Осторожнее с обещаниями: о рисках сервисов для тренировки интеллекта

Сегодня невозможно представить себе жизнь без смартфона. Мы читаем, пишем, смотрим фото и играем в игры, уткнувшись в телефон. Еще один популярный способ скоротать время с пользой: сервисы для тренировки интеллекта (памяти, внимания и т. д.). Этот материал посвящен юридическим рискам, связанным с обещаниями развить когнитивные способности. В целях статьи под сервисом мы будем понимать мобильное приложение и/или веб-сайт.

Часто сервисы для пущей убедительности используют вводящие в заблуждение выражения. Сервис обещает пользователю «клинически доказанное избавление от стресса» (Personal Zen); «научно подтвержденную программу для тренировки мозга» (CogniFit). Пользователь сразу же глотает две наживки: 1) обещание желаемого результата; 2) научное подтверждение эффективности приложения.

Разработчики приложений гарантируют практически 100% эффективность занятий, прикрываясь рекомендациями и результатами научных исследований. Эти приемы хороши с точки зрения маркетинга, но могут вызвать нарекания юристов. При этом разработчик предлагает пользователю ограниченный набор бесплатных игр, а когда вы вошли в азарт и хотите большего – предлагает платную часть контента (одноразовая плата или годовая подписка). Если вы как владелец сервиса не уверены в результатах, которые сулите пользователю, рискуете отвечать за недобросовестную рекламу.

В большинстве стран мира недобросовестная реклама запрещена. Такой рекламой будет считаться та, которая вводит в заблуждение относительно сути и качества услуги, предположительного результата ее оказания, лица, которое оказывает услугу и т. д. Стоит учесть, что реклама становится недобросовестной только в случае, если она касается конкретных деталей или характеристик рекламируемого товара (услуги). Общие заявления о пользе сервиса для определенной категории пользователей не несут в себе угрозы.

Недобросовестная реклама может проявляться и путем распространения недостоверных данных о научных исследованиях, которые подтверждают позитивный результат. Такая информация должна быть подтверждена соответствующими отчетами, опросами и т. д. Например, Lumosity публикует список статей в научных журналах, связанных с исследованием влияния тренировочных игр на когнитивные функции мозга. Иначе такие утверждения будут создавать неправильное впечатление у потребителя. С другой стороны, статьи, которые приводят в подтверждение действенности приложения, на самом деле посвящены пользе упражнений для когнитивных функций мозга, а не использования конкретного приложения. Не стоит отождествлять упражнения, описанные в научной публикации и мобильное приложение. Кроме того, результаты таких исследований могут быть опровергнуты результатами независимых научных организаций (не связанных с заказчиком).

Недобросовестная реклама влечет за собой серьезный риск. Во-первых, штраф от Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) за недобросовестную конкуренцию, который, скорее всего, будет исчисляться в десятках или сотнях тысяч гривен. АМКУ не разработаны ни нормативные документы, ни правила, ни методики определения двусмысленной, неточной рекламы, которая создает неверное впечатление о продаваемом товаре (услуге) у потребителя. Исход дела и содержание решения АМКУ в этой ситуации предвидеть практически невозможно.

Во-вторых, обманутые потребители, ожидавшие наступления обещанного результата –  законодательство о защите их прав позволяет требовать возмещения десятикратной стоимости услуги. Поэтому при условии, что приложение/подписка на сайт будут платными, стоит ожидать, что интересного содержания не хватит, чтобы отвлечь внимание пользователя от реального отсутствия результата. Потребитель может оспаривать нечесную коммерческую практику владельца сервиса в суде.

И в-третьих, злоупотребление доверием потребителей в самой циничной форме может привести и к уголовной ответственности за мошенничество. Недобросовестным владельцам приложения, которые обманом получают деньги за ложные обещания, грозит до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества.

Мы не первые, кто заинтересовался законностью таких сервисов. Федеральная торговая комиссия США оштрафовала Lumosity за рекламу, вводящую в заблуждение и обратила внимание на другой сервис, позиционирующий себя в сфере развития интеллекта – игру «Jungle Rangers».

Разработка приложений для тренировки памяти, внимания и прочих когнитивных функций и их реклама требует особого подхода. Важно понимать, что вы продаете не лекарственный препарат, не чудодейное средство для мозга, а игрушку. Поэтому не стоит акцентировать внимание на «лечебном» эффекте сервисов тренинга мозга. Тщательно выбирайте формулировки описания сервиса, особенно указывая ожидаемый результат его использования и обратитесь к юристам, которые специализируются на рекламе, медиа, конкуренции и защите прав потребителей.

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

WOW-ефект як ключовий засіб закріплення меседжу івенту

WOW-ефект — це, мабуть, один із основних засобів закріплення меседжу заходу. Бо зазвичай момент WOW відбувається в кульмінаційній частині події, ...

Прийоми проти ЛОМу: що таке кенселінг і як інфлюенсеру не потрапити під публічне засудження

ХХІ століття відзначилося силою-силенною нових професій. Блогер — одна з перших. Соціальні мережі — давно один із найпотужніших публічних рупорів, ...

Трансформації та можливості: бліц спікерів онлайн-марафону NO LIMITS: transformACTION 2021 (оновлено)

Новий освітній український проєкт LIFTA.SPACE анонсував безкоштовний онлайн-марафон NO LIMITS: transformACTION 2021, який відбудеться 15-21 лютого 2021. Ключова тема івенту — трансформації як ...

5 речей, необхідних для народження інновацій

Ідеї є всюди, або 5 речей, необхідних для народження інновацій

Найкращі ідеї народжуються там, де люди найменше сподіваються їх знайти — вважає Емі Стентон, засновниця та керівниця PR-агенції Stanton & ...

Повчання, переспіви та підмочені репутації: найгірша реклама до Супербоулу 2021

Міфічні «ідеальні люди» є невмирущим рекламним кліше, але ми не для того витерпіли цей рік, щоб найгірша реклама до Супербоулу 2021 повчала нас, як жити.

Секрети ефективної соціальної комунікації та контроль інфодемії: про що говорили на SHKALA 2021

Секрети ефективної соціальної комунікації та контроль інфодемії: про що говорили на SHKALA 2021

2 та 3 лютого 2021 року відбувся Форум з комунікацій для соціальних та поведінкових змін SHKALA 2021. Подія у сфері трансформації українського ...