• Про проєкт
  • Контакти
  • Логін
CreativityUA - Official CIAU Media
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
  • Ідеї
  • Інсайти
  • Ремесло
  • Бізнес
  • Люди
  • М’язи
  • Тренди
  • Натхнення
  • Більше
    • Всі новини
    • Відео
    • Спецпроєкти
      • LIONS Live
      • Креативний дайджест
      • Cannes Lions 365
      • Філософський Сад
      • Комунікації для культурних менеджерів
      • Знакові проєкти України
Немає результатів
Переглянути всі результати
Creativity Ukraine
Головна Бізнес та Інновації

Планетарная модель системного образования

1 Грудня, 2014
Час прочитання: 1 хв.
A A
Планетарная модель системного образования
Share on FacebookShare on Twitter

 Что если сразу осветить все пространство и дать возможность увидеть комнату целиком, изучая в дальнейшем наиболее интересные участки во взаимосвязи со всем остальным? Окружающий мир, любая его система имеют пространственную «планетарную» модель. Потому каждый при своем перемещении может выбрать собственную траекторию.

 

Идея непрерывного образования становится все актуальнее. Это, с одной стороны, непрерывность осознания, осмысления себя в окружающем мире, а с другой — создание условий, стимулирующих, мотивирующих постоянную потребность в образовании и возможность ее удовлетворения.

Продолжением принципа непрерывности образования является актуальное сегодня требование его опережающего характера как образования на перспективу, которое не может быть не непрерывным. Оно непрерывно опережает время, забегая чуть-чуть вперед, учитывая тенденции. Оно предполагает умение анализировать, прогнозировать, проектировать, развивая собственный интеллект, энергию, волю.

Работа с содержанием учебной дисциплины для каждого преподавателя — наиболее важный элемент профессиональной деятельности. Актуальность ее повышается в современных условиях. Если раньше кафедра разрабатывала программы, действующие несколько лет, а преподаватель имел возможность, разработав тему, спокойно пользоваться своими лекциями из года в год, то сейчас все изменилось. Дисциплины то укрупняются, то дробятся, приходится составлять новые программы.

В системе дополнительного профессионального образования и того интереснее: преподаватель должен выполнять заказ слушателей на актуальные знания. Он хороший экономист, маркетолог, бухгалтер, юрист — вот его и пригласили почитать лекции. А чего ж не почитать?! Если вместе с тем взять на себя ответственность за качество усвоения информации студентами, слушателями, за их профессиональную подготовку, то не всякий за эту работу возьмется.

Современное образование предполагает ряд конкретных задач, решаемых в работе с содержанием образования.

1. Формирование самостоятельности обучающегося, умения принимать решения в конкретных ситуациях, брать на себя ответственность за результат собственной деятельности. Это выдвигает требования к учебному процессу: обеспечить тренировку, упражнение в этих качествах. Стало быть, содержание должно быть структурировано так, чтобы дать возможность самостоятельного выбора, индивидуального продвижения и самооценки результата. Это возможно, если программа представлена не в виде тоннеля, по которому только одна траектория — «вперед и прямо», а в виде «планетарной структуры» — так, как устроен мир. Выбирай, поворачивайся, самоопределяйся, принимай решения, доводи процесс до результата и будь ответственным за него.

2. Преодоление стереотипа «поставить перед обучающимся цель», который прочно поселился в профессиональном сознании преподавателей. Если поставили, то и стоит, никого не волнуя, как все чужое. Сегодня образовательные технологии предполагают выращивание цели в синергийном взаимодействии преподавателя и обучающегося. Каждый элемент содержания, каждая доза оформляются в модуль, плавно соединяя новую информацию с опорными знаниями в процессе совместных действий.

3. Репродуктивная подача информации для усвоения ее с помощью механизмов внимания, восприятия, памяти и репродуктивного мышления. Такая модель работы с содержанием не способствует развитию интеллекта, хотя формирует информационную базу для него, называемую памятью. Потому мы так здорово отгадываем кроссворды и теряемся в нестандартных профессиональных ситуациях, где востребовано продуктивное мышление. Такое мышление может развиваться только если в учебных технологиях осуществляется тренинг на создание продуктивного содержания, т.е. порождается продукт — мысль. Мысль рождается в поисках связей, а связи — в системах. Строгая систематизация содержания, его представление в виде матриц, таблиц способствует созданию условий для продуктивного мышления.

4. Традиционное российское образование с трудом преодолевает путы отождествления с обучением. Приходит прозрение, что одной из составляющих образовательного процесса является процесс развития. От его технологии зависят особенности мышления, тип общения, характер деятельности. Все больше признается, что методы должны быть организационно-деятельностными, должны развивать способности мыслетехнические, коммуникационные и рефлексивные. Увеличение часов на самостоятельную работу студентов предполагает такую ее организацию, при которой студенты будут самостоятельно информацию подбирать, структурировать, перерабатывать под конкретные ситуации, использовать для решения профессиональных проблем.

5. Постоянное «натаскивание» обучающихся на самооценку полученного результата. Старый стереотип увлечения процессом, усвоенный студентом за 5-6 лет, оказывает ему плохую услугу в его профессиональной деятельности. Ответственность любого специалиста в деятельности распространяется и на процесс, и на результат. Хорошим тренингом для реализации этой задачи является рейтинговая система оценки знаний. Составленный преподавателем совместно с обучающимися «прейскурант» видов учебной деятельности с баллами за каждый из них используется как вознаграждение за сделанную работу. Нормальная модель «заработал — получил» приучает к заинтересованности в труде, прививает уважение к технологичности и эффективности своих действий, в том числе и учебных.

Современные требования к структурированию содержания

1. Системность. Содержание образования — это часть информации об окружающем мире. Это часть внешней информации, предназначенная стать внутренним знанием. Внешний мир состоит из систем, информация о них — тоже информационная система. Системное представление образования предполагает выявление системообразующей и ее расчленение на составные части (элементы системы, подсистемы), каждая из которых рассматривается как новая система.

2. Сопряженность. Системы внешнего мира взаимосвязаны. Информация о внешнем мире состоит из информации о системах и о связях между ними и внутри них. Описание взаимосвязей превращает информацию в поток, т.е. плавное перетекание одной дозы информации в другую. Сопряженность содержания учебного материала позволяет решить проблему разобщенности учебных дисциплин. Умение рассматривать их блоком, четко различая общее и особенное в них, повышает эффективность образовательной деятельности. Сопряженность — это плавный переход от одного элемента системы к другому, от общего к частному, обеспечивающий индивидуальную траекторию продвижения.

3. Целостное восприятие и представление всего объема информации учебного курса. Устоявшуюся модель подачи учебного материала можно сравнить с размещением обучающихся в полной темноте, где стоящий за трибуной преподаватель день ото дня освещает лучом прожектора части комнаты, и полностью светлой она будет перед экзаменом. Что если сразу осветить все пространство и дать возможность увидеть комнату целиком, изучая в дальнейшем наиболее интересные участки во взаимосвязи со всем остальным?

4. Непрерывность обеспечивает преодоление мозаичности в работе с содержанием, которой чревато механическое деление содержания на части — использование блоков, не оформленных в модули. Решение проблемы фрагментарности в подаче информации является важным для обеспечения организованности мышления, сознания.

5. Возможность выбора индивидуальной траектории продвижения в образовании. Окружающий мир, любая его система имеют пространственную «планетарную» модель. Потому каждый при своем перемещении может выбрать собственную траекторию. В образовании это является типичным массовым затруднением для преподавателей и обучающихся. Информации о «планетарных» моделях окружающего мира стараются придать модель трубы, тоннеля, по которым перемещаться можно только вперед и прямо. Выбор направления отсутствует. Можно только перегнать или отстать (что тоже не одобряется, так как создает дополнительную нагрузку преподавателю). Поэтому студентов либо тормозят (наиболее активных), либо подгоняют (менее активных). Неосознанное нивелирование, стремление к общему направлению и темпу — не лучшие факторы для обеспечения индивидуального развития. Если содержание представлено в «планетарной» модели, то в ней можно выбрать свою траекторию продвижения. «Планетарная» модель построения содержания является гибкой и динамичной. Это позволяет обеспечить индивидуальную траекторию продвижения, индивидуальную скорость и максимальную самостоятельность.

6. Актуализация содержания. Если студент (слушатель) не понимает, для чего ему та или иная информация, где и как она ему пригодится, то усвоения не происходит. На некоторое время информация задерживается в памяти, не становясь знанием, и утрачивается. Если же образовательные технологии предусматривают актуализацию (понимание актуальности, важности, значимости), то усвоение информации мотивировано, результативно.

7. Технологичность учебного процесса. Предлагаемый обучающимся алгоритм изучения содержания включает последовательность процедур. Их выполнение воспитывает уважение к технологичности труда: сначала учебного, а впоследствии — профессионального. Работа по алгоритму не является рутинной. Она включает многообразие методов консультирования, отбора и оформления информации, самооценки, способствуя творчеству.

8. Обеспечение продуктивного мышления. Усвоение информации небольшими дозами осуществляется как приращение к ранее усвоенной информации, ставшей собственным знанием. Каждая новая доза информации (если она воспринимается осознанно) требует ответов на вопросы об усвоении: для чего? что? как? Ответы на них нигде не записаны. Они у каждого индивидуальны и являются продуктом собственного мышления. Связь новой информации с ранее усвоенной также способствует продуктивному мышлению. Наконец, самым ценным результатом мышления являются собственные мысли, рожденные в поисках связей между элементами изучаемых систем, подсистем. Они являются новым знанием, творчеством и позволяют пережить состояние инсайта. Таким образом, содержание образования делится на репродуктивное (взял готовенькое и положил в память) и продуктивное (произвел сам интеллектуальный продукт, сопровождаемый позитивным эмоциональным состоянием). Это тренинг в человеческом, в творчестве.

9. Обретение навыков коммуникативной деятельности в групповой работе. Как известно, репродуктивное содержание (для усвоения ключевых слов) и продуктивное (для оформления мыслей в тезис) требуют проговаривания. Условия для проговаривания создаются при работе в малых группах. При модульном структурировании и индивидуальном продвижении предполагается оформление результатов своей работы и подготовка сообщения.

10. Развитие навыков рефлексивной культуры. Если человек сам принимает решение, он готов брать на себя ответственность за его выполнение. Осознание собственного результата — это ответственность за него и за процесс достижения. Модульная система обучения создает условия для самооценки, самоанализа, для сопоставления своих результатов с результатами других, что способствует овладению технологией рефлексии.

11. Деятельностный подход обеспечивается возможностью самоопределения, самостоятельностью в принятии решения, создаваемой условиями выбора. Выбор начала продвижения (элемента рассматриваемой системы), выбор направления продвижения — это тренинг свободы и самостоятельности. Таким образом усваивается модель эффективной деятельности:

  • самоопределяюсь (сам принимаю решение и беру на себя ответственность за результат);
  • соблюдаю правила, нормы, критерии деятельности;
  • владею способами деятельности — способен(а) работать с информацией, развиваю способности: мыслетехнические, коммуникативные, рефлексивные;
  • оцениваю результат, сопоставляю с прогнозируемым результатом, т.е. целью, выявляю причины несоответствия.

12. Принцип субъектности. Выполнение всех вышеперечисленных требований предполагает субъект-субъектные отношения между преподавателем и обучающимся. Степень достижения субъектной позиции обеспечивает ответственность за себя, собственную жизнедеятельность, активность, успех и благополучие. Это один из критериев качества образования, которое по современным понятиям определяет качество жизни.

 Автор: Maйя Тимофeeвна Гpoмкoва, профессор, действительный член Акaдeмии педагогических и социальных наук, председатель научно-методического совета по проблемам образования взрocлых Министерства обpaзования РФ.

Теги: історії

СХОЖІ ПУБЛІКАЦІЇ

Нова книга Деббі Міллман
Історії

Нова книга Деббі Міллман

23 Лютого, 2022

Нова публікація під назвою Why Design Matters: Conversations with the World’s Most Creative People охоплює есе, фотографії, цитати та майже 60 інтерв’ю з шоу. Деббі Міллман — письменниця, дизайнерка, педагогиня, художниця та знавець подкастів — оголосила...

Читати даліDetails

Disabled Teddies: серія малюнків Дани Керлі позбавляє стигматизації інвалідності та хронічних захворювань

«Посланці» Ганса Гольбейна Молодшого: факти, які допоможуть вам зрозуміти їх

РЕКОМЕНДОВАНО

Маркетинг і Комунікації

Оголошено переможців конкурсу Ukrainian Design: The Very Best Of 2025

2 Червня, 2025
Інсайти

Effie Ukraine 2025: 93 шанси на визнання ефективності

25 Червня, 2025

БІЛЬШЕ МАТЕРІАЛІВ

Digital-набір піарника: від робочих додатків до джерел натхнення
Аналітика

Digital-набір піарника: від робочих додатків до джерел натхнення

30 Червня, 2025
«Доставка краси»: dzvinko, 4Face та EVA.UA запустили ініціативу підтримки захисниць України
Відповідальність

«Доставка краси»: dzvinko, 4Face та EVA.UA запустили ініціативу підтримки захисниць України

24 Червня, 2025

Про медіа

CreativityUA – ми пишемо про креатив, що трансформує бізнес, змінює людину та розвиває суспільство. Надаємо можливість брендам та особистостям ділитись досвідом та цікавою інформацією. Тримаємо в курсі важливих новин креативних індустрій і надаємо майданчик для поширення свіжих думок.

Тематичні напрями

  • Творчість і дизайн
  • Бізнес та Інновації
  • Маркетинг і Комунікації
  • Культура і Життя
  • Наука і Технології
  • Розвиток і Ефективність
  • Суспільство та Держава
  • Фестивалі та можливості
  • Відповідальність

Контакти

Відділ реклами

Імейл редакції

+380 44 221 6131

Новини Каннських Левів в Україні

Cannes LIONS 365  |  LIONS Live

Подкаст Creative Digest

Soundcloud  |  Apple Podcasts |  Google Podcasts

Ми у соцмережах

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Політика конфіденційності

З поверненням!

Увійдіть з логіном Facebook
Увійдіть з логіном Google
OR

Увійти в обліковий запис

Забули пароль?

Відновіть свій пароль

Будь ласка, введіть своє ім'я користувача або адресу електронної пошти, щоб скинути пароль.

Увійти
Немає результатів
Переглянути всі результати
  • РУБРИКИ
    • Ідеї
    • Інсайти
    • Ремесло
    • Бізнес
    • Люди
    • М’язи
    • Тренди
    • Натхнення
  • ТЕМАТИКА
    • Маркетинг і Комунікації
    • Бізнес та Інновації
    • Творчість і дизайн
    • Культура і Життя
    • Розвиток і Ефективність
    • Наука і Технології
    • Суспільство та Держава
    • Фестивалі та можливості
  • СПЕЦПРОЄКТИ
    • Cannes Lions 365
    • LIONS Live
    • Креативний дайджест
    • Філософський Сад
    • Комунікації для культурних менеджерів
    • Знакові проєкти України
  • ТИП МАТЕРІАЛУ
    • Новини
    • Добірки
    • Історії
    • Точка зору
    • Інтерв’ю
    • Аналітика
    • Відео
    • Події

© 2021 CreativityUA | Офіційне медіа Асоціації Креативних Індустрій України | CIAU

Цей вебсайт використовує файли cookie. Продовжуючи користуватися цим вебсайтом, ви даєте згоду на використання файлів cookie. Відвідайте сторінку Політика конфіденційності.