Три недели в Китае или кто реальный конкурент Кремниевой долины

«После того, как в 2014 году я продал свой стартап Shopkick корейской компании SK Planet и ещё год оставался его генеральным директором, я собрал сыновей и жену, и мы на три недели отправились в Пекин, Шэньчжэнь и Гонконг, надеясь лучше понять стартап-индустрию Китая, его предпринимателей и инвесторов. Я несколько лет не был в Китае, хотя 12 лет назад чуть не переехал туда, и мне было любопытно, что я увижу. Я встретился с представителями десятков стартапов, с десятками инвесторов, предпринимателей и бизнес-ангелов», — пишет Рёдинг. Встречи произвели на него воодушевляющее впечатление, и он проанализировал, чему Кремниевая долина может научиться у Китая.

В ближайшие 10 лет единственным конкурентом Кремниевой долины будет Пекин

«Пекин — это не просто хорошая площадка для стартапов, которая станет интересной через несколько лет. Это уже сейчас высшая лига. Стартапы могут быстро масштабироваться — на внутреннем рынке Китая есть 1,3 млрд потребителей, что вчетверо больше населения США или Европы. В США смартфонами пользуются 190 млн человек, а в Китае — 530 млн, а через три года это число составит 700 млн. Наличие большого рынка само по себе не гарантирует особых условий для развития стартапов — они обусловлены его сочетанием с чрезвычайно быстрым усвоением потребителями новых сервисов, духом предпринимательства и стремлением местных бизнесменов к масштабу», — рассказывает Рёдинг.

В Китае дела делаются быстрее, чем в Кремниевой долине

Предприниматель пишет, что в Китае новые мобильные приложения становятся массовыми даже быстрее, чем в США. «Большие стартапы здесь создаются за 3-5 лет, а в Штатах — за 5-8 лет. Предприниматели, которые пытаются ухватиться за успешную идею, стараются переиграть друг друга как можно быстрее. Баланс между работой и жизнью в китайских стартапах отсутствует. Встречи можно назначать в любое время — буквально. Моя встреча с Хьюго Барра, который управляет международной экспансией Xiaomi была назначена на 23 часа, но из-за других встреч состоялась только в полночь. При этом в 6:30 утра Хьюго должен был улететь по делам», — вспоминает автор.

Мнение о том, что китайцы клонируют западные стартапы, устарело

«Да, клонируют там, где это возможно. Но возможности для клонирования практически исчерпаны — успешные идеи уже закончились. К тому же, “клоны” часто терпят неудачу из-за отличий поведения местных потребителей. В Китае клонирование это только начало пути, но не его конец», — пишет Рёдинг. В пример он приводит китайскую компанию Meituan, которая оценивается в $20 млрд долларов. Она — как и сотни других компаний — начиналась с попытки повторить успех Groupon в 2010 году. В отличие от других стартапов, Meituan преуспела, потому что довольно быстро стала развиваться по совсем другой модели, отличной от Groupon.

Китай — источник инноваций

«Китайские предприниматели абсолютно прагматичны. Они ищут кратчайший путь к успеху. Когда клонирование исчерпало свои возможности, таким путём стали инновации. Возьмём для примера потребительских дронов. В основе тут лежат “железо” и программное обеспечение. Звучит как история для Кремниевой долины, верно? Но 70% мирового рынка потребительских дронов контролирует компания DJI из Шэньчжэня.

На создание инноваций нужно больше времени, чем на клонирование. В Пекине я встречался с молодым кандидатом наук, который на протяжении трёх последних лёт во главе группы из шести человек и почти без финансирования разрабатывал 60-киловаттный электродвигатель для машин и роботов весом в 13 килограммов. Обычные двигатели такой мощности весят 58 килограммов. Он показал мне свою разработку в багажнике машины на подземной парковке», — пишет предприниматель.

Чего не хватает китайским стартапам

«Нынешнее поколение китайских предпринимателей слишком увлечено деньгами и желанием быстро разбогатеть. Это не лучшая мотивация, если дела идут не так, как было запланировано — особенно если речь об инновационных стартапах. Но такое отношение, кажется, уходит в прошлое со вступлением в жизнь нового поколения предпринимателей, которые успели вырасти в семьях среднего класса, и быстрое обогащение не является для них главной целью. Помимо этого, китайским стартапам не хватает знаний об управлении разработкой высококачественных продуктов параллельно с быстрым ростом. Точнее, как одновременно справляться и с тем, и с другим.

 

Ещё одна слабость китайских стартапов — недостаток знаний о быстром и эффективном выходе на внешние рынки. Помимо культурного и языкового барьеров, наличие огромного внутреннего рынка располагает к тому, чтобы пренебречь международной экспансией», — отмечает Рёдинг.

Кремниевая долина слишком самодовольна

«Меня очень впечатлили китайские предприниматели: их дух, скорость, самоотдача, дружелюбие. Мне понравилось, что у них нет особых претензий, понравилась их самобытное отношение к бизнесу. В чём-то Кремниевая долина зажралась: это и офисы стартапов, и атмосфера закрытого клуба. Да, у Китая есть серьёзные проблемы — от свободы слова до нечестной конкуренции. Тем не менее, многому у Китая стоит поучиться. Люблю ли я Кремниевую долину и родную Германию? Конечно. И поэтому так важно посмотреть за их пределы, и вернуться домой со свежими идеями. В конце концов, предпринимательство и наука приближают будущее повсюду: в США, Европе, Китае», — подытожил Рёдинг.

Теги:

Український Маркетинг Форум

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Виплати українським IT-компаніям від іноземних клієнтів зросли на 32%

Міжнародна платформа Payoneer поділилась результатами діяльності українців на міжнародних ринках за перший квартал 2021 року. Відтак найбільші виплати від іноземних ...

Сім основних екоматеріалів, якими послуговуються дизайнери, створюючи екологічні продукти

Нещодавні дослідження показали, що створені людиною матеріали вже перевищують за вагою всю сумарну живу біомасу планети. А дизайнери зараз дедалі ...

Спецпроєкт BAKOTECH про дівчат в IT: погляд зсередини

22 квітня відзначається День дівчат в IT. До цього дня спеціалісти з BAKOTECH випустили на YouTube-каналі невеликий спецпроєкт про роль ...

Спікери з TikTok, Netflix і Google розкажуть про те, як бізнесу вийти на міжнародний рівень

14 травня підприємці та топ-менеджери глобальних компаній зберуться на онлайн-конференції PM GO: Go global! Міжнародних компаній стає дедалі більше. Ще ...

Вуглецевий калькулятор від Mastercard дозволить споживачам визначити свій вплив на довкілля

Mastercard спільно зі шведським фінтех-стартапом Doconomy розробили систему підрахунку вуглецевого сліду для користувачів карток Mastercard. Чи шкодить екології ваша покупка? ...

15 квітня відбудеться Конференція з ІТ-права #ubaITconf

Якщо ви хочете зрозуміти, як працює український ринок юридичних послуг для ІТ-бізнесу, якщо прагнете знайти ділових партнерів, професійних співробітників чи ...