Обмен знаниями внутри компании.  Что нужно об этом знать?

 Ниже я попытаюсь ответить на вопрос: важен ли обмен знаниями для компании?

Есть несколько мифов, связанных с обучением сотрудников и обменом знаниями, в которые мы верим. Вот некоторые из них:

Миф 1: Все, что нужно знать по любой теме, можно найти в Интернете, книгах или записаться на какой-нибудь тренинг, которых сейчас много.

Миф 2: На это надо потратить много времени и сил: подобрать материал, подготовиться, разработать систему и внедрить её. И где взять на это время, которого и так не хватает?

Миф 3: Я научу сотрудника всему и он уйдет на другую работу. В итоге я выращу специалиста своему конкуренту.

Давайте по порядку. Что такое обмен знаниями в компании? В чем главная цель?

Майкл Армстронг дал такие определения: “Управление знаниями — это то, как передать знания от тех, кто их имеет, к тем, кто в них нуждается, чтобы улучшить организационную эффективность. Цель обмена знаниями — это накопить коллективный опыт и распределить его там, «где он может дать наибольшую отдачу». (M. Armstrong “Armstrong’s Handbook of Human Resource Management Practice”, London: Kogan Page, 2011)

Компания собирает и накапливает знания годами и не пользоваться ими будет как минимум неправильно. Если мы хотим получить наибольшую отдачу от работы, быть высокоэффективными — надо научиться их собирать, делиться ими и их применять. Вы собираете знания по крупицам, приобретая бесценный опыт, меняетесь внутри вместе с внешними изменениями рынка и экономики — все это очень полезные и уникальные знания. Вы точно не найдете подобной информации нигде, если только не соберете её сами. На базе полученных в ходе работы знаний и строится конкурентное преимущество всей компании.

Это фундамент вашего будущего успеха при правильном его использовании. 

Что стоит сделать?

При правильной организации, обучение и обмен знаниями не займет у вас слишком много времени. Конечно, на запуске долгосрочной программы вам нужно будет приложить определенные усилия, зато потом вы сможете тратить время по чуть-чуть. Главное — уделять внимание процессу обмена знаниями постоянно, каждый месяц на протяжении всего года.

Чтобы ваша инициатива не умерла в зародыше, очень важно поддерживать тех, кто готов поделиться знаниями, вовлекать людей в процесс. Посоветуйтесь с сотрудниками о том, какие темы для изучения им были бы интересны, с какими вопросами им больше всего приходиться сталкиваться в работе. Проведите опрос устно или письменно и на основании  результатов составьте годовой план. В него как минимум стоит включить один часовой тренинг в месяц и несколько дополнительных опций для самостоятельного изучения.

 Не стоит бояться, что вы обучите сотрудника и он уйдет к вашим конкурентам. Есть ряд знаний, обучение которым не потребует большого количества времени и вы сможете получить плоды своих трудов довольно быстро. Специалисты обычно ценят информацию, которую получают, попросите их тоже поделиться информацией, чтобы процесс не был односторонним и тогда от этого выиграют все — и работодатель, и специалисты. Например, можно попросить кого-то прочесть новую книгу по специальности или по смежной теме и просто рассказать о ней с акцентом на самых интересных и важных моментах, которые будут полезны всем.

Мотивирование специалистов на изучение каких-то тем самостоятельно, чтобы потом поделиться с другими самой интересной информацией, позволяет специалисту отработать навыки презентации, краткого изложения информации “для своих” и дает остальным возможность быстро ознакомиться с какими-то новинками или трендами в отрасли. Кроме этого можно внести в план встреч тему “Инсайт” и в рамках неё, например, можно организовать обмен опытом в режиме “Вопрос-ответ”.

Очень эффективен и индивидуальный коучинг с перспективным специалистом. Выбираете специалиста, которого хотите обучить, спросите, готов ли он/она, постройте план-график обучения, встречайтесь каждый месяц и общайтесь. Чтобы персональный коучинг был успешным, необходимо как минимум два условия: выбранный вами специалист должен хотеть чему-то научиться от вас и плюс постоянно работать самостоятельно.

Что используем мы

В этом году мы решили уделить особое внимание обучению и обмену знаниями внутри команды. Учимся друг у друга и с помощью внешних источников. Для этого в начале года мы разработали и запустили внутреннюю mini MBA программу, по которой раз в месяц читается один юнит по теме, например, по межкультурным особенностям и ведению переговоров, по международному праву и т.д. Адаптация таких программ внутри компании помогает не просто обмениваться знаниями, но и делать это непосредственно с учетом профиля компании. Кроме этого мы делаем регулярные внутренние рассылки интересной информации об отрасли, книгах и предстоящих мероприятиях, а также занимаемся индивидуальным коучингом.

На мой взгляд, каждый руководитель должен постоянно уделять внимание обучению как с помощью общих тренингов, так и проводя индивидуальные занятия. Ведь в нашей работе главная ценность – это именно люди. Обучая других, вы значительно облегчаете себе жизнь, помогаете повысить эффективность работы и укрепляете конкурентное преимущество вашей компании.

ТАвтор: Светлана Сверчкова, управляющий директор Mainstream Communication & Consulting

 

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Аудиокниги для вдохновения и развития креативности

Аудиокниги для вдохновения и развития креативности

Совершать творческие прорывы способен любой человек вне зависимости от профессии. Все мы от природы креативны, но для развития творческого потенциала ...

Обмеження — рушій креативності: 7 маркетинг-передбачень від голови Cannes Lions

Обмеження — рушій креативності: 7 маркетинг-прогнозів від голови правління Cannes Lions

Креативність та новаторство зараз вирішують усе Голова правління Міжнародного фестивалю креативності Cannes Lions Філіп Томас розказав про те, чому обмеження ...

Nebo на культурній орбіті: кіноперегляд з балконів, онлайн-враження і золота доба соцмереж

Nebo на культурній орбіті: кіноперегляд з балконів, онлайн-враження і золота доба соцмереж

Привіт, земляни! Природа настільки очистилася, що Nebo ideas agency повернулася на creativity.ua з добіркою нових культурних трендів. Що ж, let’s ...

Кураж онлайн

Кураж онлайн: що на вас чекає цього тижня?

Кураж (раніше Кураж Базар) — улюблена київська барахолка, з друзями та партнерами продовжує ділитися корисною інформацією у прямих ефірах. Вони ...

ТОП-5 книг, що вплинули на мене: досвід актора Дмитра Соловйова

ТОП-5 книг, що вплинули на мене: досвід актора Дмитра Соловйова

«Скажи, що ти читаєш, і я скажу, хто ти» — це вірно. Але я краще пізнав би тебе, якщо ти ...

CIAU анонсує створення комітету молодих креаторів Young Creatives Committee #YCC

CIAU анонсує створення комітету молодих креаторів Young Creatives Committee

Асоціація креативних індустрій України (CIAU) докладає зусиль для того, щоб розширити можливості для професійного розвитку молодих креаторів у галузі креативних ...