Алена Рубанец: Проактивные работодатели уже начинают работать со школами

Алена Рубанец, HR-директор сети «Watsons Украина», рассказала Reklamaster.com о практике и карьере в розничном секторе, дуальном образовании  и о том, к чему должны быть готовы нынешние первокурсники.

19 сентября правительство утвердило Концепцию дуального образования. Теперь от 25% до 50% кредитов студент сможет осваивать непосредственно на рабочем месте, а не в аудитории. Что это дает Watsons и украинскому бизнесу в целом?

Мы уже работаем с несколькими учебными заведениями в формате дуального образования, а именно с Центром профессионального образования технологий и дизайна, профессионально-техническим учебным заведением «Межрегиональный Центр ювелирного искусства г. Киева» и «Кропивницким профессиональным лицеем сферы услуг и торговли».

Дуальное образование – одно из стратегических направлений, которое наша компания активно развивает еще с прошлого года. Мы участвуем в разработке учебных планов, в которые интегрируем то, что нужно бизнесу. Сотрудники департамента по работе с персоналом компании Watsons регулярно присутствуют при защите дипломов и принимают активное участие в учебном процессе.

Да, наставники не получают от государства 700 евро, как, к примеру, в Германии, но мы видим дуальный подход в образовании как стратегическое направление, полезное для всего розничного сектора, да и для Украины в целом.

В конце 2017-го вместе с Европейской Бизнес Ассоциацией мы направили письмо министру МОН, чтобы расширить список учебных заведений, которые имели бы возможность внедрять элементы дуального образования, и рады, что получен позитивный ответ.

Что дает студентам практика в Watsons?

Если говорить о работе нашей компании со студентами, то я бы выделила важный аспект, на который мы обращаем внимание на рынке труда – skill gap. Есть определенный разрыв между знаниями и навыками, которые получают студенты в учебных заведениях, и требованиями бизнеса. Я вижу нашу задачу как социально ответственного работодателя в том, чтобы сфокусироваться на сокращении этого разрыва. Проходя учебную практику на базе нашего предприятия, студенты начинают понимать, чего от них ожидает бизнес, и развивают те компетенции, которые точно понадобятся им в будущем. Речь идет о развитии эмоционального интеллекта и коммуникационных навыках: как решать сложные задачи, как работать в стрессовой ситуации, не теряться при мультизадачности. Этому пока что, к сожалению, не обучают ни в школах, ни в университетах.

На каком курсе примерно к вам приходят на практику?

В разных случаях по-разному. Если ранее для работодателей было принято брать на практику студентов-выпускников, то сейчас работодатели, которые думает о долгосрочной перспективе, начали работать со студентами 2 – 3 курсов и даже с абитуриентами. Сейчас я вижу тенденцию, что проактивные работодатели начинают работать уже со школами. Это делаем и мы. Например, проект «Карта профессий», участниками которого являются несколько подписантов «Пакта заради молоді», в том числе мы и компания Леруа Мерлен. В рамках проекта планируем преподавать в школах основы профессий, которые есть в розничном бизнесе. Уверена, это успешная инициатива, которая может иметь позитивные долгосрочные последствия, особенно с учетом того, что в отечественном секторе ритейла остро ощущается дефицит кадров

Подросткам трудно выбирать будущую профессию, нередко родители сами решают за ребенка и отправляют его учиться на «престижную», по их мнению, специальность. По данным МОН, самые популярные специальности среди абитуриентов 2018 года – филология, право и менеджмент. Как популяризовать работу в розничном секторе?

Популяризация работы в розничном секторе может быть основана прежде всего на логике здравого смысла – не все рождаются сразу топ-менеджерами. Большинство людей, которые достигли успеха, начинали карьеру с обычных «стартовых» должностей, работая, к примеру, продавцом-консультантом, или на аналогичных entry level positions. Мы не задаемся целью придать нереальный luxury ореол престижности профессии, к примеру, продавца-кассира в розничном магазине, но способны научить тем soft skills, которые касаются общения, управления собой и работы с людьми разного характера. Это то, что совершенно точно понадобится для успеха в будущем, где бы потом человек не работал дальше.

В розничном секторе, в частности в нашей компании, имеет место четкий тренд, когда люди развивают успешную карьеру, начиная именно с должности продавца-консультанта. Это закономерно, поскольку они хорошо знают все розничные процессы и стандарты работы магазина изнутри. Большинство наших территориальных менеджеров выросли как раз из руководителей торговых точек.

В чем особенность нынешних студентов? Чем они отличаются от студентов, которые были 10 лет назад?

Во времена своей учебы мне приходилось искать профессию опытным путем. Сейчас студенты могут проходить практику в нескольких компаниях и делать выбор будущей профессии осознанно. Кроме этого, многие профессии создаются прямо сейчас, поэтому важно, что мы учим ребят адаптивности и осваиванию новых знаний. Когда я получала свое первое высшее образование, профессия HR на рынке труда Украины была крайне слабо представлена, не многие знали, как расшифровывается эта аббревиатура, равно как и не было профессиональной сертификации в Украине. Я понимаю, что нынешние первокурсники могут столкнуться с аналогичным вызовом, и для меня очень важно иметь диалог с молодежью, считаю этот опыт полезным и бизнесу, и студентам.

Для студентов, особенно очень молодых ребят, важно быть и в какой-то мере опекающим наставником. Кто-то забыл, что у нас есть форма, которую обязательно надеть, кто-то накрасился слишком ярко… Не секрет, что около 80% жизненного времени мы проводим на работе, и для нашей компании важно создать для ребят атмосферу безопасности, надежности, заботы.

Что, по вашему мнению, необходимо учитывать студентам, которые в этом году поступили на первый курс? К чему им следует готовиться?

Очень важно быть внимательным к себе и любить себя, потому что у каждого из нас есть своя миссия на земле, определенный набор талантов и способностей. Если студент будет наблюдать за собой, он поймет, к чему у него действительно есть склонность. Кроме того, я бы рекомендовала им применять то, что называется в HR, multiple choice, – нужно себя попробовать в нескольких профессиях. Здесь ключевая компетенция – смелость и открытость к новому опыту.

Наверное, креативность тоже важна для тех, кто хочет добиться успеха в будущем. Как развивать эту способность?

В основном и школа, и вуз учат нас концепции стандартизации и послушанию. Есть ряд исследований экспертов, которые занимаются этим вопросом. Они говорят о том, что нужно развивать креативность и адаптивность, то есть создавать что-то новое, быть лучшей версией себя.

Лично у меня есть несколько инструментов по развитию креативности. Один из них – общение с детьми и молодежью, ведь часто идеи приходят к тем людям, у кого не «зашоренный» ум. Также я всегда инициирую и реализовываю действия и проекты, которых не делала раньше. Это хороший способ не заскучать на своей должности и по жизни. Много читаю, и очень интересуюсь наработками в области нейробиологии и нейропсихологии. Опираясь на эту новую область знаний, можно понимать, как функционирует наш мозг и какие драйверы в действительности определяют наше поведение.

Какие книги вы рекомендуете?

  • Гоулмен Д. «Эмоциональный интеллект» (Daniel Goleman)
  • Гэллвей Т. «Работа как внутренняя игра» (Timothy Gallwey)

Как вы считаете: необходимо искать работу, которую будешь любить, или выбирать то занятие, которое просто не будет вызывать отвращение и приносить хороший доход?

Каждый находит ответ на этот вопрос самостоятельно. Если говорить о видах приверженности к организации, то экспертами выделяются следующие:

  • «Эмоциональная приверженность (человек + организация=любовь).Привязанность сотрудника к людям, месту и делу. Обеспечивает психологический комфорт.
  • Приверженность по расчету – Дает то, что можно посчитать.
  • Приверженность по долгу – «Ты в ответе за тех, кого приручил» (свойственна людям с высоким чувством ответственности, лидерам).
  • Приверженность самому себе – «Талантливый человек привержен только самому себе» (человек становиться приверженцем своей организации, если она предоставляет ему возможность заниматься любимым делом).

Есть люди, для которых работа – своего рода сделка: ты получаешь определенное количество денежных знаков за то, что выполняешь определенное количество работы. Такой бизнес-подход, по моему мнению, имеет право на существование, ведь каждый имеет право на собственный  выбор. Вдохновить сотрудников любить свою работу – достаточно сложная задача, это вопрос бренда работодателя и ряда других факторов, с которыми очень системно работает наша компания.

Около 3 миллионов украинцев постоянно работает за границей. Основная возрастная категория – 30 – 44 года, но в будущем можно ожидать увеличения доли молодежи 18 – 29 лет. Как украинским компаниям удержать молодежь и доказать, что у нас есть тоже возможности для развития?

Пришло время каждому работодателю продумать свое ценностное предложение (EVP) для сотрудников и кандидатов, и создать своего рода уникальный эмоционально-ментальный магнит, чтобы были очевидны преимущества, которые важны и привлекают людей разных поколений работать именно у вас. Сейчас с аналогичными вызовами сталкивается большинство компаний, и необходимо действовать проактивно, в том числе создавая привлекательное комьюнити для молодежи у нас в Украине.

Современный мир дает возможности всем попробовать себя в роли работника практически в любой стране мира, и важно чтобы Украина выглядела достойно и привлекательно на мировом рынке труда.

Вопросы задавала Виктория Теравская

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Львівські дріжджіЛьвівські дріжджі

Бренд «Львівські дріжджі» показав, як звучить випічка, в ASMR-форматі

Бренд «Львівські дріжджі» разом із агенцією HASHTAG створили серію релакс ASMR-відео, які показують процесс приготування дріжджової випічки як медитацію. Вишукані ...

Діджитал-агенція CF.Digital розробила корпоративний сайт для Parimatch Ukraine

Діджитал-агенція CF.Digital розробила корпоративний сайт для Parimatch Ukraine

Агенція CF.Digital розробила корпоративний сайт для бренду Parimatch. Сайт покликаний розповісти про соціальну відповідальність бізнесу, меценатство, спонсорство, освітні програми та ...

Найголовніші думки та цифри з онлайн-марафону NO LIMITS: transformACTION 2021 від LIFTA.SPACE

Освітній простір LIFTA.SPACE розпочав свою діяльність з масштабної події. З 15 по 21 лютого тривав безкоштовний онлайн-марафон NO LIMITS: transformACTION ...

Аудіосеріал_Куренівка_історія київського потопу

MEGOGO розпочинає власне виробництво аудіосеріалів

Медіасервіс MEGOGO розпочав власне виробництво напряму аудіосеріалів. Відсьогодні, 23 лютого, на MEGOGO з’явився перший аудіосеріал «Куренівка: історія київського потопу», присвячений ...

Українські рекламісти додали свої плейлисти на Twenty Songs — платформу музичних вподобань рекламників світу

Українські рекламісти зробили свій внесок у платформу, на якій зібрані музичні плейлисти креативників з кращих рекламних агенцій світу. У проєкті ...

Життя собак тоді і зараз: якби собаки могли мандрувати в минуле, вони б цього не робили

Бренд CESAR запустив кампанію, підкреслюючи, наскільки комфортним є життя собак зараз, порівняно з тим, яким воно було у минулі століття.