Как украинские компании работают в пандемию и что ценят в офисах — исследование Creative States

2020-й будет богат на итоги. Год стал испытанием — рушились индустрии, менялись базовые сферы жизни. Особенно поменялись наши отношения с работой. Она стала во всех смыслах важнее.

Кадры и цифры

С одной стороны, пандемия спровоцировала сокращения и неопределенность — только в Украине весенний локдаун мог лишить работы до 1 млн человек. Всего экономика страны может потерять до 4% годового ВВП, прогнозирует банк JP Morgan.

С другой стороны, работать мы стали больше — средний рабочий день на «удаленке» стал длиннее на 48 минут, говорит исследование Гарвардской бизнес-школы. А что произошло с бизнесом, который тотально ушел в цифровую реальность? «Большинство компаний менее продуктивны, чем 12 месяцев назад», — констатирует издание Harvard Business Review. Цифровые гиганты, в основном, сохранили гибкие политики, которые позволяют сотрудникам выбирать, где они они хотят работать, но не принуждают к работе только из дому.

Например:

  • Twitter и Square навсегда разрешил компаниям работать удаленно — и при желании посещать офис.
  • Facebook планирует в ближайшие 10 лет перевести до половины сотрудников на постоянную работу из дому, уверен Марк Цукерберг.
  • Глава Netflix Рид Хастингс жестко критикует удаленную работу. Он обещает вернуть сотрудников в офисы «спустя 12 часов после одобрения вакцины».
  • «Большую часть ключевой работы невозможно выполнить из дому», — написал в мартовском письме к инвесторам основатель Amazon Джефф Безос.
  • Сотрудники Google будут работать удаленно до нормализации эпидемической ситуации, но внутренние документы уже показывают, что продуктивность инженеров снизилась.

В Украине мало исследований, отражающих реальное положение дел. Чтобы зафиксировать, как украинские компании работают в пандемию, как люди воспринимают новый формат труда и что думают про разницу между «удаленкой» и «офисом», команда Creative States провела опрос. В нем приняли участие 209 респондентов из четырех наших локаций. Это IT-специалисты, представители венчурной, финансовой, туристической, креативной индустрии и реального сектора экономики. Большая часть респондентов — люди в возрасте от 26 до 35 лет.

Что такое идеальный офис и как изменилась работа — результаты опроса

Как украинские компании работают в пандемию и что ценят в офисах — исследование Creative States
Как украинские компании работают в пандемию и что ценят в офисах — исследование Creative States

Работа большинства опрошенных респондентов не требует обязательного присутствия в офисе — к оффлайну «привязаны» только 12,9%. Остальные или уже работали удаленно или адаптируются к любому формату. Но это не значит, что «удаленка» всем по душе — нравится она 57% респондентов.

За что же сотрудники любят свои офисы? Доминируют три причины:

  1. Рабочая атмосфера (43,5%)
  2. Возможность общения с коллегами и чувствовать себя частью сообщества (41,6%).
  3. Комфорт и отсутствие домашних раздражителей (12,9%)

Именно в этом треугольнике — атмосфера, сообщество и комфорт — и заключен секрет продуктивности, по которой так скучают многие «удаленщики». Во многих компаниях это понимают: к примеру, Dropbox переделывает офисы в так называемые Dropbox Studios — места для свободного посещения без закрепленных рабочих мест. Там можно креативить, можно работать, можно собираться для совещаний.

Не у всех есть сопоставимые с гигантами Долины финансовые возможности. К счастью, тратить миллионы на рабочее пространство и не обязательно — коворкинги обеспечивают все эти преимущества, снимая с бизнеса административную нагрузку. Они созданы для того, чтобы разрушить барьеры и обеспечить инфраструктурой ради максимальной продуктивности и комфорта. Коворкинги уже не конкурируют с офисами, а меняют то, что значит этот термин. Наши дома — хоть как бы они ни были хороши — просто не могут с этим конкурировать.

Согласно опросу Creative States, треть сотрудников испытывают дома проблемы с концентрацией. Их отвлекают, а компания и человек в итоге теряют в производительности. Только треть респондентов сказали, что гармонично разделяют работу и жизнь в удаленном режиме. У каждого четвертого бытовые и рабочие дела смешались. Остальные пока пытаются достичь гармонии. При этом 58% участников опроса считают, что их продуктивность в офисе выше, чем дома.

Кроме того, офис — это хаб для доступа к инфраструктуре. Если речь идет про бизнес-центры, ее можно получить в одном здании. Примерно 40% респондентов говорят, что ценят наличие спортзалов, салонов красоты и других сервисов в максимальной доступности. Но просто так снять офис в бизнес-центре класса А — посильно далеко немногим компаниям. Арендные ставки в Киеве начинаются с $30 за квадратный метр, ремонт, обслуживание и залоговые платежи вместе сложатся в колоссальные и неоправданные расходы. Коворкинги обеспечивают то же, но по запросу, дешевле и проще — любая команда может найти нужный вариант в лучших локациях города. Среди респондентов Creative States 65% снимают закрепленные за ними офисные помещения, еще 28% работают в режиме hot-desk, а остальные используют только дополнительные сервисы: аренду под ивенты или переговоры.

Как украинские компании работают в пандемию и что ценят в офисах — исследование Creative States

И хотя бизнес это прежде всего цифры, в случае с удаленной и офисной работой они не объясняют всех нюансов. «Если сравнивать продуктивность на индивидуальных проектах, все может казаться нормально», — пишет о последствиях тотальной «удаленки» венчурный инвестор и сооснователь Y Combinator Пол Грэм. И добавляет, что одна из ключевых потерь такого формата — случайные встречи и совещания, диалоги, которые помогают компаниям двигаться вперед.

Коворкинги созданы так, чтобы собирать людей вместе, обеспечивать им комфорт и синергию. История уже неоднократно подтвердила эффективность этого формата. Знаете, что объединяет сотовую связь, солнечные панели и транзисторы? Все они были созданы в исследовательском центре Bell Labs — прототипе современного коворкинга, в котором ученые из разных сфер работали под одной крышей. Каждая команда имела свое помещение и общую зону. Плоды этой работы мы пожинаем и до сегодня.

Коронавирусная пандемия стала для всех вызовом. Если в ответ на нее навсегда запереться по домам — это может нанести непоправимый вред бизнесу. Если принять новую философию — работай откуда угодно — можно оказаться на пороге нового прорыва. «Нам очень важно поддерживать продуктивность и хорошее настроение каждого резидента, его комфорт», написали авторы исследования, рассылая опросник клиентам Creative States. В первую очередь это означает гибкость. Среди актуальных в условиях пандемии услуг респонденты называют не только постоянный офис (38%), но и опцию hot-desk (21,1%), бронирование переговорных комнат (16,7%) и аренду офиса на день (8,6%).

Работа уже изменилась и классические офисы за этим не поспевают. Коворкинги — в авангарде изменений. И чем ближе победа над COVID-19, тем актуальнее это становится.

Фото в заголовке: Кевин Багат / unsplash.com


Читайте также:

В рамках проекта «Философский Сад» учредитель и CEO Creative States Илья Кенигштейн и автор проекта Демьян Ом обсудили ответственность в бизнесе и жизни в целом, креативность и то, кто же действительно представляет Украину в мире — художники или политизированные олигархи.

Теги:

ТОБІ СПОДОБАЄТЬСЯ

Топ-10 українських Instagram-блогерів у 2020 році — дослідження HypeAuditor і dentsu Ukraine

Кількість підписників досі є головним показником популярності в Instagram, тому інфлюенсери продовжують активно боротися за кожного свого читача. Такі висновки ...

10 способів використання Instagram Guides у маркетингу

За минулий рік Instagram здійснив цілий ряд оновлень, тож не дивно, що формат Instagram Guides міг пройти повз увагу користувачів.

«Приват24» привів Святого Миколая в кожен дім через смартфон

Новорічні свята — найчарівніший час! Цього року вперше українців привітав зі святами цифровий Святий Миколай. ПриватБанк разом із Visa подарував ...

Під час локдауну українці стали у півтора раза частіше купувати онлайн — дослідження OLX

Українці стали значно частіше купувати товари онлайн на фоні оголошення та впровадження січневого локдауну. Кількість замовлень онлайн у п’яти найпопулярніших категоріях зросла на 46%. ...

Бренд Oakley представляє маску для обличчя, яка запобігає запотіванню окулярів

Бренд Oakley, відомий своїми стильними окулярами, представив високотехнологічну захисну маску для обличчя, яка ідеально підходить для тих, хто носить окуляри. ...

Вікіпедія відзначає 20-річний ювілей (Інфографіка)

Двадцять років тому, 15 січня 2001 року, Джиммі Вейлз та Ларрі Сенгер запустили сайт під назвою «Вікіпедія» — мережевий інформаційний ...