найкращі проєкти креативних індустрій у межах щорічної премії X-RAY Marketing Awards від онлайн-медіа MMR та бізнес/медіа бюро ...

Banda розробила новий брендинг Зони відчуження Чорнобильської АЕС

Креативна агенція banda розробила новий брендинг Зони відчуження Чорнобильської АЕС, щоб привернути увагу до зникнення місць пам’яті. Мало хто знає, ...

WOW-ефект як ключовий засіб закріплення меседжу івенту

WOW-ефект — це, мабуть, один із основних засобів закріплення меседжу заходу. Бо зазвичай момент WOW відбувається в кульмінаційній частині події, ...

Media Maker – нове спеціалізоване агентство в складі dentsu Ukraine

Агентство Media Press, яке існує на ринку з 2003 року, стає Media Maker. Серед сервісів агентства: PR, інтегровані рекламні кампанії ...

Бренд морозива Magnum зняв короткометражні аніме про природу насолоди

Два короткометражних аніме для бренда Magnum поєднує та ідея, що пошуки насолоди – дуже людська риса, а розуміння насолоди у кожного своє.

Зрозуміло та просто про мікрофлору: CF.Digital розробили сайт для «Лактіалє» від АТ «Фармак»

Як відомо, пробіотики —  живі мікроорганізми, які необхідні людині для підтримки здорової мікрофлори та міцного імунітету. «Лактіалє» — лінійка пробіотиків, яка ...