Волки, собаки и люди: кто более склонен к рискованным решениям?

И людям, и животным периодически приходится принимать решения, связанные с риском. Как показали эксперименты Канемана и Тверски, если людям нужно выбрать между гарантированным небольшим вознаграждением (10 долларов) и 50-процентной вероятностью получить либо большее вознаграждение (20 долларов), либо никакого, участники эксперимента по большей части предпочитали не рисковать, выбирая «безопасную» опцию. Подобные эксперименты проводились и на животных, в основном на приматах, а также на нескольких видах птиц. Выяснилось, что на готовность к риску влияли разные факторы, в том числе индивидуальные особенности (смелость и агрессия), последствия принятого решения (возможность что-то приобрести или потерять) (12), пищевая стратегия вида (виды, промышляющие охотой, будут чаще идти на риск, чем травоядные или падальщики).

Для того чтобы понять, как склонность к риску зависит от пищевой стратегии вида млекопитающих (не приматов), авторы статьи решили исследовать представителей вида волков (Canis lupus) — волков и собак. Дело в том, что собаки выделились в отдельный подвид сравнительно недавно, между 15 и 30 тысячами лет назад, и сохранили те же поведенческие модели, что и волки — они живут в стаях, в которых существует стабильная иерархия. Однако пищевые стратегии у волков и собак кардинально различаются. Волки преимущественно охотятся, в то время как бродячие собаки предпочитают кормиться отбросами и падалью. Исследователи предположили, что с учетом этой разницы пищевого поведения волки будут чаще идти на риск, чем собаки.

Чтобы проверить гипотезу, ученые отобрали по семь взрослых волков и собак, выращенных в одинаковых условиях в австрийском Центре по изучению волков (Wolf Science Center), где животные живут в стаях, в условиях, близких к природным. И волков, и собак приучили делать выбор между двумя перевернутыми мисками, указывая на нужную миску лапой или носом. Под одной из мисок всегда находился безвкусный сухой корм, под другой — либо кусочек натурального мяса (пища, которую предпочитали и волки, и собаки), либо несъедобный камень того же размера. Предварительно животные усвоили, что под одной миской всегда находится «безопасная» опция, а под другой «рискованная», с вероятностью 50 на 50 — мясо или камень. Затем с каждой собакой и каждым волком провели по 80 экспериментов (по одному в день), в которых животное делало выбор. 

 

Оказалось, что волки шли на риск в среднем в 80 процентах случаев, а собаки — только в 58 процентах. «Дикие волки охотятся на больших копытных — рискованная стратегия не только потому, что охота часто заканчивается неудачей [вероятность удачной охоты составляет от 10 до 50 процентов], но и потому, что добыча может представлять собой опасность для охотников. В то же время бродячие собаки, которые составляют 80 процентов мировой популяции, кормятся преимущественно отбросами со стола человека, — это неограниченный ресурс. Так что собакам больше не нужно идти на риск в поисках пищи, и, возможно, это повлияло на их выбор», — заключает ведущий автор работы Сара Маршалл-Пещини (Sarah Marshall-Pescini).

Пищевые стратегии других животных также влияют на их склонность к риску. Так, исследование трех видов синиц, живущих в одном и том же ареале, но с разными пищевыми стратегиями, показало, что синицы, рацион которых по большей части состоял из насекомых, чаще шли на риск, чем представители другого вида, питающиеся семенами.

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED — без цукру і калорій

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED — без цукру і калорій

Ми звикли грати із часом наввипередки, заглиблюватися в міські нетрі та скролити історії з життя. Ми давно орієнтуємось на місцевості ...

Coca-Cola переходить до пляшок з переробленого пластику

Coca-Cola Co. запроваджує використання в США виключно пляшок з переробленого пластику, що є значним зрушенням у стратегії сталого розвитку. Компанія ...

Сергій Кузьменко — новий керівний директор TWIGA Ukraine

З 2021 року керівним директором комунікаційної групи TWIGA Ukraine призначено Сергія Кузьменка, який до цього займав позицію стратегічного директора. Світлана ...

Cittart

В Україні з’явиться мистецька соціальна мережа та маркетплейс Cittart

Розробники проєкту називають його «мистецький Instagram». Дійсно, до формату саме цієї соцмережі найбільше тяжіють поціновувачі візуальних видів мистецтва. Засновники стартапу ...

Concept Store_1

ПриватБанк і Mastercard відкрили перше в Україні цифрове банківське відділення у Києві

ПриватБанк та Mastercard відкрили в центрі Києва перше в Україні повністю цифрове банківське відділення — Concept Store. Воно працює без ...

Grammarly створила перший анотований GEC-корпус української мови і виклала його у відкритий доступ

Компанія Grammarly анонсувала створення та публікацію у відкритому доступі першого анотованого GEC-корпусу української мови. Компанія розробляє онлайн-сервіс на основі штучного ...