Юрий Филюк и Демьян Ом о месте философии в бизнесе

В истории урбанистики и благоустройства города существует такой термин, как «эффект Бильбао». В его основе лежит история о появлении музея Гуггенхайма, которое привело к экономическому буму и расцвету серого, незаметного портового города. Когда размышляешь над эффектом Бильбао, в голову сразу приходит имя ивано-франковского предпринимателя и импакт-инвестора Юрия Филюка.

В 2014 году на слуху был не раскрученный Львов или «гаррипоттерские» Черновцы, а Ивано-Франковск. Роль Юрия в этом не второстепенная. Например, вместе с проактивными единомышленниками Юрий Филюк основал проект «Тепле Місто», привлек 100 предпринимателей к инвестированию в первый украинский общественный ресторан Urban Space 100. Львиную долю прибыли заведение перечисляет творческим общественным программам. Уже шесть лет город развивается и процветает.

Об эволюции мышления, меценатстве и развитии украинских городов, о месте философии в бизнесе и многое другое рассуждали сооснователь платформы «Тепле Місто», CEO проекта Промприлад.Реновація Юрий Филюк и автор проекта «Философский Сад» Демьян Ом. Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.

Когда soft skill становится soft power

Существует гипотеза, что люди бизнеса и люди искусства утеряли общий язык. Почему так произошло? Одна из причин — изменения в системе образования. Например, из бизнес-школ ушла философия.

Казалось бы, зачем нужна эта дисциплина, если лучше потратить время на изучение проектного менеджмента. Все так. Только философия — слишком важная составляющая человеческого развития. Потому что именно она отвечает за улучшение способности ДУМАТЬ. А это один из самых необходимых для взаимодействия с нынешним миром soft skill[1]. Ведь очень сложно построить успешный бизнес, замыкаясь в себе и в обиде на весь мир.

Главный инструмент предпринимателя — это мозг.

Демьян Ом

Наше достаточно молодое общество находится в фазе активного развития. Украинцы пережили советский, постсоветский периоды и сейчас продолжают искать свою идентичность. Логично, что к нам только начинают приходить веяния, уже показавшие свою эффективность за рубежом. Философия — в том числе. Чем сложнее задачи — тем больше запрос на процессы мышления. Как правило, предпринимателей воодушевляет потребность в создании чего-то нового. Это и движет планету вперед. Можем предположить, что философия в Украине из soft skill переходит в soft power[2].

О дружбе искусства и бизнеса

От бизнеса обычно ожидают перевода средств на счет, да и только. Представим ситуацию, когда бизнесмен, который даже филармонию и театр посещает, садится за один стол с художником. Найдутся ли у них общие темы для беседы, не знает никто. А этот человек, возможно, только что перечислил несколько тысяч евро на реставрацию городского театра. То есть, актер вроде бы и благодарен бизнесмену, однако, как люди, они очень далеки друг от друга.

Искусство не ограничено временем или ресурсами — оно либо есть, либо его нет.

Юрий Филюк

Есть одно положительное «но». На стыке исторических событий часто рождается что-то новое. В Украине сейчас происходит своеобразное возрождение культуры. В результате получаются продукты, которые могут стать решением глобальных вызовов для целой планеты.

Вернемся к важности дружбы между бизнесом и искусством, которые должны идти рука об руку. Предприимчивость — это топливо и энергия, которые помогают создавать новое. А это именно то, чем нередко вдохновляется искусство.

Об эффекте Ивано-Франковска

ИваноФранковск — город традиционный. В нем трудно приживается новое. Когда там появилось несколько абстрактных муралов[3], люди этого не поняли. Были даже официальные запросы с требованиями их закрасить.

Впоследствии случился довольно интересный кейс. Напротив городской и областной администрации стоит дом с муралом. Жителей это устраивает, потому что в комплекте с рисунком им еще и утеплили стену. В какой-то момент активисты из «Теплого Міста»[9] предложили жителям выбрать жалюзи под цвет росписи. Бесплатно. В результате город получил 16 разноцветных окон в тон изображения на стене. Люди отпраздновали завершение арт-инсталляции. Напряжение спало. Закрашивать муралы больше никто не требовал.

Об эффекте Ивано-Франковска

Украинское общество живет в состоянии предвзятости к нововведениям, потому что инициатива, как правило, наказуема. Именно поэтому задание любого проекта или хорошего дела — в первую очередь выстраивать доверие между людьми. Такой подход способствует развитию общества.

Дети сегодня входят в рабочие группы, занимаются стратегиями, а не просто учатся в школах, созданных взрослыми.

Демьян Ом

На примере Франковска можно увидеть, как действенно на практике объединение бизнеса и современного искусства, образования. Устойчивая экономика, урбанистика, спорт, эко- и энергоэффективность, мобильность, новые медиа  — это составляющие креатива, без которого не может развиваться общество.

О влиянии

Период Возрождения[10] в Европе чем-то напоминает современную Украину. Тогда состоятельные люди так же садились за стол переговоров с философами и писателями и решали, как продвигать определенный продукт в массы. Только вместо Instagram в то время была оригинальная живопись.

В Украине есть все для возрождения. Даже инструментов влияния достаточно. Но вот что нам нужно сейчас — это фокус на элементарных вещах!

Необходимы общие круглые столы, где в рабочей группе встретятся художники и бизнесмены. Началом взаимодействия может послужить как серьезный разговор, так и провокация, абсурд, юмор.

Украинцам важно тренироваться мыслить критически, возрождать взаимодоверие и начинать использовать интеллектуальный юмор. Тот самый, который сигнализирует про уровень развития мышления отдельного человека и общества в целом.

Преимущество интеллектуального юмора в том, что можно по-настоящему веселиться в пределах узких контекстов, не воюя при этом с широкими массами, для которых они не всегда близки. То есть, практикуя умный юмор и тонкую иронию, не обязательно ругаться или пытаться просвещать менее искушенных людей. Наоборот, с ними можно и нужно вести диалог.

Не зря же растет популярность идеи, что лучший рычаг влияния на власть — это социальный капитал, капитал доверия.

И напоследок

Существует две позиции: проактивная и реактивная. Реактивная — мы сидим и думаем о том, что политики должны для нас сделать, как кто-то должен изменить нашу жизнь. Популярная позиция, спору нет. Проактивную позицию, наоборот, можно выразить так: «Я влияю на то, что со мной происходит».

Сегодня мир настолько разнообразен, что необходимо придумывать что-то новое и уникальное, чтобы не теряться в общем звучании.

Вместе с тем, именно взаимодействие — мир создает меня, а я создаю мир, — делает это звучание совершенным.

[c]

Больше об эволюции мышления, меценатстве и развитии украинских городов Юрий Филюк и Демьян Ом рассуждают в часовом выпуске подкаста «Философский Сад».

Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.

Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.


[1] Soft skills (англ.) —  комплекс неспециализированных, важных для карьеры сверхпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть не связаны с конкретной предметной областью.

[2] Soft power (англ.) — мягкая сила, мягкая власть — термин, сформулированный американским политологом Джозеформ Наем. Форма политической власти, предполагающая способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жесткой силы», которая подразумевает принуждение.

[3] Мурал — разновидность монументального искусства, живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях.

[4] Платформа «Тепле Місто» объединяет людей и бизнес, которые поддерживают идеи и действия по устойчивому развитию Ивано-Франковска, комфортного перевоплощения городского пространства в теплую, удобную и эстетичную среду, создание условий для раскрытия интеллектуального и творческого потенциала города, обмена идей и экономического роста.

[5] Возрождение, или Ренессанс (фр. Renaissance, итал. Rinascimento от лат. renasci «рождаться опять, возрождаться») — имеющая мировое значение эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену Средним векам и предшествующая Просвещению и Новому времени. Приходится — в Италии — на начало XIV века (повсеместно в Европе — с XV—XVI веков) — последнюю четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века.


*Партнерский материал

**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».

***Знакомьтесь с людьми, которые работают над проектом, здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.

«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.

Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Андрей Мельник и Демьян Ом о том, как практика мышления влияет на финансовый поток

Жизнь человека — длинный путь со множеством поворотов и перекрестков, подъемов и спусков. Преодолевая его, мы ставим цели, которые помогают ...

Анастасия Белоус и Демьян Ом о том, как поймать культурный код за хвост

Зачем продуктовым компаниям разбираться в культурных кодах? Как это понимание выстраивается на этапе ведения бизнеса? Чего нам не хватает и ...

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Все прогрессивные сообщества и научные институции сейчас концентрируются на лидерстве. Разные поколения обучаются, как вести за собой, как быть лидерами. ...

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

В английском языке существуют две интересные идиомы: sharing is carrying (делиться — значит, заботиться) и cooperation instead of competition (сотрудничество ...

Влад Троицкий и Демьян Ом об эффекте кобры и человеке на сцене

Влад Троицкий и Демьян Ом об эффекте кобры и человеке на сцене

Что такое «эффект кобры»? Речь про идиому: человек проявляет инициативу ради преодоления проблемы, но эта инициатива только усугубляет ситуацию. Один ...

Вероника Склярова и Демьян Ом о воспитательной роли театральных фестивалей

Вероника Склярова и Демьян Ом о воспитательной роли театральных фестивалей

Ежегодно Европейская комиссия выделяет сотни миллиардов евро на программы мобильности. Эти средства направлены на то, чтобы люди путешествовали в разные ...