Какие проблемы принес бизнесу 2014 год?
Любой заказ, в нашей сфере, для клиента имеет инвестиционный характер. Пусть это даже не запуск нового бизнеса, а апгрейд сайта или ребрендинг. В нестабильное время бюджеты инвестирования сокращаются. Еще и ограничения со стороны государства добавляют масла в огонь. Весь предыдущий год мы складывали кубик Рубика с завязанными за спиной руками, стоя на одной ноге.
Как кризис повлиял на вас?
В основном – кризис ведет к оптимизации процессов… и толкает совершать смелые шаги в сторону развития за рубежом. Для активных компаний кризис – это большой набор шансов. Из двух вариантов “тихо умирать”, или “бежать вперед” – мы однозначно выбираем бежать вперед. Кризис заставляет быстрее думать, быстрее действовать и бороться. Мы однозначно стали сильнее и сплоченнее за этот период времени.
Как решаются проблемы?
Насущные проблемы не решить скидками и демпингом цен. Сейчас на рынке, кто смелее – тот и победит. Поэтому клиенту нужно обрисовать четко перспективы и предложить 100% проверенные и эффективные решения, и, конечно же, свести возможные риски к минимуму. Также, частенько, предлагаем дополнительные услуги бонусно.
Каким образом отразилась ситуация на прайсах, изменился ли приток клиентов?
С самого начала курсовых колебаний мы все ценообразования привязали к доллару. Вопрос не в том, что мы ищем сверхприбылей, а в том, что иначе мы не сможем адекватно рассчитать финансовую часть длинного проекта, например, рассчитанного на 6-8 месяцев. В противном случае появлялись бы дополнительные соглашения с курсовой разницей и бумажной волокитой. Прайс в долларах немного уменьшился, но не сильно. При фиксации услуг к доллару мы наблюдали интересную картину – пришло больше новых клиентов, чем ушло старых. Интересно, что сейчас 90% клиентов приходит с целью оздать сайт, фирменный стиль или сделать ребрендинг для выхода на зарубежные рынки.
Как трансформировался менеджмент за этот год?
Раньше мы работали по стандартной структуре – менеджеры проектов – арт-директора- дизайнеры – программисты… Но были две основные проблемы: первая – заказчики не получают квалифицированный полный ответ на свой вопрос от менеджера здесь и сейчас – пока вопрос докатится до специалиста – уходит время, вторая – менеджер, получив указания от заказчика, передает их через призму своего восприятия мира.
Если детально разобрать второй случай – несомненно, на встречу с заказчиком можно брать и менеджера и арт-директора, можно старшего программиста еще и пару-тройку дизайнеров с иллюстраторами. Но вопрос, для чего вообще в штате нужен менеджер? Именно этот факт и послужил перестройке.
Теперь под каждый долгосрочный проект мы формируем рабочую группу. У каждой рабочей группы есть свой руководитель, например, по проектам брендинга и дизайна – им может быть арт-директор или старший дизайнер, по программной части – IT директор. Отсутствие длинной цепочки буквально с первых дней позитивно отобразился на проектах. Конечно, у узкоспециализированных специалистов первое время были небольшие проблемы с коммуникацией с клиентами. Но проще программиста python научить писать еженедельные отчеты, отвечать на звонки и контролировать еще двух-трех коллег, чем научить хорошо ориентироваться в программировании талантливого менеджера проектов.
На какие зарубежные рынки и каким образом вы выходите?
Западные рынки привыкли к более узкой специализации студий. В брендинговом агентстве вряд ли сделают качественный сайт, скорее всего, это будет отдельное подразделение или другая компания. Наши клиенты привыкли, что практически весь спектр необходимых услуг может взять небольшое агентство. Там совершенно другая история, если агентство объединяет в себе несколько направлений – оно считается очень крупным. Из списка наших ближайших полноценных стартов – Польша, затем – Бельгия и Нидерланды или США и Канада. Наша первая цель – Польша, так как у нее достаточно большой и не перегруженный рынок, понятная структура рынка, предпочтения польских заказчиков. В ближайший месяц-полтора польский филиал заработает в тестовом режиме. Что касается формата, в котором будем продвигаться – конечно это более узкие и нишевые предложения. Направления и группы услуг будут урезаться. Начнем с более простых для коммуникации продуктов. Если, например рассмотреть разработку сайтов, то на польский рынок сначала выйдет проектирование, дизайн и программирование корпоративных сайтов, промо-сайтов, возможно лендинги. В разработку больших информационных порталов, сложных ЦРМ систем и тд. влезать смысла нет. Есть большие перспективы по направлению разработки вебсайтов в Бельгии. У каждой страны есть свои перспективы и свои возможности и преимущества.