Медленное падение ужаснее быстрого провала

«Джон (имя героя изменено — прим. ред.) провёл последние два с половиной года, работая в технологическом стартапе. Проект был небольшим, но получил хорошее финансирование. Сам Джон до этого запустил несколько успешных стартапов, и казалось, что всё идёт по плану — сервис получал хорошие отзывы пользователей, а команда готовилась закрыть очередной инвестиционный раунд», — пишет редактор Baremetrics.

Предприниматель рассказал о том, как его компания в течение нескольких месяцев постепенно погибала, почему основатели решили не следовать известному принципу 'Fail Fast' и почему он не рекомендует поступать так же основателям других проектов.

Это самая большая ошибка за всю мою карьеру. В течение последних пяти месяцев наш стартап был мёртв, но никто не хотел это признать. Наконец, прошлой ночью я понял: мы должны закрыть компанию.

По мнению предпринимателя, медленный провал — это худшее, что может случиться со стартапом. «Вы снова и снова принимаете неверные решения и совершаете одни и те же ошибки. Это похоже на безумие. Вы делаете одни и те же вещи, но почему-то ожидаете других результатов», — объясняет стартапер.

Джон приводит три основных момента, которые демонстрируют, как компания месяц за месяцем терпела медленное поражение.

  1. Бизнес-модель. По словам предпринимателя, именно нежелание компании менять бизнес-модель обусловило её медленное падение. «Она позволила нам привлечь финансирование, но начала плохо себя показывать после запуска проекта. Но из-за успеха на этапе поиска инвестиций мы не хотели её менять. Кроме того, бизнес-модель очень нравилась всей команде, и мы испробовали все возможные варианты, пытаясь заставить её работать. Наша бизнес-модель медленно поедала проект. Нам следовало сменить её гораздо раньше».
  2. Переписывание кода продукта. «Нам следовало решить, как поступить — полностью переписать весь проект, расширять его или использовать его в качестве базы для дальнейшей разработки. Мы решили полностью переписать код, и это отвлекло нас ото всех остальных проблем ещё на три месяца». По мнению предпринимателя, команде не следовало тратить время на переписывание. Стоило вести разработку, основываясь на уже имеющемся коде — это, говорит Джон, помогло бы раньше заметить другие проблемы. «В итоге мы пришли к тому, что переписали огромное количество кода, которое нам всё равно пришлось переписывать заново, когда мы наконец обнаружили недостатки бизнес-модели».
  3. Стратегия ведения продаж. Отдел продаж стартапа, по словам предпринимателей, стремился заключать контракты только с крупными клиентами, практически не работая с небольшими компаниями. «Нам следовало бы заниматься обоими направлениями. Вместо этого мы сложили все яйца в одну корзину. Крупные клиенты обычно довольно нестабильны — из-за длины цикла продаж. Три раза мы думали, что заполучили крупного клиента, и три раза они отказывались от заключения сделки в последнюю минуту. Это очень тяжело в моральном плане. Нам было не на что опереться. Если бы сосредоточились на более мелких покупателях, возможно, мы бы выиграли время и средства».

Предприниматель полагает, что сменив бизнес-модель раньше, стартапу удалось бы сохранить значительную часть средств и, возможно, сменить направление работы. «Нам мешали фундаментальные проблемы. Когда мы их обнаружили, было уже слишком поздно, чтобы менять направление работы».

Стартапер также рассказал о некоторых других уроках, которые он вынес из падения своего проекта:

  • Публичный провал — это слишком больно. «Мне так и не удалось признаться своим друзьям в том, что мы потерпели поражение».
  • По словам Джона, команда принимала решения довольно быстро, но не торопилась менять их, когда становилось очевидно, что они были неправильными. Создатели любого проекта, говорит предприниматель, должны иметь смелость признать свои ошибки и изменить решение.
  • Ещё одной ошибкой стал пассивный подход к продажам. «Сотрудники, занимающиеся продажами, не должны ждать, пока продукт будет готов, чтобы начать продавать его. К моменту запуска у вас уже должно быть 10 потенциальных клиентов, готовых приобрести продукт».
  • Функциональность в продукт стоит добавлять, если она увеличивает его ценность для потребителя. «Мы добавляли фичи, чтобы улучшить вид матрицы функциональности».
  • «То, что вы читаете в прессе — это PR, а не реальное положение дел».
  • Команда проекта делала много вещей, которые казались им эффективными, но на самом деле не приносили никакой пользы и не решали существующие проблемы.
  • «Придерживайтесь проактивной, а не реактивной стратегии решения проблем. Мы боролись с последствиями, а не с причиной наших неудач».
  • «Будьте честны с самим собой».

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

17 лютого в інноваційному парку UNIT.City відбулась презентація IP Guide для сфери інформаційних технологій. В ньому зібрані головні поради щодо ...

Безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe: Як українцям працювати на іноземних ринках

25 лютого о 10:00 відбудеться безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe, організований компанією Payoneer. Понад десять експертів в області бізнесу та ...

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED — без цукру і калорій

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED WATER — без цукру

Ми звикли грати із часом наввипередки, заглиблюватися в міські нетрі та скролити історії з життя. Ми давно орієнтуємось на місцевості ...

Coca-Cola переходить до пляшок з переробленого пластику

Coca-Cola Co. запроваджує використання в США виключно пляшок з переробленого пластику, що є значним зрушенням у стратегії сталого розвитку. Компанія ...

Сергій Кузьменко — новий керівний директор TWIGA Ukraine

З 2021 року керівним директором комунікаційної групи TWIGA Ukraine призначено Сергія Кузьменка, який до цього займав позицію стратегічного директора. Світлана ...

Cittart

В Україні з’явиться мистецька соціальна мережа та маркетплейс Cittart

Розробники проєкту називають його «мистецький Instagram». Дійсно, до формату саме цієї соцмережі найбільше тяжіють поціновувачі візуальних видів мистецтва. Засновники стартапу ...