Американские исследователи спроектировали, построили и протестировали новую модель крыла, способную прямо в полете менять свою форму.
Инженеры из NASA и Массачусетского технологического института собрали такое крыло из тысяч треугольных компонентов, образованных крохотными, толщиной со спичку, распорками. Такая «кружевная» конструкция была затем покрыта тонким слоем полимера. Получившееся в результате крыло является практически пустым внутри. Такой механический метаматериал сочетает в себе жесткость полимера с легкостью и разреженностью аэрогеля. По словам инженеров, кубический метр такого «кружева» весит всего-то 5,6 кг.
Более того, такое крыло пассивно подстраивается под воздействующие на него силы, и секции крыла по-разному изгибаются на разных этапах полета, оптимизируя взлет, парение и посадку.
Николас Крамер, инженер NASA и автор проекта, пояснил: «Мы добились большей эффективности, заставив форму крыла меняться в зависимости от нагрузки и угла приложения силы. У нас уже был проект, позволявший делать это под руководством оператора, а теперь крыло сможет все проделывать само».
Бенджамин Дженетт, аспирант МТИ, рассказал: «Такому летательному аппарату можно будет придать любую форму. То, что до сих пор большинство их выглядело практически одинаково, как трубка с крыльями, просто позволяло сэкономить на производстве. А так-то это – не самая удачная форма».
Тестовые полеты в высокоскоростной аэродинамической трубе в Исследовательском центре Лэнгли прошли даже лучше, чем ожидалось. Дженетт также утверждает, что такая структура может использоваться не только для крыльев, но и, например, при изготовлении лопастей для воздушных турбин, чтобы их можно было собирать прямо на месте, а не заморачиваться с транспортировкой все более и более длинных элементов.