Они рядом, эти маленькие желтые рожицы. Стали неотъемлемой частью наших ежедневных коммуникаций, только в прошлом году появившись в более, чем половине постов в Instagram. И более 10 миллиародов раз в Twitter.
Мы привыкли к смайликам и не задумываемся, что каких-то 15 лет назад их, собственно, не было. А людям (о, ужас!) приходилось придумывать объяснение тому, что они чувствуют. Сейчас все куда понятнее – берешь и ставишь sad, happy или angry.
Однако, не все так просто. Количество придуманных emoji (именно так называют смайлики) уже перевалило за тысячу и продолжает расти. Разобраться в них становится все труднее. Примерно, как в иероглифах или клинописи. Только цифровых.
Собственно, и сами пользователи уже отмечают, что «эмоциональное» общение в соцсетях все больше напоминает бардак. «Я отправляю смайлик со своего Android друзьям на Apple и они видят грустную мордашку вместо восторженного лица», – жалуется участник исследования, проведенного учеными из GroupLens Research университета Минессоты. Есть вариант и похуже: «Я шлю своей жене милых человечков, а она видит инопланетян».
Изучив 25 иконок emoji на 5 разных платформах, проанализировав ответы более 300 человек, GroupLens Research только подтвердили мнение относительно того, насколько по разному люди интерпретируют эмоции. Глядя, например, на один и тот же смайлик, подопытные порою кардинально расходились в интерпретации настроения, который тот отображает.
Скажем, «улыбающаяся мордашка с широко открытым ртом и плотно закрытыми глазами» (почти, как в фильме Стенли Кубрика, только наоборот) от Microsoft для 44% опрошенных выглядит негативно, а для 54% – положительно. Зато «спящий» смайлик от Apple понятен для 79% респондентов.
Все становится еще сложнее от того, как по разному «презентуют» одни и те же эмоции разные компании. Возьмем, скажем, смайлик со смеющимися глазами и улыбкой-оскалом. Его можно найти в соцсетях, он встроен в девайсы производителей вроде Apple или Samsung. Вариаций таких рожиц всего около 20 штук. Вот лишь некоторые из них.
Фото: Quarz
При этом, если смайлик от Apple и Twitter вызывает весьма неприятные впечатления, то такой же смайлик от Google – вполне себе дружелюбен.
Таблица, разработанная в GroupLens Research, показывает еще более широкую картину. По данным исследования, например, спящий смайлик от Microsoft для 91% респондентов выглядит негативно. О том же смайлике, но от Samsung, складывается нейтральной или положительное впечатление для 68% опрошенных.
Более того, согласно исследованиям, отличны между собой не только эмоциональная, но и семантическая интерпретация. И если эпловский «смайлик с глазами-сердечками» у большинства ассоциируется с любовью. То «unamused face» (неулыбчивое лицо) от того же Apple опрошенные называют «разочарованным», «депрессивным» или «подозрительным».
Обидно, ведь смайлики стали такими популярными как раз ввиду сложности интерпретации большинством людей текстовых сообщений. Порою, в самом деле трудно понять, саркастичен ли собеседник на том конце или серьезен. Согласно исследованию университета штата Иллинойс, данная проблема возникает в 56% случаев. Показатель повышается до 73% при живом общении.
Бороться с этой бедой пытались когда-то еще типографии. В азбуке Морзе, например, использовались цифры для того, чтоб передать определенные переживания. «Люблю-целую» – «88»; «с наилучшими пожеланиями» – «73»; «успехов!» – «55». Более современный смайлик был предложен в 1982 году и выглядит «:-)». Современные же emoji были придуманы в Японии в начале 90-х, а к 2009 году их добавили в стандарты Unicode. Только вот проблемы это пока не решило.
Выход из ситуации ученые видят в том, чтоб сделать emoji с разных платформ хоть немного похожими между собой. Хотя и это особо не решит пролему. Тем более, что ежегодно список Unicode пополняется 50-60 новыми смайликами.
Детально с исследованием можно ознакомиться по ссылке
Еще больше emoji на Unicode Consortium
По материалам: Quarz, GroupLens
Фото: Shutterstock