Почему мы очеловечиваем котиков и гаджеты

Антропоморфизм — это приписывание неодушевленным предметам, живым существам и явлениям природы человеческих свойств и качеств. Психологические исследования показывают, что склонность к «очеловечиванию» вещей может быть характерна для лиц, страдающих от социальной изоляции. Так, ученые обнаружили, что одинокие люди порой наделяют различные гаджеты, такие как «убегающий» будильник Clocky, свободой воли и сознательностью. Однако не было доказано экспериментально, что ослабление чувства одиночества и «оторванности» от общества будет способствовать отказу от антропоморфизма.

Ученые из Мичиганского университета решили проверить эту гипотезу в новой работе, проведя онлайн-исследование с участием 178 добровольцев. Испытуемые заполняли анкету, состоявшую из нескольких тематических блоков. В первую часть опросника были включены классические психологические тесты, оценивающие потребность человека в социальных отношениях, степень его одиночества, стремление избегать близких взаимоотношений, социальную тревожность («я беспокоюсь, что другие люди не будут заботиться обо мне так же, как я о них») и уровень самооценки. В следующем блоке анкеты одной группе испытуемых было предложено подумать о дорогом им человеке и выполнить несколько заданий, направленных на уменьшение чувства социальной изоляции. Например, участники исследования представляли, как они будут себя ощущать рядом с близким человеком, и в нескольких предложениях описывали свои эмоции. Другая группа добровольцев (контрольная) выполняла те же задания, но они думали уже не о близком человеке, а о простом знакомом.

После этого испытуемые читали описание четырех гаджетов, включая уже упомянутый будильник Clocky, и оценивали, насколько этим предметам присущи некоторые характерные для человека черты (например, наличие собственного мнения). Участников исследования также просили выбрать из данного им списка качеств те, которые хорошо описывают их домашнего питомца или любое знакомое животное. Эти задания помогали определить склонность добровольцев к антропоморфизму.

 

Результаты исследования подтвердили связь между социальной изоляцией и стремлением «очеловечивать» неодушевленные предметы и животных. Кроме того, ученым удалось обнаружить и обратную корреляцию: участники опроса, которые думали о близких им людях, приписывали гаджетам и питомцам человеческие качества реже по сравнению с теми, кто думал о просто знакомых. При этом стремление к антропоморфизму оказалось связано с социальной тревожностью (особенно у женщин) в значительно большей степени, чем с одиночеством или избеганием близких отношений. По мнению авторов работы, это свидетельствует в пользу того, что люди с помощью антропоморфизма пытаются удовлетворить потребность в тесном общении с окружающими.

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

17 лютого в інноваційному парку UNIT.City відбулась презентація IP Guide для сфери інформаційних технологій. В ньому зібрані головні поради щодо ...

Безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe: Як українцям працювати на іноземних ринках

25 лютого о 10:00 відбудеться безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe, організований компанією Payoneer. Понад десять експертів в області бізнесу та ...

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED — без цукру і калорій

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED WATER — без цукру

Ми звикли грати із часом наввипередки, заглиблюватися в міські нетрі та скролити історії з життя. Ми давно орієнтуємось на місцевості ...

Coca-Cola переходить до пляшок з переробленого пластику

Coca-Cola Co. запроваджує використання в США виключно пляшок з переробленого пластику, що є значним зрушенням у стратегії сталого розвитку. Компанія ...

Сергій Кузьменко — новий керівний директор TWIGA Ukraine

З 2021 року керівним директором комунікаційної групи TWIGA Ukraine призначено Сергія Кузьменка, який до цього займав позицію стратегічного директора. Світлана ...

Cittart

В Україні з’явиться мистецька соціальна мережа та маркетплейс Cittart

Розробники проєкту називають його «мистецький Instagram». Дійсно, до формату саме цієї соцмережі найбільше тяжіють поціновувачі візуальних видів мистецтва. Засновники стартапу ...