Анастасия Белоус и Демьян Ом о том, как поймать культурный код за хвост

Зачем продуктовым компаниям разбираться в культурных кодах? Как это понимание выстраивается на этапе ведения бизнеса? Чего нам не хватает и в чем заключается сила украинской культуры? Как поймать культурный код за хвост? Именно этим вопросам посвящена беседа CОO New Media Services (Zürich Area, Switzerland) и Partner at Startup.Network Switzerland Анастасии Белоус и автора проекта «Философский Сад» Демьяна Ом. Кратко — читайте «Тезисы»**, а подробнее — слушайте подкаст.

В бизнесе всегда есть место для культуры

Важность и необходимость культуры для бизнеса особенно проявляется во время международного сотрудничества. Да и что говорить о сотрудничестве между представителями американских, европейских, азиатских или австралийских компаний, если даже в пределах Украины все люди очень разные.

У каждой нации, страны сформировались определенные понятия касательно той или иной вещи. Одним словом — менталитет. Как ни странно это прозвучит, но культурный фактор нужно изучать, в первую очередь, во время построения работы бизнес-структуры и ее выхода на международный рынок.

Одним из составляющих культурного кода Украины является то, что люди не умеют учиться.

Демьян Ом

Чтобы успешно вести проекты в других странах, на международном рынке мало знать основы проектного менеджмента. Необходимо глубоко понимать культуру людей, их историю, ценности, книги, которые они читают, фильмы, которые смотрят. Важно изучить, как построен процесс обучения в школах и в университетах, как происходит взаимодействие между коллегами.

На первый взгляд, это никак не касается бизнеса. Однако, чем лучше люди понимают культуру друг друга, тем качественнее становится коммуникация и взаимопонимание в команде. Соответственно — работа становится более эффективной. Ведь когда каждый остается в пределах своего замкнутого мира, коммуникация и взаимопонимания не налаживаются.

Команда — это сложная система

Умный руководитель и менеджер всегда работает над созданием благоприятной атмосферы в коллективе, старается посадить и взрастить зерно мотивации. Компании, работа которых не зависит от физического присутствия сотрудников, могут разрешать им путешествовать, работать дистанционно, и в целом выигрывают от этого.

Возможность перемещаться и ощущать свободу пробуждает интерес ко всему новому. Это дает приток знаний и стимулирует развитие. Опять же, развитие персонала — успех самой компании.

Считается, что украинцы делают довольно качественный с технической точки зрения продукт. Это наша сильная сторона. Однако с построением сервиса и развитием  продукта существуют сложности. Одних лишь знаний тут мало.

Все дело в культурном коде

Исторически сложилось так, что украинцы почти все время находятся в ожидании чуда. Которое произойдет само собой. Советское прошлое вытравило у людей инициативу, стремление к лидерству. Та эпоха приучила к железным рамкам и постоянному контролю. Те времена оставили нам ожидание, что ответственность за все должен взять на себя кто-то другой.

Недовольное выражение лица и ожидание волшебника в голубом вертолете, который все изменит к лучшему, — отличительные черты украинцев. Наша досадная отличительная черта — недовольство, написанное на лице. Такое поведение особенно заметно в аэропортах, когда люди возвращаются домой после путешествий. Добавьте сюда нежелание большинства копать глубже, искать новые пути развития.

недовольство, написанное на лице

Большинство украинцев ждут, что придет менеджер с магическими знаниями, который все разложит по полочкам и расскажет, что им делать.

Анастасия Белоус

Своеобразный культурный код Украины объясняет процветание аутсорс-компаний. Несмотря на довольно большой экономический бенефит, это свидетельствует о том, что украинцы не используют свои ресурсы.

Бизнес нужно развивать

Важно мотивировать людей и пробуждать в них заинтересованность. А также не забывать о балансе между кнутом и пряником. В креативных индустриях зачастую практикуется «кнут», негативно и пессимистически настроенных сотрудников просто сокращают. Потому что сменить гнев на милость в человеке возможно лишь тогда, когда он сам этого захочет. В ином случае, мотивация такого человека — пустая трата собственных ресурсов и времени.

Задача любого руководителя и менеджера — попытаться вдохновить свою команду, собрать людей на одной волне. Все предпосылки для этого есть. В Украине сейчас активно развивается бизнес, растет ритейл, рестораторство, продакшн, хореография. Это и есть тот «пряник», который хотят получить люди. Также они получают доступ ко множеству конференций, специализированных школ. Происходят коллаборации с другими странами. Это подталкивает украинцев двигаться, обучаться, развиваться.

Важно мотивировать людей и пробуждать в них заинтересованность

Никогда не поздно и никогда не рано интересоваться новыми процессами, происходящим в обществе, в мире. Если ввести в поиск «поговорки об учении», система предоставит вам более 4 млн. результатов. Возможно, в каком-то из них скрывается ваша мотивация к познанию. А соответственно — и к улучшению качества жизни.

[c]

Больше смыслов и открытых вопросов к читателю по поводу того, как найти и понять культурный код, и не только свой, — в часовом подкасте.

Также этот текст доступен на украинском языке по этой ссылке.

Все материалы проекта «Философский Сад» — лонгриды и подкасты — доступны тут.


*Партнерский материал

**«Тезисы» — это впечатления наших редакторов после прослушивания подкаста. Это синтез смыслов, кристаллизированных из беседы двух людей. Попытка показать смысловые, сущностные акценты. В коротком тексте. «Тезисы» — это не цитаты, а авторские высказывания редакторов, написанные как общее впечатление от разговора. «Тезисы» отвечают на вопросы «ЗАЧЕМ говорили?» и «КАКИХ ТЕМ КАСАЛИСЬ эти люди?», подкасты — на вопросы «ЧТО в точности говорили?», «КАК именно говорили?».

***Знакомьтесь с людьми, которые работают над проектом, здесь. Благодарим за неравнодушие и частичную поддержку проекта программу «Культурная Столица» Днепра i программу развития местного самоуправления и освещения деятельности Днепровского городского совета.

«Философский Сад» прямо сейчас получил продолжение — идет краудфандинг на английскую версию «Тезисов» для публикации на европейских платформах. Мы хотим, чтобы голоса украинских мыслителей зазвучали на международном рынке культурных и креативных индустрий.

Многие герои «Философского Сада» стали приглашенными тьюторами Открытого Университета U — новых программ по философии, дизайну, проектного менеджмента для культурных и креативных индустрий.

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Андрей Мельник и Демьян Ом о том, как практика мышления влияет на финансовый поток

Жизнь человека — длинный путь со множеством поворотов и перекрестков, подъемов и спусков. Преодолевая его, мы ставим цели, которые помогают ...

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Денис Полтавец и Демьян Ом об общем благе и важности лидерства

Все прогрессивные сообщества и научные институции сейчас концентрируются на лидерстве. Разные поколения обучаются, как вести за собой, как быть лидерами. ...

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

Ирина Соловей и Демьян Ом о социальной активности и ответственности

В английском языке существуют две интересные идиомы: sharing is carrying (делиться — значит, заботиться) и cooperation instead of competition (сотрудничество ...

Юрий Филюк и Демьян Ом о месте философии в бизнесе

Юрий Филюк и Демьян Ом о месте философии в бизнесе

В истории урбанистики и благоустройства города существует такой термин, как «эффект Бильбао». В его основе лежит история о появлении музея ...

Влад Троицкий и Демьян Ом об эффекте кобры и человеке на сцене

Влад Троицкий и Демьян Ом об эффекте кобры и человеке на сцене

Что такое «эффект кобры»? Речь про идиому: человек проявляет инициативу ради преодоления проблемы, но эта инициатива только усугубляет ситуацию. Один ...

Вероника Склярова и Демьян Ом о воспитательной роли театральных фестивалей

Вероника Склярова и Демьян Ом о воспитательной роли театральных фестивалей

Ежегодно Европейская комиссия выделяет сотни миллиардов евро на программы мобильности. Эти средства направлены на то, чтобы люди путешествовали в разные ...