• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Философский Сад

Николай Демченко и Демьян Ом об отношениях искусства и бизнеса

21 Жовтня, 2020
Час прочитання: 4 хв.
A A
Микола Демченко та Дем’ян Ом про відносини мистецтва та бізнесу
Share on FacebookShare on Twitter

Может ли бизнес существовать без искусства? А наоборот? Эти вопросы мог бы задать Гамлет, но сегодня об этом говорили Демьян Ом, автор «Философского Сада» и основатель Universal Open University, и Николай Демченко, сооснователь юридической компании «Правое Дело», инициатор создания Ассоциации выпускников Киево-Могилянской бизнес-школы.

Присоединяйтесь к разговору и узнайте, куда может унести двух глубокомыслящих людей мирное течение размышлений.

Больше об отношениях и языке искусства и бизнеса, а также институте меценатства слушайте в новом подкасте проекта «Философский Сад» — по ссылке. Или читайте «Тезисы»**.

Общий язык

Чем бизнесмены отличаются от людей искусства? Собственно, практически ничем. Они дышат одним воздухом, ходят по одной земле, общаются одними и теми же словами, используя смежные понятия и смыслы. Можно сказать, они уже наделены общим языком. Правда, не всегда имеют возможность им воспользоваться.

Возьмем, например, кинофильм от MARVEL «Мстители: финал», который собрал в кинопрокате почти 3 млрд долларов. Теперь давайте порассуждаем. Заработок — это бизнес? Вполне. В то же время, над фильмом работала целая команда деятелей киноискусства, разве нет? Искусство в этом случае крепко переплетается с коммерцией, взаимодополняя друг друга.

Не нужно представлять какой-то особенный, выработанный совместными усилиями, общий язык. Ведь в таком случае мы рискуем излишне акцентировать внимание на различиях. По сути же, люди высокого (читай — мирового) искусства и так говорят на языке большого бизнеса, и наоборот. Первый в современном мире не работает без больших инвестиций, а второй — без творческого подхода на всех уровнях.

В украинских реалиях все немного иначе. Речь идет скорее о поиске точек соприкосновения между бизнесом и искусством. О формировании поля, в границах которого они способны увидеть друг друга, и начать диалог.

Когда же разрозненные по каким-то причинам представители двух миров сядут за общий стол переговоров, начнется новый этап в развитии экономики страны. Кроме того, уровень самопрезентации Украины на международной арене качественно возрастет.

В целом, два этих мира создаются разными людьми, методами и технологиями в относительно закрытых комьюнити, но на выходе получается нечто удивительно сочетающееся и взаимодополняющее.

Креативные индустрии сегодня дают современному зрителю продукты настолько впечатляющие, что они в итоге становятся целью культурного развития общества.

Философия и система образования

За последние 150 лет из нашей системы высшего образования практически исчез гуманитарный блок дисциплин. В частности, убрали ранее изучаемые в обязательном порядке философию, историю и целый ряд социологических наук.

Чего же мы ждем от людей бизнеса, начинающих свое дело в 20-22 года?

Изучение этих наук они заменили для себя общением с предпринимателями старшего поколения и non-fiction литературой, дающей классный инструментарий, однако не обучающей мыслить и привлекать внимание.

Видение таких людей ограничено определенными рамками. Особенно это касается навыка работы на долгосрочную перспективу.

О ДНК, непрочитанных книгах и воспитании

Есть несколько важных вещей, влияющих на формирование личности. Это, в первую очередь, ДНК; место, где человек вырос, его окружение и семья; собственные усилия, которые человек прикладывает для улучшения жизни.

Кроме того, это и взаимоотношения с людьми, и фильмы, которые оставляли глубокий отпечаток. Полученные и, в частности, не полученные знания. Книги, которые так и не были прочитаны. Последние могли оставить особенно глубокий след: определенную пустоту, которая впоследствии заполнялась рандомно выбранной информацией извне.

Проще говоря, личность и способности человека к мышлению формируются в первые восемь-девять лет жизни.

Если посмотреть на списки предметов, которые преподают в школах и вузах, можно на первый взгляд отметить много полезного. Например, хорошую подборку гуманитарных предметов, в которой есть и музыка, и природоведение, и основы культуры, и рисование.

Если же снять розовые очки, в большинстве случаев окажется, что дети любят эти уроки исключительно за возможность ничего не делать.

Почему так? Почему же преподаватели в школе не учат любить искусство?

Вы замечали искры в глазах увлеченного своим делом музыканта, когда он говорит о музыке? Его страсть и любовь к своему делу очень легко прочувствовать. А часто вы видели такую искру в глазах учителя, объясняющего детям свой предмет?

Николай Демченко

На практике в школьном преподавании гуманитарных дисциплин вдохновение подменяется кучей правил и рутины. Чтобы понять, что чувствуют дети на таких уроках, достаточно почитать их «отзывы на партах».

ДНК

О том, чего нет в «Управлении для начинающих»

Возвращаясь к бизнесменам, нельзя утверждать, что весь спектр гуманитарных наук влияет на успех. Тут есть много нюансов. Иногда в бизнесе могут годами успешно работать самые простые схемы: «купил дешевле — продал дороже — забрал маржу». А где просто — там голова для того, чтобы «в нее есть». 

В конечном итоге все сводится к душевному удовлетворению конкретного человека. Влюблен ли он в свое дело, доставляет ли оно ему радость?

Есть целая категория управленцев и топ-менеджеров, для которых голова — сильный рабочий инструмент. Именно они имеют привычку заранее думать о том, куда движется развитие их бизнеса, и каким он может быть через десятки лет.

В таких людях в первую очередь включается интерес к изучению и освоению тех возможностей ума, о которых не прочтешь в «Управлении для начинающих».

Кроме того, это вопрос гражданской ответственности. Человек мыслящий и читающий, даже не будучи собственником какой-то компании, уже имеет глубокую степень ответственности за окружающий мир.

Такой человек однажды преодолевает инерцию и становится тем, кто видит проблему, и делает шаги к ее решению. Эта активная позиция подводит нас к термину «гражданское общество».

Несколько слов о философе-бизнесмене

Давайте начистоту. Наше государство не любит участвовать в проблемах общества.

Согласитесь, было бы трагической потерей времени пытаться перевоспитать государство. Гораздо эффективнее — создавать инициативу снизу. К примеру, сформировать отдельную организацию, которая в состоянии реализовать проект от начала до конца. Затем еще и замерить результаты за короткий срок.

При наличии гражданской ответственности и зарождается институт меценатства. Корни этого явления в Западной Европе уходят в эпоху Просвещения.

Философ того времени знал несколько языков, был переводчиком, писателем и издателем, влиятельной персоной в городе. У него часто была своя мастерская, ученики.

Если кто-то занимается бизнесом, он должен развивать свою команду, ведь именно за этим люди к нему и пришли.

Демьян Ом

Будучи богатым, мыслитель обычно строил школы, театры и библиотеки под свои нужды, развивая тем самым архитектуру города. Он являлся активным меценатом, помогая развиваться искусству.

Такая позиция вдохновляла политиков и дельцов. Поэтому, даже не обладая особыми талантами, они стремились получать хорошее образование, изучать философию, инвестировать в искусство.

захоплений своєю справою музикант

Об институте меценатства

Когда в распоряжении институции есть только один меценат, то, как ни парадоксально, с ним лучше не работать. Дело в том, что для системы один источник доходов — это всегда хуже, чем несколько. Один источник — это прямая дорога к монополии.

В конце концов, меценатство преследует не только материальные цели. В конце концов, нужно определить и для себя, что важнее: удовлетворить потребности здесь и сейчас, или оставить след в истории искусства.

[с]

Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.

Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.


*Партнерский материал

**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».

***Познакомиться с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.

«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.

Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.

СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ

Lifestyle-колаборація Win Win Studio та Nebo Ideas Agency
Ідеї

Lifestyle-колаборація Win Win Studio та Nebo Ideas Agency

23 Травня, 2025

Дві українські команди створили новий бренд для азербайджанського ринку. Courir — французька франшиза, яка декілька років працювала на ринку Кавказу, але зараз завершує свою співпрацю. Власники в Азербайджані вирішили продовжити...

Читати даліDetails

Наймасштабніша наукова подія для молоді: що очікувати на OL Science & Tech Fest 2025

Оголошено шортлисти конкурсу Ukrainian Design: The Very Best Of 2025

РЕКОМЕНДОВАНО

Бізнес та Інновації

У центрі культури й сенсів: що обговорювали на 18-му Українському маркетинг-форумі

12 Травня, 2025
Відео

MAUDAU × Університет Чупарського: монстри, каструля і порятунок світу з доставкою

12 Травня, 2025

БІЛЬШЕ МАТЕРІАЛІВ

Вміст недоступний

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.