• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Маркетинг і Комунікації

Олимпиада по мемам и львовский «Комиссар Рекс»: фейки в украинских медиа

7 Травня, 2018
Час прочитання: 1 хв.
A A
Олимпиада по мемам и львовский «Комиссар Рекс»: фейки в украинских медиа
Share on FacebookShare on Twitter

В фейковых новостях не всегда идет речь о «зраде». Мы подобрали случаи, когда украинские СМИ и пользователи социальных сетей распространяли недостоверную информацию о позитивных событиях.

Приключения «Стэтхэма» в Киеве

В сентябре 2017 года на официальной странице НСК «Олимпийский» в Фейсбуке сообщили, что в Киев пожаловал герой фильмов «Перевозчик» и «Неудержимые» – Джейсон Стэтхэм. И не просто приехал, чтобы оценить достопримечательности украинской столицы, а для съемок в рекламе на стадионе «Олимпийский».

Украинские интернет-ресурсы тут же подхватили новость и понесли в массы.

Но потом сама пресс-служба НСК «Олимпийский» опровергла информацию о визите актера в Киев.

«Уважаемые друзья! Мы так хотели, чтобы к нам пришел в гости Джейсон Стэтхэм, что действительно поверили! К сожалению, информация, которую мы получили и разместили, оказалась недостоверной. Приносим извинения, прежде всего, представителям СМИ за предоставление неверной информации. Однако, мы всегда рады видеть на стадионе настоящих звезд мировой культуры и спорта!» – сказано в сообщении.

Вскоре выяснилось, что в съемках участвовал Антон Жуков – украинский двойник голливудского актера. К слову, он таки сыграл Стэтхэма в рекламе государственной лотереи тото «Фаворит Спорт».

Почему СМИ «повелись» на этот фейк:

Страница НСК «Олимпийский» в Фейсбуке – разве не источник, который заслуживает доверия? Возможно, но все же лучше было бы уточнить информацию в пресс-службы стадиона, а также проверить соцсети Стэтхэма.

«Комиссар Рекс» возвращается…во Львов

Наверное, многие помнят сериал «Комиссар Рекс», который крутили по украинскому телевидению в начале 2000-х. Немецкая овчарка, которая служит в полиции и любит похищать булочки с колбасой у нерасторопных полицейских, до сих пор вызывает умиление у ностальгирующих зрителей. И вот в феврале 2016 года национальные и региональные медиа сообщают о том, что съемки любимого сериала пройдут в Львове. Источник, с которого СМИ черпали информацию, – страница «Kommissar Rex in der Ukraine / Комісар Рекс в Україні» в Фейсбуке.

Вот что писали создатели страницы: «Проект – украинско-австрийский и осуществляется при поддержке европейской организации по развитию культуры Kulturpolitische Gesellschaft, что составляет 6 млн евро. Предложение о совместной работе выдвинуло Министерство информации Украины. Министр Юрий Стець отмечает, что это прекрасная возможность создавать собственный контент на замену запрещенным российским сериалам и приобщить Львов к кинопроизводству».

Команда проекта пошла дальше: назвали актера, который сыграет напарника Рекса (Анатолий Пашинин), показали самого «комиссара» и представили локации для съемок первого эпизода. В то же время пользователей Фейсбука интересовало: «На каком языке будет «разговаривать» Рекс» и «Как попасть в массовку?».

Через 6 дней с момента появления страницы создатели признались подписчикам, что съемки в Львове – фейк. Оказалось, что магистранты Школы журналистики УКУ совместно с австрийскими студентами решили провести эксперимент: насколько украинские медиа соблюдают стандарт достоверности и проверяют информацию в первоисточниках.

По словам экспериментаторов, они потратили девять долларов на рекламу в Фейсбуке, и им удалось достичь почти 15 тысяч просмотров.

Мнения комментаторов разделились. Одни похвалили студентов за то, что устроили медиа проверку на критическое мышление, другие пожаловались, мол, и так вокруг много вранья, а тут еще вы со своим розыгрышем.

Почему СМИ «повелись» на этот фейк:

  • Не проверили информацию на сайте Министерства информации Украини, который считался главным инициатором проекта;
  • И наверняка не заглянули на сайт Kulturpolitische Gesellschaft.

Олимпиадники, про которых никто не писал

Илья Кочергин, Антон Ципко, Александр Линник – эти молодые люди победили во всемирной олимпиаде, а про них не написало ни одно СМИ. Однако, благодаря поддержке неравнодушных пользователей соцсетей о парнях теперь знают многие.

Россиянина Илью Кочергина, который якобы одержал победу на Всемирной олимпиаде по физике, сначала популяризировали в «Одноклассниках» и «ВКонтакте», затем его «раскруткой» занялся украинский сегмент Фейсбука (сами украинцы не знали о национальности олимпиадника). На самом деле парень занял лишь 29-е место на олимпиаде.

Далее пользователи восхищались Антоном Ципко – школьником из Кировоградской области, который победил в Международной олимпиаде по информатике в Тегеране.

И вроде не к чему прицепиться: пост на украинском языке, а сам герой обернут в национальный флаг.

Выяснилось, что Антон Ципко действительно принимал участие в этой олимпиаде, но занял 8-е место в общем зачете (справедливости ради, это лучший личный результат наших сборников с 2006-го года).

Менеджера спецпроектов AIN.UA Александра Линника тоже заинтересовала тема фейков в соцсетях. За несколько минут он сделал картинку о победе на «олимпиаде мемов» в Горишних Плавнях (город областного значения в Полтавской области) и выставил ее на свою страницу в Фейсбук. Он ожидал, что его 300 френдов просто посмеются над постом. Но вышло все иначе: за пару дней картинку репостнули более 15 тысяч разов, а самого Линника пригласили выступить на радио. Большинство пользователей поздравляли Александра с победой: их не смутило ни количество участников, ни количество стран, ни название олимпиады. Лишь некоторые юзеры засомневались в правдоподобности информации.

В общем, кейс Линника – это наглядный пример того, что люди в социальных сетях «выключают» критическое мышление и не задумываются над тем, что они постят.

Если какой-то пост вызывает у вас слишком бурную реакцию (неважно, позитивную или негативную), обязательно проверьте его «на вшивость». Фейки ведь «не дремлют».

 

Виктория Теравская

Теги: історіїмедіафейк

СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ

“Зароблені” комунікації проти “оплачених”: як знайти гармонію для бренду
Аналітика

“Зароблені” комунікації проти “оплачених”: як знайти гармонію для бренду

27 Травня, 2025

Український ринок комунікацій балансує між традиційними підходами та новими викликами. З одного боку, ми спостерігаємо зростання Digital ринку – за даними Всеукраїнської рекламної коаліції, у 2024 році він збільшився на...

Читати даліDetails

Таня Поставна: сьогодні мама, завтра продюсерка

Retail Media: чому бренди переходять на рекламу всередині маркетплейсів?

РЕКОМЕНДОВАНО

Аналітика

Етика у дизайні: старт першого національного дослідження про професійні цінності українських дизайнерів

26 Червня, 2025
Відповідальність

ВРК створює нову категорію в комунікаціях – Військова реклама (Military advertising)

20 Червня, 2025

БІЛЬШЕ МАТЕРІАЛІВ

Шопінг у стилі “Гри в кальмара”: відкриття нового супермаркету TA-DA! у Києві
Ідеї

Шопінг у стилі “Гри в кальмара”: відкриття нового супермаркету TA-DA! у Києві

30 Червня, 2025
Фонд «Підтримай Третю штурмову» та Projector запустили відкритий бриф на створення постеру для всеукраїнської кампанії
Відповідальність

Фонд «Підтримай Третю штурмову» та Projector запустили відкритий бриф на створення постеру для всеукраїнської кампанії

26 Червня, 2025

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.