Алекс Осборн родился 28 мая 1888 года в Нью-Йоркском районе Бронкс, там же и провел своё детство. Будущий мэтр креативности учился в Morris High School, где активно интересовался футболом и был членом братства Omega Gamma Delta – одного из крупнейших братств того времени.
Но невзирая на серьёзное увлечение спортом, писательское дело с юных лет привлекало Осборна. Он работал в газете при колледже Гамильтон. А после его окончания решает испытать свои силы в области журналистики. Потому некоторое время его работы появлялись в Buffalo Times и Buffalo Express. Но из Buffalo Express Осборн был уволен… за бездарность. Что, впрочем, не помешало ему в дальнейшем написать несколько книг, которыми до сих пор зачитываются креаторы разных сфер деяльности.
Далее Осборн работал продавцом, фрезеровщиком, но любимое дело не оставлял. Даже после откровенной неудачи на поприще журналистики, он продолжал печататься. Правда, уже в другом издании – «The Buffalo Chamber of Commerce».
Рекламный путь Осборна начался в 1919 году. Именно тогда совместно с Брюсом Бартоном и Роем Дурстином он основал рекламное агентство BDO (Barton, Durstine & Osborn). В новообразованом агентсве Осборн занял пост руководителя филиала в Буффало. В том же году он взял на себя ответсвенность за слияние BDO с компанией Джорджа Баттена, в результате чего и образовалось агентство BBDO (Batten, Barton, Durstine & Osborn). Именно после этого дела рекламного агентства пошли вверх.
Насладившись несколькими годами успеха и пережив даже Великию Депрессию, покосившую едва ли не половину бизнеса в Америке, в 1938 году компания BBDO впала в кризис. Многие ключевые клиенты и сотрудники постепенно убегали из BBDO. Участились разговоры о развале компании. Конец этому был положен, когда в 1939 году Рой Дурстин ушёл в отставку, передав кресло испольнительного вице-президента Осборну. Именно последнему удалось вывести компанию из кризиса и привлечь многих сотрудников, из которых некоторые даже возглавляли эту компанию после правления Осборна (речь идёт о Бене Даффи, который, поднявшись по карьерной лестнице с самых начальных ступеней, возглавил BBDO в 1946 году).
Алекс Осборн с коллегами
Говоря об Осборне, нельзя не вспомнить его главное достижение. Именно то, которое сделало его имя известным всему миру. Алекс Осборн создал метод мозгового штурма, которого придерживалось сначала BBDO, а позже многие как другие агентства, так и компании, не имеющие отношения к рекламной отрасли. Ведь метод Осборна был универсален практически для любой сферы деятельности. По сути, Осборн не изобрёл ничего нового, а просто синтезировал и усовершенствавол уже существующие практики. А сделал он это так.
Во время Второй мировой войны Осборн командовал одним из суден грузового каравана. Он получил радиограмму о приближающейся немецкой подводной лодке, которая вполне могла нести на своём борту торпеду “в подарок” американскому кораблю. Тогда Осборн вспомнил прием, к которому прибегали пираты Средневековья. Если во время плавания команда попадала в беду, на палубе собирались все, чтобы поочередно предложить способ решения проблемы. Перед лицом опасности капитан и простой матрос были равны, потому первым начинал делиться мыслями юнга, а заканчивал капитан. Точно так же и поступил Осборн. Он собрал на борту всех, от высших чинов до низших, и задал вопрос – как спастись от торпедной атаки? Все члены команды предлагали свои, даже самые абсудные, варианты. К счастью, немецкая подлодка не заинтересовалась американским кораблём. А вот Осборн заинтересовался потоком идей, полученных от моряков. К примеру, глупая на первый взгляд идея одного из коков подуть на торпеду всей командой (авось сдуем) при доработке действительно имела место быть. Ведь струей корабельной помпы, которая есть на каждом судне, торпеду вполне можно затормозить, а то и изменить её курс. Поразмыслив над этим, Осборн запатентовал собственное изобретение: в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды, в результате чего торпеды скользят вдоль борта. Таким образом снижается уязвимость судна.
Однажды превратив абсурдную мысль в конструктивное решение, Осборн уже не мог остановиться. Он стал разрабатывать теорию мозгового штурма, и в 1942 году Алекс Осборн издал книгу «Как думать», а в 1953 – «Управление воображением». Именно с них началась популяризация метода мозгового штурма. И, как мы видим сейчас, снедрен этот этот метод был вполне успешно.
Алекс Осборн утверждал: «Можно считать аксиомой тот факт, что количество идей переходит в качество. Логика и математика подтверждают, что чем больше идей порождает человек, тем больше шансов, что среди них будут хорошие идеи. Причём лучшие идеи приходят в голову не сразу». Именно это и стало зерном его теории.
Радикальные идеи Осборна и его постоянные усилия на поприще творческого мышления привели к созданию Фонда творческого образования в 1954 году. В конце концов, писательская карьера Осборна положила конец его работе в рекламе. И в 1960 году, после более чем сорока лет, он ушел из совета директоров BBDO.
5 мая 1966 года Алекс Осборн умер от малокровия там же, где и родился – в Нью-Йорке. Его прах покоится на кладбище Форест Лоун, творческое наследие – на полках разномастных креаторов, смелые идеи – в головах и сердцах последователей. А рекламное агентсво BBDO, которому Осборн отдал много лет своей жизни, и сейчас занимает топовые позиции в списке лучших.
Вместо послесловия.