Многие мировые компании-гиганты, международные организации, вроде ООН, OSCE, Greenpeace и других, сегодня практикуют lifelong learning. Речь идет о непрерывном образовании, когда «учиться никогда не рано и не поздно».
В рамках беседы «Философский Сад» литературовед, педагог и журналист Галина Пулина и автор проекта Открытого Университета U Демьян Ом искали ответы на вопрос, по какой траектории движется современное украинское образование, а также говорили о воспитании бизнес-аудитории и роли книги в жизни человека.
Присоединяйтесь к беседе Галины и Демьяна о любви к литературе и осознанном развитии. Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст по ссылке.
Саморазвитие
В наши дни все чаще можно услышать такой термин, как осознанное долголетие. Помимо поддержания физического здоровья он подразумевает обучение человека на протяжении всей жизни.
Это прекрасный тренд, позволяющий людям находить себе занятие и не замыкаться на общении с «лучшим собеседником», о котором писал Блок: «мой друг единственный — в моем стакане отраженный».
В Украине нарастает необходимость наращивать опыт, знания и ускорять движение вперед. В первую очередь это касается преподавателей, менторов, наставников, коучей. Им необходимо писать курсы, практиковать, выходить в свет, становиться проводниками и гидами. Обучающая деятельность будет все более востребованной в ближайшие годы. Конечно же, теоретик, использующий чужие наработки, окажется здесь бесполезным. Для настоящего прорыва нужен практик и автор.
Образование
Счастье преподавателя, собственно, как и каждого человека — в возможности творить, а не просто пересказывать материал. Конечно, если педагог хочет дать своим ученикам больше, чем обычная доступная информация. Важно, чтобы эта информация была усвоена, использована в будущем.
Информация воспринимается не умом, а сердцем!
Галина Пулина
Педагогу нужно стараться объять аудиторию, завладеть ее вниманием, передать свою мысль каждому. Это непросто, особенно в контексте того, что украинская программа по мировой литературе, например, очень урезана.
Информация проходит через сердце в ум. Если, обучая, вы затронули сердце, — будут эмоции, а, значит, интерес. Еще один немаловажный факт: школу формируют ученики, а не директор или учителя. Однако в Украине пока все наоборот, мнение учащихся во внимание не принимается.
Чтение как процесс становления
Современное общество все меньше читает. Почему так? Сперва перестают читать родители, потом дети, а затем и сами учителя. Если раньше литература была едва ли не единственной отдушиной для человека, то сегодня появилась масса способов занять себя: кино, радио, телевидение, гаджеты, в конце концов. Выбор огромен. К тому же, эти развлечения не требуют таких усилий, как, скажем, чтение.
Какие последствия могут быть для нечитающего поколения?
Когда человек читает, он учится воспринимать линейный текст. Видит его начало, середину, продолжение, финал. Понимает логику развития событий. В то время как чтение, скажем, Фейсбука эту способность не развивает. Система выдает либо картинку, либо обрывки мыслей и информации, которой мы довольствуемся, не зная, с чего все началось и чем закончится. Если кратко, то у нечитающего человека не развивается способность мыслить линейно и логически.
Любопытство — это абсолютно человеческая черта. Быть умным — значит проявлять любопытство, узнавать, запоминать, овладевать знаниями и пользоваться ими.
Демьян Ом
Нахвататься обрывочной информации и догуглить то, что не понятно — не есть образованность. Современные люди могут поддержать любую тему разговора, однако углубиться в проблему, привести какие-то веские доводы, сможет далеко не каждый.
Креативная экономика
В основе развития каждой страны среди прочего есть две очень сильные составляющие: предпринимательство и искусство. Люди бизнеса определяют себя так: «я делаю деньги». Люди искусства — напротив — «делают» творческий продукт: создают театры, дирижируют оркестрами, играют в них, пишут музыку, стихи, книги, картины. Это совсем другая группа.
Существует понятие креативной экономики[1]. Оказывается, креативные индустрии — искусство, реклама, IT, технологические, а также игровые компании — имеют нечто общее. Способность к созиданию.
Интересная закономерность прослеживается в том, что в Северной Америке и Западной Европе такая экономика уже давно работает. Индустрии активно взаимодействуют друг с другом, формируют сильные команды, создают совместные инновационные продукты. И самое ценное — они учатся вместе.
Любой бизнес стремится к лаконичным формулировкам и формулам. Чем меньше слов — тем лучше.
Демьян Ом
Украинский рынок только начинает знакомиться с креативной экономикой. Среди топ-менеджмента распространяется стремление приобщаться и приобщать к образованию других, расширять свои внутренние и внешние горизонты. На лекториях появляется все больше заинтересованных, добрых и горящих глаз.
К примеру, знаменитый музыко- и культуровед Михаил Казиник[2] читает лекции бизнесменам. Среди прочего он напоминает, что в соната,х помимо основной темы всегда присутствует и второстепенная или контртема. Это тема особенная, важная, оригинальная, подчеркивающая основную, как ничто другое.
Это хорошая метафора того, что человек, всю жизнь идущий по основной дороге, никогда не сделает открытие. Так, помимо бизнеса и зарабатывания денег, должна быть и другая жизнь.
Важно понимать правила бизнеса. Если человек «заработал — спрятался в кусты» или «заработал — съел» — это одно. Однако, если он стремится стать настоящим бизнесменом ему, помимо логики, необходима интуиция.
Пускай это и непривычно, но современные бизнесмены действительно все чаще посещают лекции о том, как слушать и понимать музыку! Если что-то нужно людям думающим, значит — оно работает.
[с]
Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.
Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.
[1] Креативная экономика (англ. the creative economy) основана на использовании людьми своего творческого воображения для повышения ценности идеи. Джон Хокинс разработал эту концепцию в 2001 году для описания экономических систем, где ценность основана на новых творческих качествах, а не на традиционных ресурсах Земли, труда и капитала. По сравнению с креативными индустриями, которые ограничены конкретными секторами, этот термин используется для описания креативности во всей экономике.
[2] Михаил Семенович Казиник (13 ноября 1951) — белорусский и шведский скрипач еврейского происхождения, музыковед, публицист и популяризатор классической музыки.
*Партнерский материал
**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».
***Познакомиться с людьми, которые работают над проектом, можно здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.
«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.
Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.