Может ли бизнес существовать без искусства? А наоборот? Эти вопросы мог бы задать Гамлет, но сегодня об этом говорили Демьян Ом, автор «Философского Сада» и основатель Universal Open University, и Николай Демченко, сооснователь юридической компании «Правое Дело», инициатор создания Ассоциации выпускников Киево-Могилянской бизнес-школы.
Присоединяйтесь к разговору и узнайте, куда может унести двух глубокомыслящих людей мирное течение размышлений.
Больше об отношениях и языке искусства и бизнеса, а также институте меценатства слушайте в новом подкасте проекта «Философский Сад» — по ссылке. Или читайте «Тезисы»**.
Общий язык
Чем бизнесмены отличаются от людей искусства? Собственно, практически ничем. Они дышат одним воздухом, ходят по одной земле, общаются одними и теми же словами, используя смежные понятия и смыслы. Можно сказать, они уже наделены общим языком. Правда, не всегда имеют возможность им воспользоваться.
Возьмем, например, кинофильм от MARVEL «Мстители: финал», который собрал в кинопрокате почти 3 млрд долларов. Теперь давайте порассуждаем. Заработок — это бизнес? Вполне. В то же время, над фильмом работала целая команда деятелей киноискусства, разве нет? Искусство в этом случае крепко переплетается с коммерцией, взаимодополняя друг друга.
Не нужно представлять какой-то особенный, выработанный совместными усилиями, общий язык. Ведь в таком случае мы рискуем излишне акцентировать внимание на различиях. По сути же, люди высокого (читай — мирового) искусства и так говорят на языке большого бизнеса, и наоборот. Первый в современном мире не работает без больших инвестиций, а второй — без творческого подхода на всех уровнях.
В украинских реалиях все немного иначе. Речь идет скорее о поиске точек соприкосновения между бизнесом и искусством. О формировании поля, в границах которого они способны увидеть друг друга, и начать диалог.
Когда же разрозненные по каким-то причинам представители двух миров сядут за общий стол переговоров, начнется новый этап в развитии экономики страны. Кроме того, уровень самопрезентации Украины на международной арене качественно возрастет.
В целом, два этих мира создаются разными людьми, методами и технологиями в относительно закрытых комьюнити, но на выходе получается нечто удивительно сочетающееся и взаимодополняющее.
Креативные индустрии сегодня дают современному зрителю продукты настолько впечатляющие, что они в итоге становятся целью культурного развития общества.
Философия и система образования
За последние 150 лет из нашей системы высшего образования практически исчез гуманитарный блок дисциплин. В частности, убрали ранее изучаемые в обязательном порядке философию, историю и целый ряд социологических наук.
Чего же мы ждем от людей бизнеса, начинающих свое дело в 20-22 года?
Изучение этих наук они заменили для себя общением с предпринимателями старшего поколения и non-fiction литературой, дающей классный инструментарий, однако не обучающей мыслить и привлекать внимание.
Видение таких людей ограничено определенными рамками. Особенно это касается навыка работы на долгосрочную перспективу.
О ДНК, непрочитанных книгах и воспитании
Есть несколько важных вещей, влияющих на формирование личности. Это, в первую очередь, ДНК; место, где человек вырос, его окружение и семья; собственные усилия, которые человек прикладывает для улучшения жизни.
Кроме того, это и взаимоотношения с людьми, и фильмы, которые оставляли глубокий отпечаток. Полученные и, в частности, не полученные знания. Книги, которые так и не были прочитаны. Последние могли оставить особенно глубокий след: определенную пустоту, которая впоследствии заполнялась рандомно выбранной информацией извне.
Проще говоря, личность и способности человека к мышлению формируются в первые восемь-девять лет жизни.
Если посмотреть на списки предметов, которые преподают в школах и вузах, можно на первый взгляд отметить много полезного. Например, хорошую подборку гуманитарных предметов, в которой есть и музыка, и природоведение, и основы культуры, и рисование.
Если же снять розовые очки, в большинстве случаев окажется, что дети любят эти уроки исключительно за возможность ничего не делать.
Почему так? Почему же преподаватели в школе не учат любить искусство?
Вы замечали искры в глазах увлеченного своим делом музыканта, когда он говорит о музыке? Его страсть и любовь к своему делу очень легко прочувствовать. А часто вы видели такую искру в глазах учителя, объясняющего детям свой предмет?
Николай Демченко
На практике в школьном преподавании гуманитарных дисциплин вдохновение подменяется кучей правил и рутины. Чтобы понять, что чувствуют дети на таких уроках, достаточно почитать их «отзывы на партах».
О том, чего нет в «Управлении для начинающих»
Возвращаясь к бизнесменам, нельзя утверждать, что весь спектр гуманитарных наук влияет на успех. Тут есть много нюансов. Иногда в бизнесе могут годами успешно работать самые простые схемы: «купил дешевле — продал дороже — забрал маржу». А где просто — там голова для того, чтобы «в нее есть».
В конечном итоге все сводится к душевному удовлетворению конкретного человека. Влюблен ли он в свое дело, доставляет ли оно ему радость?
Есть целая категория управленцев и топ-менеджеров, для которых голова — сильный рабочий инструмент. Именно они имеют привычку заранее думать о том, куда движется развитие их бизнеса, и каким он может быть через десятки лет.
В таких людях в первую очередь включается интерес к изучению и освоению тех возможностей ума, о которых не прочтешь в «Управлении для начинающих».
Кроме того, это вопрос гражданской ответственности. Человек мыслящий и читающий, даже не будучи собственником какой-то компании, уже имеет глубокую степень ответственности за окружающий мир.
Такой человек однажды преодолевает инерцию и становится тем, кто видит проблему, и делает шаги к ее решению. Эта активная позиция подводит нас к термину «гражданское общество».
Несколько слов о философе-бизнесмене
Давайте начистоту. Наше государство не любит участвовать в проблемах общества.
Согласитесь, было бы трагической потерей времени пытаться перевоспитать государство. Гораздо эффективнее — создавать инициативу снизу. К примеру, сформировать отдельную организацию, которая в состоянии реализовать проект от начала до конца. Затем еще и замерить результаты за короткий срок.
При наличии гражданской ответственности и зарождается институт меценатства. Корни этого явления в Западной Европе уходят в эпоху Просвещения.
Философ того времени знал несколько языков, был переводчиком, писателем и издателем, влиятельной персоной в городе. У него часто была своя мастерская, ученики.
Если кто-то занимается бизнесом, он должен развивать свою команду, ведь именно за этим люди к нему и пришли.
Демьян Ом
Будучи богатым, мыслитель обычно строил школы, театры и библиотеки под свои нужды, развивая тем самым архитектуру города. Он являлся активным меценатом, помогая развиваться искусству.
Такая позиция вдохновляла политиков и дельцов. Поэтому, даже не обладая особыми талантами, они стремились получать хорошее образование, изучать философию, инвестировать в искусство.
Об институте меценатства
Когда в распоряжении институции есть только один меценат, то, как ни парадоксально, с ним лучше не работать. Дело в том, что для системы один источник доходов — это всегда хуже, чем несколько. Один источник — это прямая дорога к монополии.
В конце концов, меценатство преследует не только материальные цели. В конце концов, нужно определить и для себя, что важнее: удовлетворить потребности здесь и сейчас, или оставить след в истории искусства.
[с]
Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.
Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.
*Партнерский материал
**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».
***Познакомиться с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.
«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.
Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.