История Nike началась в 1964 году. В то время перед американскими спортсменами стоял непростой выбор: покупать качественную, но безумно дорогую обувь (тот же Adidas), либо дешевые и чрезвычайно неудобные кроссовки отечественного производства, от которых жутко болели ноги. Конечно, профессиональные спортсмены могли себе позволить Adidas, но, как же быть любителям, таким, как студент Орегонского университета Фил Найт?
Вместе со своим тренером Биллом Боуэрманом он нашел простое, но в то же время гениальное решение – заказывать недорогие кроссовки в азиатских странах и затем продавать их на американском рынке. Согласно корпоративной легенде Nike, Фил Найт на одном из семинаров посвященных маркетингу разработал концепцию для вымышленной компании, которая вскоре превратилась в реальную Blue Ribbon Sports, более известную под названием Nike.
В качестве страны-производителя основатели Nike выбрали Японию, где рабочая сила в то время была относительно дешевой. Найт лично заключил контракт с компанией Onitsuka на поставку кроссовок в США. Изначально товар продавался буквально с рук, вернее из фургончика, принадлежавшего 26-летнему Найту, который предлагал приобрести кроссовки обычным прохожим.
Бизнес процветал. Вскоре Найт с Боуэрманом наняли на работу талантливого менеджера по продажам Джеффа Джонсона. Джонсон также был спортсменом и как никто другой понимал потребности людей, занимавшихся спортом. Он серьезно подошел к своим обязанностям, не поленившись потратить время на то, чтобы обзвонить покупателей и узнать их мнение по поводу приобретенных кроссовок. Кроме того, он встретился с именитыми спортсменами, дабы выяснить, какой спортивной обуви они отдавали предпочтение, и предлагал им примерить кроссовки тогда еще неизвестной компании Nike.
Стоит отметить, что именно Джонсон предложил изменить название компании на Nike, в честь древнегреческой богини победы Ники, которую он увидел во сне. Официально это событие состоялось 31 декабря 1981 года.
Автором известного логотипа Nike стала студентка Портлендского университета Каролин Дэвидсон. В 1971 году она всего за 30 долларов придумала ту самую галочку, олицетворявшую крыло богини Ники, которую бренд до сих пор неизменно использует в качестве своего логотипа. Позднее, когда компания стала достаточно известной, Фил Найт подарил Каролин золотую статуэтку в форме изобретенного нею логотипа, инкрустированную бриллиантами, и пакет с акциями компании.
В 1975 году была создана знаменитая вафельная подошва Nike. Так, однажды утром во время завтрака, при рассмотрении обычной вафельницы, в голову Билла Боуэрмана пришла неожиданная мысль: почему бы не сделать подошву рифленой? Это позволило бы улучшить толчок, а саму обувь сделало бы более легкой по весу. Вскоре обувь стали производить с рифленой, или как тогда говорили «вафельной» подошвой. Такая модель быстро стала самой популярной в Америке, и к концу 70-х Nike завоевал половину рынка спортивной обуви.
В 1979 году в двери компании постучал Фрэнк Пэрис, бывший ученый-авиаинженер из NASA. Он предложил революционный метод амортизации самой выносливой обуви, секрет которой заключался в специальной воздушной подушке Nike Air, которая стала своего рода визитной карточкой Nike. Заметим, что принцип действия этой воздушной подушки тщательно засекречен.
Nike стал одним из первых производителей спортивной обуви, который начал привлекать в свою рекламу именитых спортсменов. Так, в 1984 году бренд заключил контракт с восходящей звездой Майклом Джорданом. Для него даже были спроецированы уникальные кроссовки Air Jordan, выполненные в красно-черной расцветке, запрещенной NBA. Но из этого получилось сделать успешный рекламный ход, ведь каждый раз, выходя на поле в этих кроссовках, Майкл Джордан платил штраф в размере 1000 долларов, тем самым демонстрируя безмерную любовь к бренду Nike.
Поистине Nike завоевал любовь многих спортсменов. На Олимпийских играх 1984 года 58 спортсменов, выступавших в экипировке Nike, завоевали 65 медалей.
В 1992 году во время Олимпиады в Барселоне баскетболисты американской Dream Team отказались выйти на церемонию награждения в официальной олимпийской форме только потому, что на ней красовался логотип Reebok.
Как думаете, в каких кроссовках легендарный марафонец Генри Роно из Кении установил четыре мировых рекорда?
И это лишь некоторые примеры популярности Nike.
Однако, несмотря на такую славу, не обошлось и без некоторых скандалов. Известно, что кроссовки Nike производятся в странах третьего мира, где не только низкие зарплаты (40 долларов в месяц), но и активно эксплуатируется детский труд. А не так давно на производстве Nike в Китае возникла проблема с выделением токсичных веществ. Безусловно, компания пытается бороться с подобными ситуациями, выделяя на их урегулирование огромные суммы денег.
Впрочем, несмотря ни на что, Nike по-прежнему остается на самом верху: спонсирует известных спортсменов, организует спортивные ивенты и совершенствует свои товары. Реклама Nike вдохновляет на свершения, а логотип считается самым узнаваемым среди всех спортивных логотипов. Что ни говори, но Nike предпочитает слову дело – Just Do it!
Подготовила Евгения Присяжная, Reklamaster.com