Максим Демский и Демьян Ом об искусстве как науке

Представим обычную украинскую улицу, спрятанную за капотами плохо припаркованных автомобилей, заставленную рекламными бордами и десятками дорожных знаков. А теперь представим, что сначала убирают автомобили. Тут же появляется больше пространства для пешеходов, которые все чаще прогуливаются по этой улочке. Местные предприниматели видят перспективу, открывают кафе и культурные центры. Далее люди начинают приходить уже не случайно: кто-то выходит прогуляться, кто-то —  выпить кофе, кто-то на лекцию. 

Затем убирают рекламы и вывески — улица становится еще более привлекательной, только уже для иногородних. Гости развивают туризм, денег в бюджете становится больше, владельцы кафе платят налоги, благосостояние всех жителей растет.

Подобная логическая цепочка прослеживается от ГогольFest-эффекта, который активизировал развитие художественного направления по всей стране. Еще десять лет назад это был локальный художественный фестиваль в Киеве, а сейчас его создатели активно работают в разных регионах, и выводят украинское искусство на международный уровень.

В пятом выпуске «Философского Сада» культурный деятель и менеджер, директор ГогольFest Максим Демский и автор проекта и основатель Открытого Университета U Демьян Ом искали ответы на вопрос: существует ли коллаборация между бизнесом и искусством, и нужна ли она человечеству? Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.

Об искусстве и бизнесе

Бытует мнение, что в Украине между искусством и бизнесом, как и между между культурой (Прим. ред. — здесь и далее в тексте термин «культура» используется в контексте культурных индустрий и синонимично слову «искусство») и обществом, сформировалась пропасть. По сути, это параллельные миры. Человек искусства и представитель бизнеса вряд ли сядут за общий стол переговоров.

Однако на самом деле бизнес, как и культура, является полноценным языком общества. В конечном итоге цели у них одинаковые, а вот средства достижения разные.

Проектный менеджмент и работа с бюджетом, ассоциируемая с предпринимательством, очень положительно повлияет и на развитие искусства. 

Мечты как явление сами по себе уже не интересуют общественность. Если искусство не начнет активно изучать проектный менеджмент, придут сильные иностранные игроки, и заполнят весь украинский календарь ивентов.

Чтобы состоялся большой художественный проект — власть, активисты, артисты и бизнес, во-первых, должны объединиться, а во-вторых четко понять, что именно хотят создать.

Максим Демский

Ошибочно говорить, что бизнес работает сугубо ради прибыли. Деньги — в первую очередь средство, возможность для реализации еще более масштабных и глубинных идей. 

Только тот бизнес, цели которого выходят за пределы зарабатывания средств, существует десятки и сотни лет. Такая коммерция гибкая, но сильная. 

Именно достижение высших целей позволяет успешно переживать периоды турбулентности. К тому же в таких компаниях команды формируются на основании общих идей. Это делает их очень сплоченными. 

Согласитесь, после вышеперечисленного бизнес и искусство не кажутся такими уж далекими друг от друга. 

выпить кофе

О культуре в Украине

Украинское искусство находится на активной стадии развития. Оно уникально, словно… метрополитен в Днепре. Это сложный и в то же время довольно маленький в общих масштабах проект инфраструктуры. 

Искусство развивается быстро, не ограничиваясь привычными тремя-четырьмя городами Украины. 

Далекие от столицы населенные пункты, вроде Кривого Рога или Ровно, не могут или не знают, как стать магнитом для крупного проекта. Поэтому они научились точечно прорабатывать маленькие ивенты. Благодаря этому появилась совершенно новая платформа для развития.

Фестиваль — это своеобразный тренинг и мощный образовательный проект, реализуя который, человек проходит все стадии обучения.

Максим Демский

Об идеальном будущем

Интересно, какими бы стали украинские города через 50 лет при условии, что люди полюбили бы изучать философию?

Начнем с приятной фантазии о том, что большинство баров обзаведется мини-библиотеками, а нагретые места мировых суперзвезд займут интерактивные 3D-модели античных философов.

Города превратятся в мощные сообщества альтруистов, которые предлагают, а не ждут. Гиперактивная ныне система потребления отойдет в прошлое.  

Возрастет спрос на участие и действие. В конце концов, человечество перенасытится ненужной информацией и научится ее фильтровать.

Альтруистов не надо находить, они сами кричат ​​о своих желаниях и намерениях действовать.

Максим Демский

Появятся независимые платформы, где будут возможны все типы дискуссий. Вырастет количество различного типа физических пространств, укомплектованных необходимыми техническими и менеджерскими инфраструктурами. Они будут играть роль площадок для развития стартапов.

Все это постепенно приведет к появлению суперсинергии. Без разделения на науку, арт или бизнес. Это будет абсолютно целостное явление, в пределах которого каждый будет услышан. 

Усилится система коммуникаций. Особенно за счет цифровых технологий. Логическим продолжением развития коммуникации станет горизонтальное построение взаимодействия между людьми. 

Уже сегодня каждый житель страны может написать министру в мессенджере Facebook. Для общения больше не нужно прорываться к секретарю или отправлять письмо по почте. Теперь все гораздо проще.

Через полстолетия, в идеальном будущем, такие люди, как министры, будут вместе со всеми ездить в общественном транспорте. Потому что необходимость использовать автомобиль попросту исчезнет.

Система гиперпотребления, перенасыщение информацией

Два пути

Для достижения действительно важных социально-культурных целей нужна экспертиза. Нет ничего постыдного в том, чтобы перенять опыт у стран, которые прошли подобный путь. 

Есть два варианта развития: отправлять украинских специалистов набираться знаний и опыта за границу, или же активно возвращать талантливых эмигрантов домой. Оба пути рискованные, сами понимаете.

В первом варианте специалист может найти более интересные возможности и передумать везти свои мозги обратно в Украину. Сложность второго варианта состоит в стратегическом планировании и реализации. Будем откровенными, возвращать перспективные и зарекомендовавшие себя умы пока просто некуда.

[с]

Больше про искусство, бизнес и украинский арт-потенциал слушайте в этом выпуске подкаста «Философский Сад» — по ссылке.

Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.

Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.


*Партнерский материал

**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».

***Познакомиться с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.

«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.

Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Андрей Мельник и Демьян Ом о том, как практика мышления влияет на финансовый поток

Жизнь человека — длинный путь со множеством поворотов и перекрестков, подъемов и спусков. Преодолевая его, мы ставим цели, которые помогают ...

Анастасия Белоус и Демьян Ом о том, как поймать культурный код за хвост

Зачем продуктовым компаниям разбираться в культурных кодах? Как это понимание выстраивается на этапе ведения бизнеса? Чего нам не хватает и ...

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Все прогрессивные сообщества и научные институции сейчас концентрируются на лидерстве. Разные поколения обучаются, как вести за собой, как быть лидерами. ...

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

В английском языке существуют две интересные идиомы: sharing is carrying (делиться — значит, заботиться) и cooperation instead of competition (сотрудничество ...

Юрий Филюк и Демьян Ом о месте философии в бизнесе

Юрий Филюк и Демьян Ом о месте философии в бизнесе

В истории урбанистики и благоустройства города существует такой термин, как «эффект Бильбао». В его основе лежит история о появлении музея ...

Влад Троицкий и Демьян Ом об эффекте кобры и человеке на сцене

Влад Троицкий и Демьян Ом об эффекте кобры и человеке на сцене

Что такое «эффект кобры»? Речь про идиому: человек проявляет инициативу ради преодоления проблемы, но эта инициатива только усугубляет ситуацию. Один ...