Ни одна другая технология не «рисовала» столь огромное количество перспектив и сценариев «золотого будущего», как блокчейн – решение для децентрализованного, безопасного хранения данных транзакций. Но что на практике? Как технология блокчейн может реально порадовать вашу бабушку, помочь онлайн-продвижению продукта, либо повлиять на продажи клиента?
Подробно о месте блокчейна в современной жизни и бизнесе рассказывает Alex Turtschan, директор направления Digital Strategy Plan.Net.
Ваша бабушка и блокчейн: Что это? Это то же самое, что биткойн?
Не совсем, дорогая бабушка! Blockchain – это технология, которая, помимо прочего, обеспечивает основу для нефизических валют, таких как Биткойн. Проще говоря, blockchain (блок+цепь) – это расширяемый список записей данных, которые расположены в блоках. Дорогая бабушка, представьте себе поезд, который с течением времени получает все большее и большее количество вагонов. Каждый из вагонов – это процесс транзакции платежа в случае Биткойна, которые записываются в хронологическом порядке. Причем, этот набор «вагонов» хранится не в одном месте, а на разных компьютерах, что гарантирует высокую безопасность данных.
Биткойн – это цифровая платежная система, которая основана на технологии блокчейн. Чрезвычайно безопасный и простой в использовании, Биткойн управляется без банка потому, что платежные операции происходят в сети, в которой можно сотрудничать.
Несмотря на то, что в теории это звучит хорошо, на практике есть несколько существенных недостатков. Так, чтобы получить доступ к Биткойнам, необходимо собственное онлайн-бюро. К сожалению, абсолютная защищенность от хакерских атак также пока под вопросом. Ну и то, что вас может расстроить, дорогая бабушка, – это очень ограниченное количество вещей, которые вы можете купить, используя Биткойны, поскольку Биткойн, на самом деле, крайне неэффективен как средство платежа: обработка платежей занимает много времени и связана с высокими комиссионными, а стоимость валюты слишком изменчива. Однако, если азартные игры не являются вашей страстью, инвестиции своих сбережений в Биткойн могут быть целесообразны.
Тем не менее, технология блокчейн имеет высокий потенциал в областях, отличных от цифровых валют, например, документооборот и логистика. В ряде стран эта технология используется в процессах государственного управления, например, при оказании нотариальных услуг или администрировании медицинских данных.
Ваш коллега и блокчейн: Как технология может быть нам полезна в онлайн-рекламе?
В эпоху стремительного развития цифрового медиа-бизнеса существует несколько потенциально интересных областей применения для технологии блокчейн. К примеру, обеспечение прозрачной и безопасной работы онлайн-кампаний с использованием программной рекламы. В этом контексте блокчейн поможет решить проблемы, связанные с мошенничеством в рекламе, безопасностью и биллингами, предоставляя сквозную документацию без вмешательства в цепочку процессов. С точки зрения эффективности отчетности, блокчейн сможет помочь обеспечить согласованную запись данных между издателями, агентствами и клиентами.
Ряд стартапов уже разработали решения по обеспечению прозрачности и безопасности программной рекламы, однако их широкомасштабное использование блокируется огромными затратами, необходимыми для развития и координации между всеми участвующими сторонами.
Ваш клиент и блокчейн: Кто из множества провайдеров заслуживает доверия?
Без сомнения, блокчейн можно развернуть как коммерческую платформу для взаимодействия между агентами и клиентами в области доставки контента, например, в области прав на изображения.
В последние месяцы многочисленные стартапы и технологические компании запустили продукты и приложения, основанные на этой технологии. Однако, все эти решения сопряжены с единым огромным недостатком: как правило, каждая платформа использует свою собственную нефизическую валюту в качестве средства платежа, которая применяется для оплаты транзакций, а также для покупки и продажи медиа-акций, цифровых лицензий. Если используется несколько сервисов, компании должны иметь кошелек, полный разных валют, что очень усложняет процессы взаимодействия с платформами.
Первая продажа цифровых валют (ICO), безусловно, дает стартапам на базе блокчейна возможность привлечь капитал. Однако, если бизнес-модель работает, стоимость валюты увеличивается, что полезно для инвесторов и операторов платформы, но не для тех, кто хотел бы использовать валюту для покупки медиа-контента или цифровых товаров. Исследования, проведенные сайтом bitcoin.com, показывают, что из более чем 900 ICO, поступивших в обиход в 2017 году, почти 60% компаний потерпело неудачу.
Поэтому мы в Plan.Net считаем лучшим на сегодня подождать, выпить с бабушкой чашечку чая и спокойно наблюдать за тем, как развивается технология.