«За 40 лет в бизнесе мы выяснили, что дорога к успеху вымощена проблемами. Я хотел бы показать вам, как провалы помогают бизнесу двигаться вперёд», — пишет Брэнсон в своём блоге. В заметке он вспоминает три урока, которые он извлек, запуская новые проекты в рамках Virgin Group.
Брэнсон рассказывает, как он впервые решил вывести Virgin Group за пределы музыкальной индустрии (компания начинала свою работу в музыкальной сфере) — и открыть бизнес в авиационной сфере. «Нашей мечтой было захватить рынок, предложив путешественникам лучший продукт и сервис. Индустрия тогда была совсем другой. Авиакомпании предлагали клиентам ужасное обслуживание».
Однако одного энтузиазма, говорит предприниматель, оказалось мало. «Мы быстро поняли, что на фоне устоявшихся лидеров выглядим неопытными юнцами». Компания British Airways, заметив нового игрока, попыталась вытеснить его с рынка. Как рассказывает Ричард Брэнсон, British Airways начала распространять ложные слухи о Virgin Atlantic и понизила стоимость перелетов — молодая компания оказалась не в состоянии конкурировать с организацией.
«Было проще бросить эту затею, чем двигаться дальше. Но мы решили не сдаваться — нашли новые подходы к маркетингу и ведению бизнеса и продолжили работать. Тогда мы научились никогда не недооценивать конкурентов».
«Нам удалось занять своё место на рынке — чего не скажешь о нашей попытке запустить собственный бренд безалкогольных напитков». В начале 90-х годов Ричард Брэнсон решил открыть ещё один проект — Virgin Cola. Предполагалось, что его основными конкурентами станут Coca Cola и Pepsi Co. «Это было безумием».
Как рассказывает Брэнсон, Virgin Group оказалась не готова к последовавшему от конкурентов ответу. Coca Cola и Pepsi Co увеличили маркетинговые бюджеты, а также надавили на дистрибьюторов, призвав отказаться от работы с Virgin Cola.
«Если бы мы знали, как они отреагируют, мы бы выбрали другой подход. Есть и ещё одна причина, по которой запуск этого проекта провалился — наша собственная политика. Virgin Group всегда предлагает покупателям нечто новое, радикально отличающееся от того, что уже есть на рынке. В случае с Virgin Cola ничего такого мы предложить не могли — это были отличные напитки по низкой цене, но не более того», — пишет предприниматель.
В 2000 году руководство Virgin Group решило попробовать свои силы в автомобильной индустрии и запустить проект Virgin Cars. Брэнсон пишет, что перед запуском интернет-ритейлера Cars компания тщательно изучила рынок и выявила основные проблемы. Однако в итоге площадка просуществовала около пяти лет, а после этого была вынуждена закрыться.
«Мы не учли, что для покупателей большую роль играет не процесс приобретения автомобиля, а его техническое оснащение», — объясняет предприниматель. «Мы поняли, что успех недостижим, если у вас нет конкретной цели, кроме получения прибыли».
Virgin Cars и Virgin Cola — не единственные неудачные проекты, которыми занимался Ричард Брэнсон. Сайт Global Strategic Innovation приводит ещё несколько примеров провалившихся проектов предпринимателя:
- Virgin Students. В 2000 году Брэнсон и его команда разработали подобие социальной сети и назвали его Virgin Students. По данным некоторых источников, сервисом пользовались сотни тысяч человек, но после открытия MySpace в 2005 году их количество резко сократилось, и проект закрылся.
- Virgin Brides. В 1996 году руководство Virgin Group решило выйти на высококонкурентный свадебный рынок. Однако в 2007 году проект пришлось закрыть — он так и не стал успешным.
- Virgin Vie. Бренд женской косметики Ричард Брэнсон запустил в 1997 году. Продукты марки продавались в интернете и в собственных магазинах Virgin. Проект приносил убытки, и в 2009 году его было решено закрыть.
- Virgin Clothing. В 1998 году Virgin Group запустила производство одежды, обуви и аксессуаров под брендом Virgin Clothing. Через два года проект был закрыт.
- Virginware. В 2003 году Ричард Брэнсон открыл производство женского нижнего белья. Поначалу дела шли неплохо, но к началу 2005 года продажи перестали расти — и направление было решено сократить.
- Virgin Megastore. Сеть музыкальных магазинов, которая была открыта в 1992 году, показывала высокие продажи, но уже в 2000 годах оказалась неспособна конкурировать с интернет-магазинами и музыкальными сервисами. Последний магазин сети закрылся в 2009 году.
- Virgin Pulse и Virgin Digital. Конкуренты iPod и iTunes не смогли завоевать любовь пользователей. Сам Ричард Брэнсон полагает, что они появились слишком поздно. Оба проекта просуществовали не более года.
- Virgin Express и Virgin Charter. Virgin Express — лоукостер, который должен был составить конкуренцию EasyJet, но в итоге был закрыл спустя 10 лет после запуска. Virgin Charter — сервис частных авиаперевозок — просуществовал около года.