Установлено: забыть сложнее, чем запомнить

Американские ученые выяснили, что для эффективного забывания информации мозг тратит намного больше усилий при ее обработке, чем в том случае, когда информацию необходимо запомнить. Для этого они провели фМРТ-эксперимент, в ходе которого участников просили либо запомнить, либо постараться забыть определенные изображения.

Каждый день человек получает огромное количество новой информации, запомнить всю из которой он не в состоянии. Во избежание перегрузки памяти какие-то данные из нее бесследно стираются. Например, вы вряд ли вспомните, как выглядел человек, который ехал напротив вас в метро неделю назад, или все подробности разговора, который произошел с другом в тот же день. Это, однако, касается не всех воспоминаний: важные вещи и те моменты, которые связаны с сильными эмоциональными ощущениями, выкинуть из памяти очень сложно.

Разумеется, это плюс в том случае, если вам важно запомнить какой-то номер телефона или информацию, которая пригодится на экзамене. В то же время, легко представить и примеры «нежелательной» памяти — например, никак не удается забыть надоедливую песню или избавиться от болезненных воспоминаний, связанных с конкретным событием. Забывание в данном случае должно перейти из пассивного режима в активный и может занять много времени.

Ученые под руководством Трейси Вэнг (Tracy Wang) из Техасского университета в Остине решили экспериментально проверить, как на забывание определенной информации влияет активное изъятие и обработка воспоминаний из памяти. Для этого они провели фМРТ-эксперимент с участием 24 добровольцев. Во время эксперимента участникам показывали различные изображения: пейзажи, предметы и человеческие лица.

Во время первой части эксперимента участникам необходимо было распределить предметы по категориям: например, решить, мужское лицо или женское. Таким образом ученые измерили активность в вентральной части лобной доли, которая принимает участие в обработке информации. Далее уже знакомые картинки участникам показывали снова в течение трех секунд каждую, после чего на экране возникал фиксационный крест определенного цвета: черный крест означал, что участнику необходимо запомнить изображение, а желтый — что забыть. Наконец, в финальной части эксперимента участникам показывали изображения и просили отметить свою степень уверенности в том, что изображение знакомо, по четырехбалльной шкале.

Схема экспериментальной парадигмы

Ученые выяснили, что обработка изображений, которые необходимо было забыть, была связана с повышенной активностью в вентральной части лобных долей, а также в префронтальной коре, работа которой также регулирует обработку информации, поступающую по разным каналам органов чувств. Для тех объектов, которые необходимо было запомнить, активность этих участков была значительно (p < 0,001) ниже. Авторы, поэтому, пришли к выводу, что наиболее эффективное забывание подразумевает повышенную обработку целевого стимула: если ментальная репрезентация объекта в мозге достаточно стабильна, воспоминания о нем проще ингибировать.

Исследователи, тем не менее, точно не говорят о том, какая именно стратегия забывания — в том, что касается строго поведенческих методик — используется людьми. Она может быть разной для каждого человека, при этом повышенная активность мозга во время обработки этой информации присутствует, а, значит, помогает. Авторы, таким образом, приходят к выводу, что для избавления от нежелательных воспоминаний их не нужно подавлять, а наоборот, повысить уровень обработки. По этому принципу работают некоторые методы психотерапии (например, гештальт-психотерапия или первичная терапия), которые отмечают важность обработки нежелательных воспоминаний для полного избавления от их негативного влияния.

Источник

Заглавная иллюстрация: https://ua.depositphotos.com/

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

17 лютого в інноваційному парку UNIT.City відбулась презентація IP Guide для сфери інформаційних технологій. В ньому зібрані головні поради щодо ...

Безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe: Як українцям працювати на іноземних ринках

25 лютого о 10:00 відбудеться безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe, організований компанією Payoneer. Понад десять експертів в області бізнесу та ...

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED — без цукру і калорій

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED WATER — без цукру

Ми звикли грати із часом наввипередки, заглиблюватися в міські нетрі та скролити історії з життя. Ми давно орієнтуємось на місцевості ...

Coca-Cola переходить до пляшок з переробленого пластику

Coca-Cola Co. запроваджує використання в США виключно пляшок з переробленого пластику, що є значним зрушенням у стратегії сталого розвитку. Компанія ...

Сергій Кузьменко — новий керівний директор TWIGA Ukraine

З 2021 року керівним директором комунікаційної групи TWIGA Ukraine призначено Сергія Кузьменка, який до цього займав позицію стратегічного директора. Світлана ...

Cittart

В Україні з’явиться мистецька соціальна мережа та маркетплейс Cittart

Розробники проєкту називають його «мистецький Instagram». Дійсно, до формату саме цієї соцмережі найбільше тяжіють поціновувачі візуальних видів мистецтва. Засновники стартапу ...