Британские ученые установили, где живет наше упрямство и предвзятость

Убеждение в собственной правоте мешает объективно оценить силу чужой аргументации, если мнения разнятся, но позволяет принять ее, если они совпадают. Это выяснили британские ученые, которые провели эксперимент с использованием фМРТ. Выяснилось, что ограничивает оценку работа задней части медиальной префронтальной коры, активность которой не меняется, если мнения не совпадают. Обнаруженный механизм объясняет работу предвзятости подтверждения — когнитивного искажения, при котором человек склонен выбирать из всей информации только ту, которая подтверждает уже имеющееся у него мнение, пишут ученые в Nature Neuroscience.

Информация, которую ежедневно получает человек, может подтверждать уже сложившееся у него мнение по какому-либо вопросу, либо же опровергать его. В любом случае, устоявшееся мнение должно быть каким-то образом обновлено, что требует определенной гибкости перед новой информацией. На деле же все не так просто, человек в вопросе подтверждения (или опровержения) своего мнения бывает достаточно ангажирован: часто в таких ситуациях он бывает подвержен одному из когнитивных искажений — предвзятости подтверждения.

Психологическая основа предвзятости подтверждения изучена достаточно хорошо (подробно мы разбирали этот вопрос в одноименном блоге), а о нейронных механизмах, лежащих в ее основе, известно мало. Исправить это решили ученые под руководством Андреаса Каппеса (Andreas Kappes) из Лондонского университета. В их эксперименте приняли участие 42 человека, которых разбили на пары. Каждый из них прошел небольшой опрос на оценку стоимости недвижимости: например, стоит ли показанный им дом меньше или больше миллиона долларов.

После этого участников попарно клали в два томографа, расположенных напротив друг друга и отделенных прозрачной стеной. Каждому из двух участников поочередно показывали сначала определенный дом с конкретной ставкой, затем — мнение по поводу его стоимости другого участника (ниже или выше), а потом — то, сколько он поставил денег на него. Деньги были реальными (от 1 до 60 центов) — их участники могли забрать после эксперимента, а получали их в том случае, если их суждение оказывалось верным, то есть дом в действительности стоил либо меньше, либо больше указанной суммы. В противном случае указанную сумму вычитали из финальной.

Каждый участник, таким образом, мог либо обратить внимание на мнение другого, либо нет — и обновить указанную ставку, чтобы получить больше или потерять меньше денег. Оказалось, что в том случае, если один участник видел, что второй оценил дом так же, то он охотнее (p < 0,001) менял свою ставку, чем в случае, если их мнения разнились или же информации о ставке другого не было вовсе. Другими словами, участники были более благосклонны к мнению другого, если оно подтверждало мнение их самих, и игнорировали, если оно было иным.

Данные фМРТ показали, что в том случае, если мнения двух участников совпадали, у того, кто делал ставку, наблюдалась статистически значимая (p < 0,001) обратная корреляция между активностью задней части медиальной префронтальной коры и тем, насколько велика была ставка второго участника. Другими словами, чем меньше была ставка партнера в том случае, если он оценил лот так же, тем больше активировался рассмотренный участок. В случае, если мнения разнились, изменений в активности участка не наблюдалось.

Префронтальная кора, как известно, играет важную роль в принятии решений, а конкретно рассмотренный участок — задняя часть медиальной префронтальной коры — активируется при получении информации, которая может повлиять на решение после того, как оно уже принято. Авторы работы показали, что активность этого участка довольно пластична и отражает всю суть предвзятости подтверждения: к информации, которая подтверждает устоявшееся мнение, человек прислушивается больше, чем к той, которая ей противоречит.

Источник: https://nplus1.ru/

Заглавная иллюстрация: https://ua.depositphotos.com/

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

TISC Укрпатент разом із UNIT.City презентували IP Guide для українських ІТ-компаній

17 лютого в інноваційному парку UNIT.City відбулась презентація IP Guide для сфери інформаційних технологій. В ньому зібрані головні поради щодо ...

Безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe: Як українцям працювати на іноземних ринках

25 лютого о 10:00 відбудеться безкоштовний онлайн-саміт Beyond Eastern Europe, організований компанією Payoneer. Понад десять експертів в області бізнесу та ...

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED — без цукру і калорій

Вперше за 130 років BORJOMI презентує інноваційний продукт FLAVORED WATER — без цукру

Ми звикли грати із часом наввипередки, заглиблюватися в міські нетрі та скролити історії з життя. Ми давно орієнтуємось на місцевості ...

Coca-Cola переходить до пляшок з переробленого пластику

Coca-Cola Co. запроваджує використання в США виключно пляшок з переробленого пластику, що є значним зрушенням у стратегії сталого розвитку. Компанія ...

Сергій Кузьменко — новий керівний директор TWIGA Ukraine

З 2021 року керівним директором комунікаційної групи TWIGA Ukraine призначено Сергія Кузьменка, який до цього займав позицію стратегічного директора. Світлана ...

Cittart

В Україні з’явиться мистецька соціальна мережа та маркетплейс Cittart

Розробники проєкту називають його «мистецький Instagram». Дійсно, до формату саме цієї соцмережі найбільше тяжіють поціновувачі візуальних видів мистецтва. Засновники стартапу ...