Арт-директор агентства размещает неутвержденную клиентом версию TV-ролика на своем личном сайте, чтобы расширить свое портфолио. Но проблема в том, что ни он, ни агентство больше не владеют этой работой. Ролик принадлежит клиенту, а арт-директора теперь обвиняют в нарушении авторских прав.
Для рекламных агентств это стандартный сценарий. В Интернете часто «гуляет» контент, защищенный авторским правом, так как рекламисты используют своих клиентов в продвижении собственного имени. Видимо, заядлые карьеристы забывают, что заказчик, платя огромные деньги, ожидает от них хорошо проделанной работы, а не самоутверждения за его счет.
Творческие руководители пытаются предотвратить такие недоразумения, хотя им не под силу проконтролировать каждого сотрудника. Поэтому, они намекают работникам: «Никакой самодеятельности, если хотите сохранить рабочее место».
Размещая работу без разрешения, сотрудники подставляют не только себя, но и своих работодателей и клиентов. Ford был вынужден извиниться в 2013 году после того, как творческий коллектив JWT India разместил плакаты, не утвержденные компанией, в том числе и тот, на котором изображены сестры Кардашян, связанные, с заткнутыми ртами в багажнике Ford Figo. Слоган “Оставьте свои заботы позади – новый Figo с большим багажником». Плакат попал на блог Ads of the World и вызвал негативную реакцию общества.
JWT теперь требует, чтобы сотрудники перед размещением работы спросили разрешения у клиента. Корпоративный директор Мэтт Иствуд добавляет, что неразрешённые посты противоречат соглашению. “Мы очень осторожно отправляем что-либо, ведь если нет авторских прав, то лучше не размещать,” – отметил Иствуд, который присоединился к JWT в прошлом году и столкнулся с подобной проблемой ещё в агентстве DDB.
После нескольких инцидентов в Grey, креативный директор Тор Михрен сказал работникам, что даже переделав рекламу , они не смогут избежать увольнения. Хотя Михрен не смог вспомнить бренды, он отметил, что в каждом случае маркетолог сам находил поддельную рекламу в Интернете. «Агентства должны делать все возможное, чтобы ничего подобного не случалось», – сказал Михрен. «Вы должны думать о последствиях, о том, знают ли люди, что нельзя смешивать бренды и свою карьеру».
В крайнем случае, с фейковой рекламой можно даже получить награду. Яркий пример: реклама «Speed Dressing» для JCPenney, которая взяла бронзу на Каннских Львах в 2008 году после того, как компания Epoch Films подала её на рассмотрение. Когда выяснилось, что клиент никогда не утверждал эту рекламу и даже не видел её, награду отменили.
По мнению креативного директора BBDO Дэвида Любарса, если создатель фейка уверен в гениальности своей работы, он должен убедить в этом клиента и всех вокруг.
Молодым креаторам следует помнить, что рекламная деятельность – это, прежде всего, сотрудничество. Инсайдеры подчеркивают: «Люди должны взять на себя личную ответственность за то, что они размещают и где, ведь то, что они говорят, тоже влияет на репутацию этой организации», – сказал креативный директор BBH Джон Патроулис.
Корпоративный директор Young & Rubicam Лесли Симс подытожил: «Половина работы проделывается вместе с брендом. Иначе, это просто арт-проект».