Все, что было не со мной, помню…  Или как образуются ложные воспоминания

Психологам давно известно, что человеку можно навязать воспоминания о событиях, которые никогда с ним не случались. Обычно этот феномен исследуют с помощью простого эксперимента. Сначала испытуемому говорят, что ученых интересует, как люди вспоминают события из детства. После этого добровольцу дают список историй из его детства, якобы составленный одним из его родственников. Все истории в нем реальны, кроме одной — она придумана психологами. Затем исследователи просят человека максимально четко описать события из списка, и смотрят, насколько хорошо он вспоминает «подставную» историю из жизни. Как показывает практика, некоторые испытуемые действительно признают, что с ними происходило то, чего не было (хоть и не могут вспомнить подробностей), а некоторые даже начинают углубляться в детали.

Тем не менее, все психологи по-разному определяют, «прижилось» ли ложное воспоминание или нет. В то время как одни считают имплантацию успешной, когда человек просто признает, что помнит вымышленный эпизод, другие считают, что этого недостаточно. Поэтому авторы новой работы предложили собственный метод оценки, который учитывает не только слепую веру участника исследования в произошедшее (например, мы уверены, что нас кормили в младенчестве, хотя и не вспомним этого), но и красочность воспоминаний.

Исследователи выделили семь критериев оценки степени приятия ложного воспоминания: испытуемый признает, что помнит вымышленное событие; он соглашается, что это эпизод именно из его жизни (а не брата, например); он развивает воспоминание; у него возникает визуальный образ; появляется эмоциональная реакция; он не воспринимает событие критично. По этим шкалам, психологи проанализировали результаты восьми исследований, в которых приняли участие более 400 человек.

Выяснилось, что примерно половина испытуемых сообщала о том, что они в той или иной степени помнят вымышленные события. При этом у 30,4 процента добровольцев возникали так называемые устойчивые ложные воспоминания: они подтверждали, что с ними произошла придуманная история, а также могли «нарисовать» картинку. Еще 23 процента участников исследования признавали, что вымышленный эпизод из жизни реален.

По мнению исследователей, полученные результаты говорят о том, что ложные воспоминания должны серьезно изучаться. То, что более половины испытуемых верили в вымышленные психологами истории из жизни, ставит под сомнение многие привычные нам практики, например судебные допросы или психотерапию. Авторы работы также указывают на то, что ложные воспоминания можно вызвать не только у отдельных людей, но и у целых групп, в частности, сообщая в новостных программах по телевидению искаженную информацию.

Недавно американские ученые обнаружили, что упражнения на извлечение воспоминаний предохраняют память от негативного действия стресса. Улучшению запоминания, в свою очередь, способствует выполнение физических упражнений спустя несколько часов после обучения. Кроме того, исследователи показали, что женщины, чаще занимающиеся сексом, лучше запоминают абстрактные слова.

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

17 лютого в інноваційному парку UNIT.City відбулась презентація IP Guide для сфери інформаційних технологій. В ньому зібрані головні поради щодо ...

Безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe: Як українцям працювати на іноземних ринках

25 лютого о 10:00 відбудеться безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe, організований компанією Payoneer. Понад десять експертів в області бізнесу та ...

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED — без цукру і калорій

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED WATER — без цукру

Ми звикли грати із часом наввипередки, заглиблюватися в міські нетрі та скролити історії з життя. Ми давно орієнтуємось на місцевості ...

Coca-Cola переходить до пляшок з переробленого пластику

Coca-Cola Co. запроваджує використання в США виключно пляшок з переробленого пластику, що є значним зрушенням у стратегії сталого розвитку. Компанія ...

Сергій Кузьменко — новий керівний директор TWIGA Ukraine

З 2021 року керівним директором комунікаційної групи TWIGA Ukraine призначено Сергія Кузьменка, який до цього займав позицію стратегічного директора. Світлана ...

Cittart

В Україні з’явиться мистецька соціальна мережа та маркетплейс Cittart

Розробники проєкту називають його «мистецький Instagram». Дійсно, до формату саме цієї соцмережі найбільше тяжіють поціновувачі візуальних видів мистецтва. Засновники стартапу ...