Продолжается YO! Direction Awards — конкурс молодых режиссеров, желающих положить первую рекламную видеоработу в свое портфолио. Авторы инициативы, которая связывает известные бренды с креативными талантами молодого поколения режиссеров, — рекламный продакшн Toy Pictures.
Конкурс YO!DA проходит в несколько этапов. Сначала участники получили брифы от партнеров проекта — брендов компаний Samsung, Carlsberg Ukraine, ГК «Новые Продукты», Henkel, Domino’s Pizza, которые выступили реальными заказчиками, — и предложили свои идеи для рекламных роликов. Потом профессиональное жюри вместе с представителями брендов отобрало 12 лучших, по их мнению, идей в шортлист. Участники, попавшие в шортлист, прошли менторские модули от продкашн-экспертов и практиков рекламной индустрии в Kyiv Academy of Media Arts, которые выступают партнером конкурса.
10 сентября конкурс объявил финалистов, которые получают грант на съемку в размере $2500, а также профессиональную помощь от продакшн-компаний Украины. Далее участники, которые прошли в финал, снимают ролик. А потом жюри выберет победителей, которые получат денежные призы в размере $1000 и $2000 за лучшую реализованную идею.
О концепции, миссии YO! Direction Awards и соотношении «ожидания vs реальность» мы пообщались с основателем конкурса, продюсером и совладельцем рекламного продакшена Toy Pictures Дмитрием Сухановым.
Почему решили провести конкурс молодых режиссеров?
Мы ощущаем потребность в качественном росте украинских режиссеров. Это невозможно без конкуренции и постоянном пополнении индустрии новыми именами. В кино и телеиндустрии есть механизмы, позволяющие режиссеру пройти путь дебютанта и получать уже профессиональные задачи. А вот на рынке видеорекламы — это всегда вопрос случая. И не всегда доступ к случаю имеют самые талантливые. Поэтому мы решили такой механизм рекламного дебюта создать.
Сами придумали идею или это франшиза?
Сама идея конкурса молодых рекламных режиссеров не нова. Их существует множество по миру в разных странах, и мы просто знаем о их существовании уже много лет.
В соцсетях YO!DA вы пишете, что это аналог польского конкурса Papaya Young Directors. Точнее, что Papaya Young Directors — это польский аналог украинского конкурса YO!DA. Об этом, пожалуйста, поподробнее. Это франшиза? Или YO!DA — отдельный самостоятельный проект, созданный по примеру Papaya Young Directors?
Papaya YD проводят наши друзья и клиенты польская продакшн-студия Papaya. Toy Pictures неоднократно снимал для них сервисы в Украине для таких мировых брендов как Kit-Kat, Lions, Huawei. Так как мы взяли у них некоторые идеи по принципу организации — мы просто по-дружески спросили, не против ли они. И они были не против, так как их территория — это EU, а наша — пока что только Украина. Посмотрим, может со временем мы объединимся с ними и станем частью более глобального конкурса. Они проводят этот конкурс уже седьмой год, мы — только первый.
Какова цель и миссия конкурса YO!DA?
Качественное развитие рекламной индустрии в части как идей так и экзекьюшена. Обмен опытом и информацией с молодыми. Поиск талантливых людей, которых никто не знает.
Какова доля участия в этом Toy Pictures? А компании Seventeam? А KAMA?
Копирайт по конкурсу сейчас принадлежит Toy Pictures целиком. Но за любой идеей стоят реальные люди, и без качественной команды мы бы сами, конечно, ничего не сделали.
Для организации такого конкурса необходимо много смежных компетенций, которых нет у продакшн-студии. Это и образовательные, и диджитал-компетенции. Поэтому, опираясь на свой опыт и потребности, мы решили, что нам нужны полноценные партнеры, для которых такое участие тоже может быть интересно. По сути, мы работаем на благо развития общей экосистемы молодых талантов. КАМА в этой нише — школа №1, это 100% попадание в профиль их студентов и лекторов. Так что тут у нас не было сомнений. Дима Федоренко (сооснователь диджитал & медиа студии Seventeam — Ред.) — мой старый друг, и его компетенции в понимании старого и нового рекламного рынка на стыке диджитал и видеоконтента очень полезен. Кроме того, ребята помогли нам сделать айдентику, сайт, базу данных по участникам всего за 5 дней от момента, как мы решились, до момента, как мы объявили конкурс и открылись для регистрации участников.
Кроме того, эти партнеры были настолько заинтересованы поучаствовать в проекте, что мы договорились: делаем этот первый год без прямой прибыли для каждого из бизнеса. Просто на результат первого года. С тем, чтобы на второй-третий год зайти в него тем же составом более профессионально и масштабно.
Ну, а наш опыт работы с промокампаниями в киноиндустрии, участия в организации кинофестивалей, позволил нам самим закрыть еще задачи промокоммуникаций по конкурсу. И скоро будет церемония награждения.
Какая выгода от проекта именно вашей компании?
В короткой перспективе — это только селфпромо, acknowledgement среди молодого поколения. А оно (поколение) все больше и больше проникает в продакшн-индустрию.
В деньгах нашей выгоды нет. Даже если считать, сколько бесплатных трудозатрат своей команды мы вкладываем — это чистый финансовый минус.
В долгую — этот проект может быть интересен как отдельный бизнес-проект. Лет через пять, наверное, как это сейчас в Papaya. Но посчитать выгоду от влияния конкурса как нового инструмента на индустрию сейчас сложно. Это больше наша визийная стратегия на развитие среды. Мы надеемся, что через пару лет на рынке появится 5-6 крепких новых имен.
Какие были ожидания в целом от проекта и от уровня идей участников? Совпали ли они с реальностью?
Мы немного удивились, так скажем, от количества поданных заявок. Всего за 3 недели подали 356 идей. Мы думали, что будет вполовину меньше.
Те работы, что попали в топ, прямо очень интересны своими нестандартными решениями. Посмотрим, насколько у финалистов получится их воплотить в жизнь.
По каким критериям жюри отбирало идеи в шортлист?
По оригинальности режиссерской разработки и идеи в первую очередь. А потом жюри и клиент отбирали по «попаданию в бриф». Причем иногда жюри считали, что в бриф идея не попадает, а сам клиент считал, что очень даже попадает.
Как выбирали главных партнеров конкурса? Вы им предлагали партнерство или они сами вышли на вас?
Мы потратили на это около месяца. Подготовили презентацию. Высылали на ознакомление и потом быстро питчили суть идеи по телефону или зуму. Помог Саша Смирнов, он двинул идею дальше своим клиентам. Также круг друзей и знакомых привел нас еще к одному клиенту. Двух мы знали лично.
В общем, сама идея, то, что мы ее смогли просто и понятно изложить, плюс вся совокупность знакомых — все это привело к тому, что у нас через месяц было шесть согласившихся на авантюру (по-другому не назовешь) брендов.
Расскажите, в чем суть и механика конкурса?
Клиенты дают немного денег на конкурс. Большая часть из них уходит победителю отбора как грант на съемки ролика. Плюс мы как продакшн заранее готовим много предложений (бесплатных или почти бесплатных) и помогаем консультациями, контактами, договоренностями уже под конкретные идеи, чтобы ребята смогли в финансовых рамках сделать свою идею качественно.
Готовый ролик уходит в итоге в распоряжение клиентам, они могут его дорабатывать и использовать для своей рекламной кампании. По желанию. И для нас было бы хорошо, если бы конкурсные работы стали реальным рекламным роликом с пользой для клиента. Мы передаем им авторские права на 1 год.
Но все изначально понимают, что это не имитация бизнес-процессов коммерческого заказа рекламного ролика, а прежде всего конкурс. Например, клиент имеет возможность давать оценки, комментарии, но не присутствует на личных встречах с конкурсантами. Зато имеет голос на уровне 2-3 членов жюри при выборе идеи, а потом финалиста. Мы не утверждаем с клиентом брифы, не проводим PPM (pre-production meeting — Ред.). Все комментарии на уровне раскадровки и финального монтажа. Все остальное — чистый «голос» молодого таланта.
По каким каналам промотировали конкурс?
Прежде всего через базы рассылок как наших кинокругов, ассоциаций (например, Сучасне Українське Кіно — по сути, это база кино выпускников Университета Карпенко-Карого), ДержКино, UFS и других частных киношкол. Конечно же, огромный вклад в промо внесли КАМА.
Плюс под конкурс у нас организовался PR-отдел. Мы работали с прессой, кросс-промо, Телеграмм-каналами. Вообщем, заморочились.
Также мы подключили в жюри авторитетных личностей этой отрасли, что помогло нам сделать промо через видеоинтервью с ними в соцсетях вокруг их круга друзей и поклонников.
Когда определятся победители — что их ожидает дальше, после окончания проекта?
Посмотрим. Кому-то мы как студия можем предложить быть с нами уже в коммерческих подачах на рынке. Кому-то такое не надо. Этот конкурс добавит уверенности участникам и выведет шоурил на новый уровень. Мы будем смотреть на то, кто конкретно станет победителем. И, исходя из его потребностей в развитии, попробуем помочь идти дальше.
Но не забывайте, что результаты будут анонсированы публично. А рынок жаждет молодых талантливых людей, способных сделать что-то хорошо. Поэтому, мне кажется, сам факт того, что они будут объявлены победителями, а их работы станут публичными с поддержкой в виде промо, — будет отличным пушем в их дальнейшей карьере, как бы она ни сложилась.
Как практика проведения первого конкурса повлияет на проведение следующего (если вообще планируется конкурс молодых режиссеров в 2021-м)? И вообще насколько важен для вас именно этот «первый опыт»?
Очень важен. Мы постарались в этот раз просить у клиентов как можно меньше денег. Было понятно, что и они, и мы рискуем.
Мы поняли, как лучше организовать конкурс в следующем году, какой должен быть бюджет, какая команда и, наверное, самое важное — сколько времени надо закладывать в планировании на каждый этап. У нас этот конкурс прошел — от идеи до финальной церемонии — за 3,5 месяца. Это включая поиск главных партнеров, разработку сайта, старт промокампании, работу с брендами как по брифам, так и до договорной части, так и по комфортному балансу механики согласований. Адская нагрузка на жюри из-за непрогнозируемого объема работ. Менторский модуль для полуфиналистов. Сам период продакшена и, наконец, церемония награждения 🙂 Ну, понимаете, 3,5 месяца на все.
Первый опыт показал, что мы, наверное, сумасшедшие, потому что решили идти с таким таймингом. Но мы хотели сделать церемонию награждения в офлайне на открытой площадке, пока не испортится погода. И это определило весь тайминг. Но в следующем году весь конкурс должен идти не меньше 7-8 месяцев.
Как будет жить YO!DA дальше? Как планируете развивать проект?
Закончим этот конкурс. Соберем обратную связь с главных партнеров, с рынка, с талантов. Поделимся результатами с нашими польскими друзьями, сравним с их результатами и решим, в каком формате делать проект в следующем году.
Мне кажется, перспектива развития у конкурса есть. Будем надеяться, COVID нас отпустит, старые партнеры останутся на следующий год, новые партнеры присоединятся и мы сможем организовать конкурс молодых режиссеров в следующем году еще масштабнее и грамотнее. У меня есть идея добавить в конкурс еще пару стран 🙂 Посмотрим.
Фото предоставлены командой Toy Pictures
Сайт конкурса.
Еще мы напоминаем, что представительство Cannes Lions в Украине открыло предварительную регистрацию до 7 конкурсных категорий Young Lions Competitions (YLC) включая Young Lions Marketers Competition (YMC) 2021.