От чердака до Кремниевой долины. История успешного инвестора

Нозад рассказал, как пытался открыть свой первый бизнес на родине в Тегеране во времена Ирано-иракской войны, как работал в магазине персидских ковров и как к нему пришла идея заняться инвестиционным бизнесом.

Инвестор также выделил несколько основных черт, которые он ищет в предпринимателях — по его словам, именно следование нескольким правилам помогает ему находить перспективных предпринимателей.

«До 1992 года я жил бездомным в Кремниевой долине. Точнее, не совсем бездомным — я работал в небольшом магазинчике и каким-то чудом убедил его владельца позволить мне бесплатно ночевать на чердаке дома, в котором располагался магазин», — пишет Педжман Нозад. «Однажды поздно вечером меня задержала полиция. Служители порядка были уверены, что я пытаюсь ограбить лавочку. И я не мог их в этом винить».

Нозад — уроженец Ирана, который решил уехать из своей родной страны и выбрал США. По словам инвестора, в Штаты он прибыл с $700 в кармане. Он не говорил по-английски и знал в Калифорнии только пару человек. «Но я знал, что Америка — страна возможностей, и был готов ими воспользоваться. Кроме того, я был влюблён в девушку, которая осталась в Тегеране. Я звонил ей через полмира», — рассказывает инвестор. Вскоре, отмечает он, у него закончились деньги.

В Тегеране Нозад был уважаемым спортивным журналистом и вёл одну из самых популярных спортивных радиопередач в Иране. «В Америке это не имело никакого значения». Сначала будущий инвестор устроился на работу в автомойку и начал изучать английский язык. После ему удалось устроиться в небольшой магазин, торгующий йогуртами. Спустя некоторое время он обратил внимание на объявление о наборе продавцов в магазин, торгующий персидскими коврами в Пало-Альто.

 

«Я позвонил по указанному номеру. “Вы когда-нибудь занимались продажей ковров?” — “Нет”. “Вы когда-нибудь занимались продажей мебели?” — “Нет”. “Вы когда-нибудь занимались продажей чего бы то ни было?” — “Нет”. “Тогда зачем вы мне звоните?”». Нозад уговорил хозяина магазина дать ему шанс и встретиться с ним лично. На следующий день он получил новую работу.

 

Работа в магазине персидских ковров

 

«Первое, что я узнал в качестве нового сотрудника магазина — что персидские ковры действительно стоят очень дорого. Десятки тысяч долларов за штуку. Вторая вещь, которую я выяснил — клиенты магазина не имеют ни малейшего понятия, как должен выглядеть персидский ковёр, из чего он должен быть сделан и как, и какова его реальная стоимость. И у них нет возможности определить это самостоятельно», — рассказывает инвестор.

Продажа и покупка персидских ковров — это, прежде всего, большое доверие.

В течение следующих нескольких лет будущий инвестор выстраивал доверительные и сильные отношения со своими клиентами. Со многими из них он подружился. «Я ходил к ним в гости, я общался с их семьями, узнавал их. И продавал ковры. Много ковров. В свой лучший год я продал ковров более чем на $8 млн».

 

По словам Нозада, его интересовали не только ковры, но и жизнь «удивительного сообщества», в котором он оказался. Продавец персидских ковров задавал клиентам вопросы о их жизни, о технологиях, о компаниях, о секретах управления ими. «В один прекрасный день, когда я узнал достаточно, я вошёл в офис своего руководителя и сказал ему: “Мы должны запустить венчурный фонд”».

 

«Мой босс был великим человеком. Он построил бизнес-империю в Иране, а потом переехал в США и снова начал с нуля. Он был умён, и поверил в меня. Я вложил всё, что у меня было, в наш фонд, и мы начали искать молодые перспективные компании», — вспоминает Нозад.

 

Первым испытанием для инвесторов стало убедить представителей ИТ-индустрии, что фонд настроен серьёзно. Большинство предпринимателей, с которыми они встречались, ожидали увидеть строгий офис, а Нозад и его партнёр принимали их с персидским чаем в магазине ковров. «Это быстро растапливало лёд», — говорит инвестор.

 

Второй проблемой стал поиск перспективных компаний — их нужно было найти до того, как это сделает кто-то ещё. «Тогда ещё не существовало Y Combinator и AngelList, а термины “ангельские инвестиции” и “посевные инвестиции” не были модными», — говорит Нозад. Инвестор посещал множество конференций, читал книг, приглашал венчурных капиталистов в магазин персидских ковров и учился у них.

 

В начале своей работы фонд провёл несколько неудачных инвестиций, но вскоре удача повернулась лицом к основателям, пишет Нозад. В 2000 году компания профинансировала один из проектов создателя Android Энди Рубина. Встреча с Рубиным носила для Нозада поворотный характер — в нём инвестор распознал определённый тип предпринимателей и в дальнейшем при финансировании ориентировался на этот образ.

 

Всё больше предпринимателей стали сами приходить в магазин ковров, рассказывает инвестор. Фонд одним из первых профинансировал такие компании, как Dropbox, Lending Club, SoundHound и другие. К 2016 году общая стоимость профинансированных Нозадом компаний достигла более $20 млрд.

 

В 2013 году Педжман Нозад совместно с предпринимательницей из Испании Мар Хершенсон запустил венчурный фонд Pejman Mar Ventures, занимающийся инвестициями на ранних стадиях. К 2016 году компания успела вложить средства в более чем 30 проектов. При этом при финансировании инвесторы обращают внимание не только на технологии, но и на людей, которые занимаются их реализацией. По словам Нозада, никакого общего рецепта поиска подходящих людей не существует, но инвесторы стараются обнаружить в них несколько основных черт характера.

 

1. Великие предприниматели не гонятся за большими идеями, а решают реальные проблемы

 

«Я настороженно отношусь к основателям, которые набросали себе 20 идей, и выбрали из них ту, что кажется им реализуемой. Мне нравятся предприниматели, за идеями которых стоят какие-то истории. Лучшие предприниматели не гонятся за идеей. Они решают порой специфичные проблемы, которые близки им самим — например, придумывают новые способы общения для коллег или ищут способ быстро поймать такси для человека, у которого нет машины. Так рождают проекты вроде Uber или Slack», — объясняет инвестор.

 

По мнению Нозада, увлечённость предпринимателя решением определённой проблемы, которую он сам прочувствовал, поможет ему избежать выгорания. Нет ничего плохого в больших идеях, говорил инвестор, но если компания держится только на них, ей придётся сложно.

 

2. Настойчивость имеет значение

 

«Построение компании — задача не из простых, и основатель, способный легко всё бросить при первых же трудностях, не добьётся успеха», — пишет Нозад.

 

Свой первый бизнес инвестор попытался открыть в Тегеране во время Ирано-иракской войны (1980-1988 гг). Каждую ночь стёкла в городе лопались из-за того, что иракские военные самолёты преодолевали звуковой барьер (чтобы их не засекли системы ПВО Ирана). Нозад решил перед закатом пройтись по окрестным магазинам и предложить им купить клейкую ленту, которая спасла бы стёкла от разрушения. «Никто не хотел её покупать, и побродив несколько часов по городу, я сдался. Хороший предприниматель так бы не поступил. Мне следовало бы попробовать продавать другой вид ленты или придумать какое-то другое решение проблемы», — рассказывает инвестор.

 

Годы спустя я беседовал с молодым основателем, уже отчаявшемся найти инвесторов, и он сказал мне, что Кремниевая долина напоминает зону военных действий. Я вырос в зоне военного конфликта и могу сказать, что это не так. Но определённая доля упорства всё-таки требуется.

 

3. Предприниматель — капитан своего корабля

 

«Хороший капитан знает, куда движется его судно, и сделает всё, чтобы оно там оказалось. Он лоялен к своей команде и ценит её не меньше своей миссии. Великий капитан пойдёт ко дну вместе со своим судном».

 

4. Для них имеют большое значение их сооснователи

 

«Один из “красных флагов” для меня — если сооснователей объединяет только короткий опыт совместной работы. Успешными соучредителями обычно становятся те, кто уже успел совместно пройти какие-то проблемы. Они знают сильные и слабые стороны друг друга и понимают, что стоит за неудачами и успехами компании».

 

5. Они думают о будущем, а не о сиюминутной прибыли

 

По словам Нозада, ему импонируют предприниматели, которые строят долгосрочные планы и размышлять о том, какую компанию они хотят построить, как их продукт изменит индустрию и насколько счастливы в ней будут сотрудники.

 

6. Они параноики — в хорошем смысле слова

 

«Такие основатели имеют чёткое видение и уверены в своих действиях, но каждое своё решение или предположение они проверяют по два или даже три раза. Принять верное решение, можно только проанализировав все сценарии — таких людей я и ищу. Кроме того, они не должны быть параноиками в классическом понимании этого слова — злыми или неприятными людьми. Они добры к другим».

 

Для меня всё началось на чердаке того ларька. У меня не было денег, но была надежда. И помните ту девушку, о которой я говорил? У нас двое прекрасных детей, а в июне мы отпраздновали 22 годовщину нашей свадьбы.

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Оголошено півфіналістів та експертів докторинг-майстерні PITCH UA 3

Третій сезон конкурсу соціально вагомого контенту про єдину та різноманітну Україну PITCH UA стрімко набирає обертів. Цього року до PITCH ...

«Креативна Європа» організовує відкритий воркшоп «Міжнародна мобільність для митців»

Національне бюро програми ЄС «Креативна Європа» в Україні, яка фінансує дану програму мобільності, 25 лютого проведе безкоштовний онлайн-воркшоп «Міжнародна мобільність ...

Google запустив новий проєкт «Навчайтеся разом з Google Arts & Culture» для школярів, вчителів та батьків

Google запускає новий проєкт «Навчайтеся разом з Google Arts & Culture». Мета проєкту — допомогти вчителям, учням та їхнім батькам ...

Останній випуск Twój Weekend: «Каннські Леви» представили чи не найдивнішу платформу для соціальної кампанії

Агенція YMLY&R Poland у своїй кампанії на підтримку гендерної рівності звернулися до всієї країни з, мабуть, найнезвичнішої платформи для такої комунікації.

Трансформації та можливості: бліц спікерів онлайн-марафону NO LIMITS: transformACTION 2021 (оновлено)

Новий освітній український проєкт LIFTA.SPACE анонсував безкоштовний онлайн-марафон NO LIMITS: transformACTION 2021, який відбудеться 15-21 лютого 2021. Ключова тема івенту — трансформації як ...

Creative Digest CIAU. Випуск #026Creative Digest CIAU. Випуск #026

Creative Digest CIAU. Випуск #026

Історії створення відомих логотипів. Новий онлайн-курс для журналістів. Конкурс стипендій для відеоблогерів. Та добірка цікавих заходів лютого. Чао, креатори! З ...