Сами породили – сами и убили

Стартапы зачастую вспыхивают ярко и быстро, как метеоры. И, к сожалению, иногда так же быстро затухают. Стартап FOBO — мобильное приложение для iPhone по продаже б/у-гаджетов в онлайне — сумел запуститься за три недели (!), выйти на оборот в миллионы долларов за пару месяцев и закрыться спустя девять месяцев. Его история настолько же интересна, насколько и поучительна. 

Идея стартапа Райана Микла и Эда Макмануса была в том, чтобы запустить суперпростое мобильное приложение для продажи вещей. У всех есть что-то ненужное, что хотелось бы продать. Но не всем охота тратить время на исследование и выставление цены, общение по почте с десятками покупателей, организацию доставки и т.д. Так что сооснователи придумали такую модель: вы размещаете товар на FOBO, сервис дает ему оценку и гарантирует, что товар продастся за 97 минут. Цену на товар определяют, исходя из средних продаж на eBay. Затем проводится небольшой аукцион. Но если товар так никто и не купил, сам сервис выкупает его за стартовую цену и занимается перепродажей. За продажу взимается комиссия в 15% (учитывая примерно 3%-ную комиссию с карточных платежей, стартап зарабатывал по 12% с каждой транзакции).

Presto-запуск

FOBO запустился в январе прошлого года в Сан-Франциско, к тому времени уже подняв $1,6 млн от Index Ventures, Greylock, Y Combinator и других видных инвесторов (в марте стартап получил еще $1 млн инвестиций). В бета-тесте модель работала хорошо: за считанные месяцы перед запуском сервису удалось продать 92% из размещенных товаров (в бете участвовало около 1000 пользователей).

История разработки проекта почти невероятная: первую версию (MVP) основатели выкатили за три недели. Как это получилось? Никто не тратил времени на обсуждение цветовых градиентов. Каждая функция разрабатывалась за пару дней, никаких длинных циклов разработки. Два дня отводилось даже на такие важные вещи, как p2p-платежи. Первая версия запускалась без автоматических платежей: все платежи проводились вручную через PayPal. Где только это было возможно, использовался старый код. Никакой backend-разработки, весь фокус — на функциях для пользователей.

Сооснователи уже пробовали запустить нечто подобное в 2012 году — сервис по продаже б/у-вещей Yardsale — над ним они работали в программе Y Combinator

Основатели пытались сделать все, чтобы первые пользователи были в восторге от сервиса. Райан поместил номер своего мобильного в само приложение и во все рассылки. «Когда я отчитался о баге и не ответил на письмо, они пытались связаться со мной несколько раз, в том числе — по SMS, пока баг не пофиксили», — вспоминает один из бывших пользователей проекта и друг Райана.

Проект полюбился отраслевой прессе, что немудрено: журналисту TechCrunch в ходе теста сервиса удалось, например, за пару часов продать гаджетов на $100. После нескольких месяцев после запуска, в марте прошлого года, стартап подобрался к месячному обороту в $1 млн. На то время он рос по сделкам на 10% в неделю.

Закрытие

Согласно анализу на Telegraph Research, стартап должен был бы добраться до прибыльности в сентябре 2014 года. Но 24 сентября в блоге компании была опубликована запись FOBO fades off into distance — своеобразный способ попрощаться с пользователями. «Ничто не вечно, даже хорошие вещи, такие как FOBO», — говорится в прощальном письме.

Причину закрытия объясняют так: «Когда мы строили FOBO, мы надеялись предложить пользователям скорость и удобство по типу iCracked или Gazelle, но вместе с тем, более высокие цены, чем на Craigslist или eBay. Но, говоря честно, мы не уверены, что смогли добиться чего-то большего, чем незначительное улучшение пользовательского опыта продажи. Мы помогли нескольким тысячам продать свою электронику, а остальные продолжили использовать то же, чем пользовались до этого. Конечно, мы не можем не попенять на невероятно болезненный опыт по нахождения покупателей для нежеланных товаров по установленной цене».


Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Трансформації бізнесу, кризовий менеджмент та комунікації. Онлайн-конференція CASES

Коронакриза змінює все: бізнеси, попит, комунікації. Сьогодні трансформації мислення, підходів, бізнес-моделей та створення нових стратегій стають як ніколи актуальними. Онлайн-конференція ...

AIR Influence MeetUp для бизнесменов: как сделать YouTube-канал win-win

25 июня на втором AIR Influence MeetUp речь пойдет об успешных кейсах, трендах платформы и ее актуальных возможностях. А также ...

Тренди е-commerce: дослідження від Factum Group Ukraine та OLX

Найбільше цієї весни купували одяг, комп’ютери та телефони, в той час як продавали дорослий і дитячий одяг та автозапчастини. 44% ...

Microsoft та EPAM допомагають організаціям покращувати бізнес-процеси завдяки технологіям

Компанії Microsoft та EPAM оголосили про запуск найбільшої навчальної програми Azure для IT-спеціалістів з Центральної та Східної Європи. Microsoft Corp. ...

Каждый рожден креативным лидером. Ваче Давтян об энергии лидерства и воспитании креативности

Что нужно для того, чтобы стать креативным лидером в бизнесе? Какова роль креативности в процессе формирования личности-лидера? Ваче Давтян знает ...

New Brew. Група Компаній «Нові Продукти» виходить на масовий ринок пива

Група Компаній «Нові Продукти» повідомляє про запуск нового напряму діяльності — виробництва пива. З цієї нагоди в місті Жашкові Черкаської ...