• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Творчість і дизайн

Непризнанные гении или эффект Даннинга-Крюгера

2 Лютого, 2016
Час прочитання: 1 хв.
A A
Непризнанные гении или эффект Даннинга-Крюгера
Share on FacebookShare on Twitter

Очень заезженная на самом деле цитата, касающаяся данной темы, но именно она просто великолепно точно озаглавливает то, о чем я хочу вам сегодня поведать. А речь пойдет о так называемом эффекте Даннинга-Крюгера. Согласна, название пугающее, но не сомневайтесь, будет интересно.

Может быть, кто-то уже знаком с такой занимательной темой, но я лично впервые узнала, что же это такое и с чем его едят. Немного углубившись в изучение этого эффекта меня осенило, а дело-то в том, что и я, и вы сталкиваемся с данным феноменом буквально ежедневно.

Ближе к делу, что же все-таки такое, этот эффект Даннинга-Крюгера? Не буду разбрасываться этими умными определениями о метакогнитивных искажениях и скажу сразу, что люди, подверженные этому эффекту, склонны переоценивать уровень своих знаний в какой-либо области в силу своего абсолютного незнания этой же области.

Тут можно перейти к методу «от противного» и сразу привести пример. Вспомните, каким делом вы увлечены больше всего? Вы хороший дизайнер или иллюстратор? Копирайтер? Поэт, прозаик, да кто угодно в общем-то, просто возьмите свою лучшую работу и вспомните, какова была ваша первая реакция на нее? Если вы с облегчением вздохнули и громко заявили, что это хороший плод ваших долгих трудов — я вам аплодирую. Но если же реакция была обратная, и вы в терзаниях и сомнениях перечитывали/пересматривали ее двадцать раз, считая, что в чем-то она все-таки бездарна, то скорее всего, у вас эффект Даннинга-Крюгера.

Хотя, если рассматривать его сугубо со стороны действительно талантливых людей, которые просто себя недооценивают, то все не так плохо (конечно, если вы в сомнениях не жжете свой второй том «Мертвых душ»), а вот если наоборот… то все достаточно печально.

Наверное, в каждой компании есть человек, который считает свое чувство юмора самым тонким и изысканным, вставляя при любом удобном случае очередную шутейку? А в ответ тишина, ибо ни черта не смешно, но комиком он себя считает от бога, только и приглашай на стендапы. Хорошо хоть, такие случаи происходят в узком кругу знакомых и все давно смирились с плоским юмором, но что, если семейной аудитории такому человеку становится мало и он отправляется покорять камеди-клаб?

С творческими людьми дела обстоят еще хуже. Просто не могу удержаться от примера, который созерцаю на каждом литературном вечере своего города. Вот где эффект Даннинга-Крюгера — так именно там, и в одном своем виде, и в другом.

Так уж случилось, что будучи любителем поэзии, мне доводилось посещать немалое количество литературных вечеров и, знаете, заядлым посетителем таких мероприятий, помимо меня, был один паренек, который при каждом удобном случае рвался прочесть свои творения. Насколько я могу быть объективной в данном деле (а объективности, как известно, не существует),  его стихотворения — уровень младшей школы, серьезно. Знаете, такие глагольные рифмы, на которые заканчивается каждая строка стихотворения, абсолютно одинаковые безвкусные темы и ритм частушек.

В общем, абсолютно любой, кто имеет хоть какое-то представление о поэзии, скажет, что парень, мягко говоря, пишет не очень. Однако, что я наблюдаю: ежемесячная рассылка сообщений в соц. сети а-ля «вступи в мою группу, там я выкладываю свои шедевры»; любой литературный вечер от него невозможно скрыть, он первый в списке участников и, знаете, вот эта самая гордость за сотню подписчиков в собственной группе и полнейшая уверенность в своем таланте. Грусть да и только. 

За свою ту же практику литературников довелось видеть и обратную сторону синдрома. Поэты с дрожащими руками и полнейшей неуверенностью в себе читают стихотворения, которые, несомненно, достойны похвалы и отрицательно качают головой, когда ты высказываешь им свое одобрение. Такие люди редко имеют свои группы в социальных сетях, да и в самих литературниках их заставляют принять участия друзья или близкие.

Тут вспоминается высказывание «талантам надо помогать, бездарности пробьются сами». Ведь так оно и есть, ибо люди, абсолютно не смыслящие в том или ином роде деятельности, почему-то считают себя профи и суют свои «знания» куда только их можно засунуть, а действительно осведомленные, творческие и умные люди в творческом кризисе рвут свои картины, сжигают стихотворения, отказываются от той или иной хорошей работы и очень занижают уровень своего мастерства.

На самом деле, примеров можно приводить кучу, это тот же YouTube, где пиарится каждый, кому не лень с бесполезными плоскими блогами, записями своих клипов, стендапов, умных мыслей и прочего-прочего-прочего. Большинство, однозначно, вполне осознано выставляют себя на посмешище (черный пиар — тоже пиар), но есть и такие, которые действительно считают себя талантом, пропуская мимо ушей негативные отзывы и слушая только мамино «ты самый талантливый умничка-заинька-кисонька».

Хотя, знаете, вполне можно сказать, что эффект Даннинга-Крюгера хоть раз, но одолевал каждого из нас. Начиная какое-то новое дело, мы всегда любуемся своим первым творением, будь то дизайн сайта, картина или стихотворение. В этом-то и заключается нюанс эффекта, что набираясь больше и больше опыта в одном деле со временем мы с улыбкой смотри на свою первую работу думая, как молоды и неопытны мы были и какие глупости мы могли писать, как неумело рисовали пропорции тела или как безвкусно совмещали цветовую гамму сайта.

Все это приходит с опытом, но все-таки нужно уметь найти тонкий баланс между любованием каждой своей работой и полным отторжением факта вашего умения. Помните выражение Сократа? «Я знаю, что ничего не знаю» — как по мне, это лучшая позиция, которой стоит придерживаться. И конечно, не забывайте прислушиваться к чужому мнению. Одобрение друзей — это, конечно, хорошо, но помните, самым объективным мнением является мнение совершенно незнакомого вам человека. И уж если вы получаете массу негативных отзывов о вашем стихотворении, то может стоит задуматься. И если уж не начать самосовершенствоваться, то попробовать свои силы в каком-нибудь другом русле. Контролируйте баланс самооценки, прислушивайтесь к чужому мнению и, надеюсь, эффект Даннинга-Крюгера не станет вашим спутником в дальнейших начинания и творениях.

Теги: історії

СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ

Нова книга Деббі Міллман
Історії

Нова книга Деббі Міллман

23 Лютого, 2022

Нова публікація під назвою Why Design Matters: Conversations with the World’s Most Creative People охоплює есе, фотографії, цитати та майже 60 інтерв’ю з шоу. Деббі Міллман — письменниця, дизайнерка, педагогиня, художниця та знавець подкастів — оголосила...

Читати даліDetails

Disabled Teddies: серія малюнків Дани Керлі позбавляє стигматизації інвалідності та хронічних захворювань

«Посланці» Ганса Гольбейна Молодшого: факти, які допоможуть вам зрозуміти їх

РЕКОМЕНДОВАНО

Інсайти

В Україні з’явиться каталог креативних індустрій

17 Червня, 2025
Інсайти

Effie Ukraine 2025: 93 шанси на визнання ефективності

25 Червня, 2025

БІЛЬШЕ МАТЕРІАЛІВ

Digital-набір піарника: від робочих додатків до джерел натхнення
Аналітика

Digital-набір піарника: від робочих додатків до джерел натхнення

30 Червня, 2025
Етика у дизайні: старт першого національного дослідження про професійні цінності українських дизайнерів
Аналітика

Етика у дизайні: старт першого національного дослідження про професійні цінності українських дизайнерів

26 Червня, 2025

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.